Понятие права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством. Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная по праву.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

Понятия права и правосознания (в определенное мере и правоотношения) данный подход идентифицирует. В понимании Петражицкого право выполняет дистрибутивную (распределительную) и организационную функции. Заслуге ученого принадлежит основательная разработка проблемы правовой политики — важнейшего организационного ресурса права, призванного очищать психику людей от асоциальных склонностей, ввести в сознательное русло те стремления, которыми человек руководствуется спонтанно. Очевидно, что такой подход сближает психологическое и социологическое правопонимание.

Идеи  Л. И. Петражицкого получили развитие в трудах скандинавской школы права (Росс, Оливекрона и др.). Заметное влияние психологическая школа оказала на развитие социологического направления в США и в других странах.

Интегративная концепция права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное признание и подтверждение (осуществление) в правовой деятельности. Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. И ныне, каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все — против такой односторонности. Господствующая тенденция современного развития правоведения — углубление представлений о праве (правовых идеях, принципах, нормах, отношениях, действиях) как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права, с помощью синтеза (интеграции) представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и меру каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения (действия), отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. C позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. Право, с этой точки зрения, есть правовая идея, воплощенная в норме (законе), интериоризированная сознанием и реализующаяся (экстериоризированная) в фактических правомерных действиях и отношениях — в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.

Интегративный подход позволяет точнее подойти  к оценке объективного и субъективного  в праве, осмыслить роль фактической  правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами. Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнительность правоотношений средствами юридического процесса (О. Э Лейст), что действие права предполагают определенные условия, требует необходимые ресурсы, наличие специальных структур, способных принять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания — естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое — выступает не только противовесом иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, его ценностями и интересами.

Интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных  концепций права, позволяет максимально  учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы  права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе. Он не разводит по разным полюсам естественно-правовой, нормативный, социологический и психологический  подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства.

Стержнем  интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления (бытия) права в социальном пространстве: 1) право как идея, принцип; 2) право как институционализированная совокупность норм (позитивное право, законодательство); 3) право как элемент сознания, психики человека; 4) право в общественных отношениях (право как социальный порядок).

С учетом этого  право есть объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом  и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально  действующими правовыми принципами и установлениями, или правовым порядком.

Право как нормативное выражение согласованных интересов — концепция права, признающая согласованный интерес сущностью права, его первоосновой. В пользу того, что интерес может выступать сущностным признаком права, свидетельствуют разработки понятия субъективного права. Почти все исследователи проблемы субъективного интереса указывают на его связь с определенным интересом, отмечая, что именно этот интерес и составляет сущность всякого субъективного права, а конкретное субъективное право представляет собой персонификацию того общегосударственного интереса, который получил отражение во всеобщем или абсолютном праве. Отмечается также, что социальная ценность субъективного права с еще большей полнотой может быть раскрыта, если рассматривать его в единстве с интересами. Международное право — это, также по существу, нормативное выражение общечеловеческих ценностей и интересов (В. С. Верещетин, Р. А. Мюллерсон, И. И. Лукашук). Очевидно, что общее понятие права также может быть представлено как нормативное выражение интересов с той лишь оговоркой, что в праве должны находить выражение не все, а общие, или согласованные, интересы. Таким образом, следуя той посылке, что право неразрывно связано с интересами, является в конечном счете их порождением, правомерно сделать вывод об общем понятии права как нормативном выражении согласованных интересов.

Утверждение концепции права как нормативного выражения согласованных интересов  выделяет право среди иных нормативных  регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе; исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли; служит методологическим ориентиром для законодателя, вынуждая его всякий раз при отображении специфических интересов в принимаемом законе «искать» эту общую волю (общий, согласованный интерес). Понимание права как нормативного выражения согласованных интересов позволяет использовать все то ценное, что было накоплено отечественной правовой мыслью в этой области, и в то же время придать современному правопониманию диктуемый временем необходимый прагматизм, социальную направленность, увязать в праве либеральные ценности (учение о свободе и собственности) с его социальной результативностью, истинной социальной ценностью (социальной справедливостью). Право в этом смысле выступает как инструмент обеспечения тех конституционных ценностей, которые отображают многообразные интересы и потребности, и, прежде всего, свободы и справедливости.

В основе данной концепции лежит идея права, суть которой может быть сформулировано так: право есть способ разрешения противоречия (способ установления гармонии) между  индивидуальной (групповой) свободой и  общим благом. Разрешая противоречия между специфическим (частным) интересом  и общим благом (или общим интересом), обеспечивая гармонизизацию специфического и общего интересов (через дифференциацию структуры специфических, или индивидуальных и групповых, интересов и ценностей), право тем самым выступает способом солидаризации общества, важнейшим принципом социального строительства. Понимание права как согласованного интереса устраняет односторонность концепций права как меры свободы и нормативно выраженной справедливости. Рассматриваемая концепция предлагает более приемлемое решение, не отрицая в то же время значения каждой из отмеченных. Нормативно выраженный в законе согласованный интерес как раз и обеспечивает торжество свободы (не абсолютной) и справедливости.

Сущность права — обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов согласованный интерес или общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженный в законе либо иным способом признаваемым государством, и выступающий вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Согласованный интерес есть сущностное проявление, первооснова права.

Признаки права — совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе. Праву присущи такие признаки, как: нормативность, всеобщность и общеобязательность права, государственная обеспеченность, системность, формальная определенность, реально действующий характер,. нетождественность (несводимость) права закону, способности выступать инструментом признания, разграничения и согласования разнообразных интересов, выступать мерой, масштабом свободы и поведения человека, нетождественность закону, а также динамизм и стабильность, преемственность.

Нормативность права — основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность — это социальное явление, которое коренится в природе человека и присуще всякой социальной общности. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. В основе нормативности — повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативен и мыслительный процесс, и язык, и правила языка, и деяния человека. Это свойство нормативности указывает на возможности вводить в нормативные рамки поведение, нормировать жизнь людей.

Нормативность права означает, что право состоит  из общих норм, т.е. таких правил поведения (стандартов, образцов), которые обязательны  для всех, не ограничены во времени, в пространстве и по кругу лиц  и определяют дозволенное и запрещенное  поведение, закрепляют меры юридической  ответственности за поведение, противоречащее праву. Нормативность указывает, что  право представлено нормами —  правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности  участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и  поведения. Внешние признаки нормативности (ее «узнаваемость») сформулированы общетеоретической  наукой и юридической практикой  и сводятся к следующим: направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не индивидуальных форм его проявления; неперсонифицированность (неиндивидуализированность) адресата нормы; неопределенность случаев, на которые рассчитано действие нормы. Как основополагающее свойство права, нормативность имеет разные уровни проявления. Наивысшей нормативностью обладают принципы права и его предписания. Хотя и в меньшей степени, но также характеризуются нормативностью правовые идеи, фактические действия (отношения), отличающиеся типичностью, повторяемостью, правомерностью, в силу чего они также — составляющие права. Среди правовых актов — формальных источников права — наивысшей нормативностью обладают кодифицированные акты. Исторически нормативность развивалась от казуистичных норм к абстрактным. Так, закрепление кражи отдельных объектов собственности в древних памятниках права и современная интерпретация этой нормы в действующих уголовных законах принципиальная. Имманентность праву такого свойства, как нормативность, указывает на способность права выступать мощным средством стабилизации и упорядочения общественных отношений;

Всеобщность, и общеобязательность — признак права, означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве. Право в этом смысле характеризуется всеобщностью действия, под влияние права подпадают все, чье поведение в той или иной мере нормируется правом. В тех сферах общественной жизни, где действует право, индивид, коллективы людей не могут игнорировать правовые установления, обязаны совершать действия и поступки сообразуясь с правовыми стандартами.

Государственная обеспеченность права — признак права, означающий, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным. Право с этой точки зрения есть совокупность правовых норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство издает или закрепляет в законе нормы поведения либо санкционирует их, удостоверяя их своим авторитетом и силой и обеспечивая тем самым реализуемость права, в т.ч. средствами принудительного воздействия. «Близость» права к государству — это то, что отличает его от морали, корпоративных норм и иных социальных регуляторов. Государство воплощает право в законе, усиливает его всеобщность и общеобязательность, придает праву современные юридические формы внешнего выражения, информирует о нем население страны. Государство — сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает реализацию его требований, охраняет его от нарушений.

Системность права — характерная особенность права, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное или внутренне разделенное на специфические группы норм. Системность указывает на то, что регулятивную роль нормы права выполняют лишь во взаимосвязи друг с другом: нормы объединяются в институты права, институты — в отрасли. Все вместе отрасли права составляют единую систему права. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

Формальная определенность права – что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.). Формальная определенность — тот специфический признак, который определяет специфику права. Она означает: во-первых, то, что нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем, содержание прав и обязанностей; во-вторых, имеют документальную или иную формализованную форму выражения (закон, регламент, правительственное постановление и др.). Нормы права, помимо нормативных правовых актов получают закрепление в правовых обычаях, нормативно-правовых договорах, имеют прецедентную форму выражения (административный, судебный прецедент); в-третьих, формальная определенность достигается использованием в законодательстве, правоприменительной практике специфического языка права. Формальной определенности права способствуют предоставительно-обязывающий характер его норм, специфическое их строение и использование законодательной (правотворческой) техники конструирования правовых установлений;

Информация о работе Понятие права