Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:41, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать политическое лидерство.
Задачами данной работы являются:
1. Дать общую характеристику политическое лидерство.
2. Охарактеризовать политическое лидерство на Западе и арабо-исламских странах.

Содержание

Введение 3
1.Определение политического лидерства 4
1.1.Понятие политического лидерства 4
1.2.Особенности политического лидерства 9
2.Политическое лидерство в различных странах 12
2.1.Политическое лидерство в западных демократиях 12
2.2.Политическое лидерство в странах арабо-исламского мира 15
2.3.Политическое лидерство в России 17
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

9650 полит_лидерство правка.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается в рамках таких дисциплин, как психология, социология, история, философская антропология и др.

Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация - в семье, в группе, в учреждении.       

Политическое лидерство осуществляется в рамках политических отношений и политической системы общества, в рамках государства и других политических институтов - партий, движений, групп давления, и т.д. В качестве политических лидеров выступают президент, премьер - министр и члены кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость выдвижения и возвышения лидеров в политике.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Цель данной работы – охарактеризовать политическое лидерство.

Задачами данной работы являются:

  1. Дать общую характеристику политическое лидерство.
  2. Охарактеризовать политическое лидерство на Западе и арабо-исламских странах.
  3. Охарактеризовать политическое лидерство в России.

Предмет исследования: политология.

Объект исследования: политическое лидерство.

Структура исследования: данная  работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1.Определение политического  лидерства

1.1.Понятие политического  лидерства

Политическое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности1.

В современной политологии нет  единого истолкования политического  лидерства. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности.

Политическое лидерство в ситуации построения демократической системы, как правило, сопряжено с острым столкновением формальных и неформальных структур политической системы. Если в  странах с давно установившимся демократическим устройством и успешным функционированием формальных институтов имеет место конгруэнтность (соразмерность, соответствие, совпадение) партикуляристских неформальных (гражданских) институтов и практик и выстраиваемой универсальной политической системы, то в странах становящейся демократии в ситуации отсутствия такой конгруэнтности возникает рассогласование между микро- и макроуровнем.

Неформальные политические сети, которые  не увеличивают, а уменьшают действенность  формальных демократических институтов в дефектных демократиях, нередко бывают результатом эволюции институтов автократического режима. Для целого ряда таких режимов Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Китай) и Восточной Европы (Россия, Венгрия) характерны плотное сплетение клиентелистских и персоналистских сетей, неформальные «режимы давления» и лоббирование внутри государственного аппарата.

Экстраполируя общую схему взаимодействия формальных и неформальных институтов на проблему политического лидерства в условиях становления демократии, можно смоделировать несколько типовых ситуаций взаимодействия лидера и окружающих его структур, или институтов.2

Блондель выделяет три типа структур, окружающих лидера:

  1. «естественно» развившиеся внутри общества и особенно сильные в странах с традиционным укладом и в развивающихся странах;
  2. «созданные людьми» (но не лидером) и превалирующие в западных обществах;
  3. созданные лидерами и характерные для коммунистических стран и многих стран «третьего мира».3

Очевидно, Блондель говорит о неформальных («естественные» и часть «искусственных») и формальных (часть «искусственных») институтах и высоком влиянии лидера в условиях волюнтаристских политических режимов.

«Естественные» структуры, по Блонделю, существуют в обществе долгое время, формируются группами скорее специального, чем политического характера, но оказывают большое политическое влияние, особенно в силу мощных уз лояльности внутри этих групп.

«Естественные» структуры имеют  два основных и взаимосвязанных  свойства: они могут рассчитывать на массовую лояльность членов групп; связь между группой и ее членами основана скорее на эмоциональных узах, чем на рациональных идеях и целях. Члены «естественных» структур принадлежат им как бы с момента рождения и растут вместе с другими членами групп. Создаются прочные образцы отношений, которые обычно носят исключительный характер привязанности. Внутри них развивается культура и идеология, регулирующая образцы поведения членов групп.

Отношения между членами группы и ее лидерами основаны на лояльности. Фактор лояльности внутри «естественных» структур воздействует на положение и власть общенациональных лидеров в тех обществах, где такие структуры преобладают. Как правило, общенациональные политические лидеры извлекают пользу из лояльности, будучи лидерами «естественных» групп или входя в тесный союз с их лидерами. Однако общенациональные лидеры не должны абсолютизировать лояльность «естественных» структур при проведении своей политики: порой, если не всегда, они будут испытывать затруднения при давлении на собственную группу или на другие группы, с которыми лидеры связаны, ради достижения своих целей.

Цели общенационального лидера станут вызывать подозрения, их будут  рассматривать как покушение на традиции. Блондель полагает, что пока общенациональные лидеры выступают в роли «менеджера», они воспринимаются членами «естественных» структур и извлекают пользу из традиционной лояльности. Как только общенациональные лидеры пытаются достичь большего, осуществить социальные перемены, «естественные» структуры становятся помехой на их пути, и обращаться за поддержкой приходится к другим структурам.4

Среди «искусственных» структур Блондель выделяет три типа: формальные (ассамблеи, органы местного управления, суды, даже общенациональная исполнительная власть); неформальные политические организации (политические партии); иные неофициальные организации, которые связаны с политической жизнью и играют в ней немалую роль (профсоюзы, женские и молодежные организации, группы интересов).

Названные структуры преследуют цели более широкие, чем поддержка  лидеров или рекрутирование политической элиты; некоторые организации нацелены на ограничение сферы деятельности лидеров и контроль за ними. Во всех случаях, в противоположность «естественным» структурам, «искусственные» структуры имеют определенную цель, например организацию политической системы в соответствии с теми или иными принципами (формальные государственные институты) или защиту какой-то части общества (группы интересов). В «искусственных» политических структурах поддержка и лояльность определяются не эмоциональными узами между членами, а нацеленностью на достижение определенных результатов. Связь между «искусственными» структурами и большинством их членов является поэтому более специфичной, более инструментальной и зачастую более слабой.

В целом отличия «естественных» и «искусственных» структур, согласно Блонделю, имеют тенденцию увеличиваться, поскольку политика вторых адресована всему обществу, а не отдельной ее части. В этом смысле «искусственные» структуры делают политику «общенациональной», чем помогают лидерам бороться с узкогрупповыми тенденциями, свойственными «естественным» структурам. Однако «искусственные» структуры зачастую не в силах обеспечить столь же мощную лояльность, которая характерна для «естественных» структур.

В конфликте между «естественным» и «искусственными» структурами граждане могут оказать большую поддержку «естественным», а не государственным структурам, будь то формальные организации, предусмотренные конституцией, или неформальные, такие как политические партии или группы интересов5.

Помощь, получаемая общенациональным лидером от «искусственных» структур, зависит от того, насколько они конкурентны перед лицом «естественных» структур. Если превосходство налицо, лидеры могут извлекать пользу из развития «искусственных» структур, как конституционных, так и «неофициальных». Однако не все однозначно, ибо эти структуры часто создаются для ограничения власти лидеров. Представительные органы могут помочь сделать политику «общенациональной», но могут также попытаться сделать лидера подотчетным; политические партии могут содействовать лидеру в обеспечении общенациональной поддержки, но, с другой стороны, обязывают его считаться с влиятельными политиками в партии на региональном и национальном уровнях.

Игра политиков обретает общенациональный масштаб; она перестает основываться на традиционной лояльности, но лидеры оказываются заложниками «искусственных» структур. В двухпартийной системе общенациональные лидеры временно могут пользоваться преимущественным влиянием, но в условиях многопартийной системы они зачастую не властны над теми, кто принимает внутрипартийные решения.

Потребность преодолеть ограничения  ведет общенациональных лидеров  к созданию новых структур, например подчиненных им «персонализированных» политических партий. Персонализированные партии успешны продолжительное время в том случае, когда являются подлинно коллективными и идут дальше оказания помощи единоличному лидеру (коммунистические партии, голлистская партия)6.

Таким образом, политическое лидерство выступает одним из основных факторов, способных влиять на взаимодействие формальных и неформальных структур в политической системе. Влияние может осуществляться лидером разнообразными способами: путем взаимодействия с политическими институтами, соперничества с ними, руководства ими и создания новых структур. Во всех случаях лидер может выступать на стороне неформальных и формальных институтов и представлять оба типа структур.

1.2.Особенности политического  лидерства

Современный мир с его несомненно активной политической жизнью и быстро меняющимися реалиями нуждается в тщательном изучении сферы политики и такого важного её звена, как политическое лидерство. Политические отношения общества априори порождают феномен политического лидерства, как необходимое и обоснованное глубокими политико-культурными, религиозными, а также социально- экономическими причинами явление. Политическое лидерство, таким образом, играет ключевую роль в организации любого политического процесса, вследствие чего его актуальность неоспорима, а феномен политического лидерства, его модели и концепции представляют собой интересный предмет для изучения не только ученых-политологов, но и исследователей иных областей научных знаний.

На наш взгляд, специфика понимания  сущности политического лидерства и традиций властных отношений в каждой стране определяется в первую очередь своеобразием формирования политической культуры государства и общества. Впервые о влиянии политической культуры на политические процессы заговорили в середине 50-х гг. XX века американские политологи Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай и другие. Они ввели в политическую науку политико-культурный подход, с помощью которого попытались обосновать, почему же традиционные концепции изучения сферы политики в терминах исследования государственно-правовых институтов не в состоянии объяснить многие из сторон политической реальности.7

Новый политико-культурный подход, став синтезом социологии, культурологии, социальной антропологии для изучения формальных и неформальных компонентов политических систем, учитывающий также национальную политическую психологию, идеологию и менталитет народа, дал возможность по-другому посмотреть на мировые политические процессы. Он позволил ответить на ряд вопросов, в частности, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты успешно функционируют в одних странах и совершенно неприемлемы для других, или же почему политическое лидерство в различные исторические периоды имеет тенденцию проявляться по-разному, и адекватный для какой-либо конкретной страны тип лидерства не будет с неизбежностью таким же для другого государства.

В целом политико-культурный подход позволяет понять не только реальные действия различных субъектов политики, таких, например, как правительство или государство, но и то, какова оценка и восприятие их мировым сообществом, а также другими субъектами в рамках того или иного государства. Кроме того, данный подход дает возможность с новых позиций рассматривать формы реализации политики, включая стиль и поведение политических деятелей различного уровня.

Информация о работе Политическое лидерство