Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:25, реферат
Целью своей работы я ставлю охарактеризовать особенности становления и развития политического сыска в России. Я считаю ,что навряд ли какое государство сможет обойтись без правоохранительных органов. Ведь в обществе и в стране кто-то должен следить за порядком, бороться с уголовными преступлениями, хулиганством, охранять покой и жилища мирных граждан. Для этого и была создана полиция.
Часто для того что бы достичь результатов нужно секретно готовить операции, засылать агентов и т.д., именно по этому и создаются специальные секретные службы, тайная полиция, которые занимаются сыском преступников.
Введение…………………………………………………………………3
1. Особый отдел Департамента полиции………………………………………..5
3. Политическая полиция России в первой половине 19 века………………..22
4. Реорганизация политической полиции во второй половине 19 века……...26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………....35
Шеф жандармов озаботился и состоянием кадрового состава. Для повышения образовательного уровня при Корпусе появилась особая школа для подготовки к "сознательному использованию обязанностей службы по наблюдательной части".
Слабая организация полицейской службы до начала проведения государственных реформ второй половины XIX в. находилась в прямой зависимости от неопределенной политики правительства Российской империи по отношению к проблеме формирования кадров полицейских учреждений.
Радикальные изменения в полицейском законодательстве произошли под прямым воздействием социально-экономических и политических факторов, осложнивших криминальную обстановку в государстве.
Стремление правительства Российской империи к укреплению полицейских рядов, особенно в условиях назревавшего внутригосударственного кризиса конца XIX - начала XX вв., привело к необходимости актуализации внимания на разрешении социальных проблем для полицейских чинов.
Социальная защищенность служащих полиции в пореформенный период осуществлялась по трем направлениям: нормативно-правовому, законодательно обеспечивавшему нормальное несение полицейской службы, а также материальному и моральному, способствовавшим достойной жизни полицейских чинов и членов их семей.
Покушение А.К.Соловьева на Александра II (2 апреля 1879г.) вызвало к жизни Высочайший указ 5 апреля 1879г. - Европейская Россия была разделена на 6 временных генерал-губернаторств, население которых попадало в полнейшую зависимость от произвола местных властей.
Политическая полиция продолжала действовать по старинке, усиливая наружное наблюдение, проводя опросы дворников "о подозрительных личностях, в их домах проживающих", повальные обыски и аресты среди этих личностей.
Новые организационные формы революционного движения загоняли политическую полицию в тупик. С каждым дерзким покушением террористов очевидней становилась беспомощность органов сыска перед лицом сплочённой, строго законспирированной партии.
Политическая полиция всё более утрачивала контроль над ситуацией. Принять превентивные меры невозможно, остаётся лишь реагировать на свершившийся факт. Основным методом жандармов старой школы оставалось "систематическое наблюдение и последовательные аресты членов сообщества". Для освещения непроницаемой тьмы подполья нужна была внутренняя агентура.
"Верховная распорядительная
комиссия по охране
В подчинение этому временному органу переходило и III отделение. Первоочередной задачей Комиссии её главный начальник объявлял "принятие решительных мер к подавлению возмутительных действий анархистов".
Орган этот задумывался в качестве чрезвычайно-административного, поскольку ему поручались и контроль, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами. Главный Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору.
Органам сыска нужно было дать возможность сконцентрировать усилия на борьбе с самой серьёзной угрозой, избавив от несвойственных им функций. Глубина проникновения в революционное подполье могла быть обеспечена только за счёт сужения круга полномочий "высшей полиции".
1 августа 1880 г. Лорис-Меликов подал на Высочайшее имя докладную записку о преобразовании полиции. 6 августа Указом о закрытии Верховной распорядительной комиссии упразднялось и III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии "с передачей дел оного в ведение Министерства внутренних дел".
В составе последнего был создан Департамент государственной полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), призванный сосредоточить все нити "политического розыска и наблюдения". Согласованность работы полиции тайной и явной должна была достигаться тем, что товарищ министра внутренних дел, на которого было возложено (с 1882 г.) руководство Департаментом, являлся также командиром Отдельного корпуса жандармов (шефом жандармов был сам министр).
Организационно Департамент Полиции состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.
Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.
Законодательное – ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, “разврата”).
Третье – занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников.
Четвертое – контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.
Пятое – наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников.
Шестое – наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими.
Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений.
Преемником функций ведомства А.Х. Бенкендорфа стали поначалу “Отделения по охранению порядка и общественного спокойствия”, существовавшие первоначально только в столицах и Варшаве (Санкт-Петербургское с 1866 г. и Московское с 1880 г.).
Этим учреждениям суждено было сыграть роль своеобразных лабораторий политического сыска, в которых возникали и отрабатывались приемы и методы работы, позволявшие не отставать от развития антиправительственной борьбы. Именно благодаря этим нововведениям удалось на некоторое время обуздать революционный террор.
После смерти Александра II аналогичные отделения создаются во всех крупных городах. Главной целью, ставящейся перед ними, являлись предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и негласных розыскных мероприятий. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи.
Начальник отделения действовал под руководством градоначальника и Директора Департамента полиции. Первого он обязан был информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения.
Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу.
Если в результате оперативной деятельности отделение получало материалы, достаточные для проведения дознания, оно передавало их для дальнейшей разработки в губернские жандармские управления с обязательным продолжением самостоятельного розыска.
Данное разделение труда сохранялось и в будущем после трансформации “отделений по охранению...” (к тому времени революционеры уже закрепили за ними название “охранка”) в розыскные отделения: жандармерия – дознание по политическим делам, розыскные отделения – розыск по делам, находящимся в производстве жандармерии.
Организационно отделение включало в себя канцелярию, отделы наружного и внутреннего наблюдения. Но, несмотря на кажущееся несовершенство, розыскные отделения работали эффективно.
Особый отдел (организован в 1898 году) обобщал результаты перлюстрации писем, а также вел агентурную работу за пределами Империи. С образованием в России политических партий его подразделяют на два самостоятельных подразделения: первый отдел (сбор сведений о деятельности партий) и второй отдел (сбор сведений, касающихся общественных организаций).
Заключение
Карательно-розыскной аппарат России, одной из центральных задач которого являлась борьба с революционным терроризмом, действовал в течение многих лет более или менее эффективно. Менялась политическая обстановка, эволюционировало антиправительственное движение, трансформировались структура и методы работы органов сыска.
Но, устраняя недовольных, политическая полиция не устраняла причины недовольства. Глобальное изменение внутриполитического курса не входило в компетенцию III отделения или Департамента полиции. Сохранялись и политико-экономические и социально-психологические факторы, вызывавшие постоянное воспроизведение такой формы политического протеста как терроризм.
Необходимость проведения радикальной реформы политической полиции во второй половине XIX века была обусловлена усилением революционного движения и увеличением количества случаев совершения уголовных преступлений.
Сколь бы большое значение не имели усилия по совершенствованию, профессионализации и рационализации отдельных видов государственного управления, добиться даже минимальных успехов здесь невозможно, если эта деятельность не является органической частью общих усилий по совершенствованию и «осовремениванию» всей системы государственной власти. Сказанное, безусловно, относится ко всем учреждениям и органам государственного управления, однако, пожалуй, деятельность ни одного из них не обусловлена столь органично состоянием «системы» в целом, как органов правопорядка.
Литература
1. Борисов А.В., Сизиков М.И., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917 гг.). - М., 1992;
2. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учеб. пособие. - М., 1998.
3. Мупукаев Р.С. Полиция В России (IX - нач. XX вв.). - Н. Новгород, 1993
4. . Полиция и милиция России: страницы истории /А. В. Борисов, А. Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М, 1996.
5. Бабич М.В. Государственные учреждения XVIII века: Комиссии петровского времени. – Москва: «Российская политическая энциклопедия», 2003.
6.История полиции
7. Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России. 1649 – 1917. – М.: “ ИнКА ”, 1992.
8. Высшие и центральные
1 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 295. Д. 132. Л. 12.
2 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 444. Т. 2. Л. 9-19.
3 ГА РФ. Ф. 109. 1 эксп. 1880. Д. 98. Л. 382о6-383.
4 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 302. Д. 707. Л. 142-143об.
5 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 302. Д. 707. Л. 142-143об.
6 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 302. Д. 707. Л. 142-143об.
7 Брачев B.C. Царский жандарм — борец с масонами // Секретное досье. 1998. № 1. С. 50 — 59.
8 РГИА. Ф. 1284. Оп. 51. 1882. Д. 123. Л. 1-5.
9 РГИА. Ф. 1284. Оп. 51. 1882. Д. 123. Л. 6.
10 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 444. Л. 47.
11 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 444. Л. 14-ф; Д. 444. Т. 2. Л. 13-14об; Ф. 102. Оп. 302. Д.707. Л. 159об.
12 ГА РФ. Ф. 63. Оп. 53. Д. 33. Л. 73, 78, 84, 87, 88, 111, 112.
13 ГА РФ. Ф. 63. Оп. 53. Д. 33. Л. 76.
14 ГА РФ. Ф. 63. Оп. 53. Д. 33. Л. 84-84об.
15 ГА РФ. Ф. 63. Оп. 53. Д. 33. Л. 73-112.
16 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 1791. Л. 1-15.
17 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 1791. Л. Зоб.
18 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 1791. Л. 1-2.
19 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 1791. Л. 1.
20 Лопухин А.А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее Российской полиции. М., 1907.
21 Перегудова З.И. Несостоявшаяся реформа полиции (по материалам Комиссии сенатора А.А.Макарова). Из опыта работы русской полиции 1882-1916. Вып. № 14. М., 1992. С. 23.
22 ГА РФ. ф. Ю2. 1 эксп. 1880 Д. 98 Л. 139 (вложение). Л. 7об. Записка о состоянии дел и переписка с использованием материалов Ратаева.
23 ГА РФ. ф. Ю2. 1 эксп. 1880 Д. 98 Л. 139 (вложение). Л. 7об. Записка о состоянии дел и переписка с использованием материалов Ратаева.
24 ГА РФ. ф. Ю2. 00. 1902. Д. 444. Лит. А. Л. 1 — 1об.
25 ГА РФ. ф. Ю2. 00. 1902. Д. 444. Лит. А. Л. 9об.
26 ГА РФ. ф. Ю2. 00. 1902. Д. 444. Т. 2. Л. 9об —11.
27 Козьмин Б.П. С.В.Зубатов и его корреспонденты М.; Л., 1928. С. 30.
28
Письма Азефа. 1899-1905. Сост. Д.Б. Павлов, З.И.
Перегудова.
М., 1994. С. 50-128.
29
Письма Азефа. 1899-1905. Сост. Д.Б. Павлов, З.И.
Перегудова.
М., 1994. С. 85.
30 Морозов К.Н. Партия социалистов-революционеров в 1900-1914 гг. М., 1998. С. 443-483.
31 ГА РФ. Ф. 102. 00. 1902. Д. 444. Лит. А. Л. 13-14об.
32 Николаевский Б.И. История одного предателя. М., 1991. С. 81.
33 Брачев B.C. Царский жандарм — борец с масонами // Секретное досье. 1998. № 1. С. 50 — 59.
34 Заграничная агентура Департамента полиции (Записки С. Сватикова и документы Заграничной агентуры). М., 1941. С. И.
35 Козьмин Б.П. С.В.Зубатов и его корреспонденты. С. 126.
36 Аврех А.Я. Масоны и революция. М., 1990. С. 213-219.
Информация о работе Политический сыск России: история развития и становления