Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Принципы системного описания политики. Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов политической власти, способах и формах их взаимодействия, нужно прибегнуть к более “приземленному” научному инструментарию. Аристотель с этой целью использовал понятие “государственное устройство”, в XIX веке А. де Токвиль для этого же вводит в научный оборот понятие политического и государственного “порядка”.

Содержание

Принципы системного описания политики
История возникновения системных исследований
Системный подход и политические системы
Основные теории политических систем
Структура политической системы
Функции политической системы
Типологии политических систем
Политическая система Российской Федерации

Прикрепленные файлы: 1 файл

m.a.politiceskiesistemy (1).doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Принципиально иной подход к трактовке  политической системы был предложен  К. Дойчем, который разработал ее информационно-кибернетическую модель. В книге “Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля” (1963) он рассмотрел политическую систему как сложную совокупность информационных потоков и коммуникационных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процесса переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами. В самом общем виде схема взаимодействий таких информационно-коммуникативных процессов подразделялась им на четыре основных блока. На первом этапе формируется блок данных, составляемый на основе использования разнообразных внешних и внутренних, правительственных и общественных, официальных и агентурных источников информирования институтов власти, сообщения которых жестко не привязаны к последующей формулировке целей государственной политики. Второй этап – переработка данных – включает в себя соотношение полученных сообщений с доминирующими ценностями, нормами и стереотипами, сложившейся ситуацией, предпочтениями правящих кругов, а также с уже имеющейся информацией. Далее эта отсортированная информация становится основанием для принятия решений с целью урегулирования текущего состояния системы. Эти решения, в свою очередь, на заключительном этапе обеспечивают реализацию поставленных целей. Полученные результаты уже в качестве “новой” информации через механизмы обратной связи поступают на первый блок, выводя систему на следующий виток функционирования.

В современной  политической науке насчитывается более двух десятков определений политической системы, которые трактуют ее то как комплекс идей, то как совокупность разнообразных элементов, то как взаимодействие политики с другими общественными феноменами или сферами. Однако в 80-90-ые годы ХХ столетия сложившиеся системные подходы начали утрачивать былую популярность. И хотя сегодня эти модели по-прежнему используются, особенно при сравнительных анализах, в научном сообществе стали возникать теории, которые используют системную методологию как всего лишь отдельный технологический прием исследования, либо предлагают заменяющие его идеи. Это, прежде всего, девелопменталистский (от английского development - развитие) подход, сторонники которого обращают внимание на важность для организации политической власти:

- характера “зависимостей” политики (например, от динамики социально-экономического развития);

- структурной дифференциации (обеспечивающей автономность политической подсистемы общества);

- “способностей” системы к “обновлению” (то есть к обеспечению определенной степени адаптации государства к вызовам времени);

- “мобилизации” (привлечения властью людских и материальных ресурсов для оперативного решения задач); -

“самосохранения” (недопущения к власти крайних оппозиционеров) и обеспечению тенденции “к равенству” политических участников.

Наряду с подобной интерпретацией системного метода возникла идея так называемого “нового институционализма”, которая рассматривает государство в качестве центра, систематизирующего политику общества, не отрицая возможность роста организующего воздействия на политику таких институтов власти, как корпорации, клиентелы, группы давления и т.д. Концепцию, в которой отрицается главенствующая роль некоей внутренне организующей политику структуры, выдвинул французский социолог и политолог П. Бурдье. Для него политика представляет собой одну из разновидностей “социального поля”, состоит из множества практик отдельных субъектов (агентов), обладающих теми или иными “капиталами” (ресурсами), “позициями” (местом в политическом пространстве), когнитивными (познавательными) и мотивационными основаниями действий. Таким образом, политический порядок складывается, согласно Бурдье, в результате сложного динамического взаимодействия этих практик, постоянно изменяющих качество определенного политического пространства.

III. Структура политической системы. В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяют четыре главные группы элементов политической системы:

а) политическая организация, которая включает в себя государство, массовые общественные организации и партии, средства массовой информации и церковь;

б) политические отношения, которые, в зависимости от участвующих в них субъектов, можно разделить на три группы:

1) отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами, которые составляют основу политической системы;

2) так называемые вертикальные  отношения, которые складываются  в процессе воздействия высших  и местных органов руководства  и управления на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

3) отношения, которые складываются  между политическими организациями  и учреждениями;

в) политические и правовые нормы, которые регулируют  политические отношения, придают им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное, желательное и нежелательное с точки зрения укрепления политической системы. При помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой должны руководствоваться все участники политической жизни;

г) политическое сознание и политическую культуру, которые, формируясь под влиянием конкретной социальной и политической практики, оказывают сильнейшее воздействие на поведение всех участников политического процесса и всю динамику политической жизни.

Исходя из ее структуры, политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения.

Преобладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Их составными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением.

1. Институциональная  подсистема состоит из политических  институтов, каждый из которых,  в свою очередь, является относительно  самостоятельной системой. Она включает  в себя государство. Партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое представляет собой главную властную опору как политической, так и общественной системы в целом. Особую роль в этой подсистеме играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения, а с его помощью – оказывать давление на правительство, на политических лидеров, иными словами. Тормозить или стимулировать “входные” системные потоки типа “требования” и “поддержка”.

2. Нормативная подсистема  складывается из политико-правовых  норм. Принципов, воззрений и традиций. Направленных на регламентацию  деятельности политической системы  в целом и ее структурных  элементов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивают функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также устанавливают правила участия граждан в политической деятельности. Указывая на легитимность власти или на нелегитимность каких-либо действий, сопряженных с этой властью, мы имеем в виду соотношение нормативной подсистемы с реальной жизнью, оцениваем степень соответствия слова (закона) и дела в политике.

3. Функциональная подсистема  определяется формами политической  деятельности, способами осуществления  власти, преобладанием среди них  насильственных или ненасильственных  методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Эта подсистема – основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти. При этом режим обладает определенной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структуры. Взаимодействия акторов, складывающиеся в рамках функциональной подсистемы, настолько сложны и многообразны, что многие политологи предпочитают анализировать политические процессы в различных странах, исходя не из нормативного описания их целостности, а ограничиваясь только этой областью. Иными словами, понятия политической системы и политического режима нередко выступают как синонимы. С подобным упрощением можно иногда соглашаться, но только в интересах решения прикладных политологических задач.

4. Коммуникативная подсистема  включает разнообразные формы  и принципы взаимодействия как  внутри политической системы  (то есть между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий, складывающихся в связи с их участием в осуществлении власти. Данная подсистема – та область мира политического, которую нужно изучать при рассмотрении связей гражданского общества и правового государства. Коммуникативная подсистема “отвечает” также и за внешнюю безопасность общества, но. Разумеется, не в ее техническом аспекте. Но адекватное восприятие и оценка внешних информационных потоков. Будь то со стороны международной или физической (экология) срды неизменно выступают залогом адаптации политической системы, а значит и общества в целом, к новым вызовам и воздействиям.

5. Культурно - идеологическая  подсистема формируется из различных  по содержанию идей, взглядов, чувств  участников социальной жизни.  Она во многом определяется  степенью дифференциации идейно-политического  спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, эта подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения. Функционально культурно-идеологическая подсистема решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. Однако эта подсистема – где происходят не только подтверждение, но и видоизменение модели устройства общества. Мир меняется потому, что возникает мысль о необходимости его обновления. Что воодушевляет политических акторов и они пытаются воплотить эту идею в действительности.

Политическая система, как правило, сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной в виде государственной власти. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим органам): партии, союзы граждан, общественные организации.

IV. Функции политической системы. В современной политологии функции политической системы выделяются по разным основаниям. Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Г. Алмонду. В работе “Политика развивающихся регионов” (1971) он указывал на такие функции “входа” этой системы, как: 1) политическая социализация, то есть приобщение членов общества к политике; 2) политическое рекрутирование – форма отбора людей для заполнения различных структур системы; 3) артикуляция (выражение) интересов, то есть выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения; 4) агрегирование интересов – согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы; 5) политическая коммуникация; 6) различные виды взаимодействий, в том числе информационные. К функциям “выхода” политической системы Алмонд отнес: а) нормотворчество, то есть разработку правил и законов, регулирующих поведение; б) применение правил и процедур введения их в действие; в) контроль над соблюдением правил; г) толкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Еще один вариант классификации  функций политической системы был  представлен Алмондом совместно  с К. Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а в своей совокупности обеспечивают “сохранение системы через ее изменение”. Согласно их мнению, поддержание имеющейся модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, ее адаптация к внешним и внутренним средам обеспечивается соответствующей подготовкой и отбором субъектов власти (элит, лидеров). Экстракционная функция обеспечивает мобилизацию ресурсов для эффективного реагирования системы на всякого рода вызовы. Дистрибутивная функция ответственна за распределение благ, услуг и статусов для согласования интересов различных групп внутри общества. Регулирующая функция политической системы проявляется в управлении, координации поведения индивидов и групп.

В отечественной литературе наиболее приближены к указанным трактовкам функций политической системы взгляды Ф.М. Бурлацкого (“Политические системы современности”, 1978). Среди таких функций он выделяет:

1) постановку целей и задач  общества, выработку программы его  жизнедеятельности; 

2) мобилизацию ресурсов общества на достижение нужных целей;

3) интеграцию всех элементов  общества вокруг социально-политических  целей и ценностей господствующей  идеологии и культуры;

4) распределение ценностей в  обществе в соответствии с  интересами сохранения данной  системой собственности и власти.

Если обобщить предложения, содержащиемся в различных классификациях функций политической системы, то в  качестве основополагающих можно выделить следующие из них:

- определение целей, задач и путей развития общества;

- организация деятельности общества по выполнению целей и программ;

- распределение материальных и духовных ценностей;

- согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;

- разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

- формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

- контроль за исполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Совместив указанные  основополагающие функции политической системы, можно выделить круг задач, которые они призваны решать:

Информация о работе Политические системы