Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 19:00, контрольная работа
Цель работы состоит в анализе политической системы России.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
– изучить политическую систему советского типа;
– рассмотреть политическую систему постсоветского типа.
Так продолжалось три года отечественной «перестройки». Но с весны 1988 года этот процесс фактически вышел из-под контроля власти и началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур государственной власти стал активный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку, эти организации стали полноценными участниками политических процессов и именно они оказались способны на деле существенно реформировать политическую систему.
Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что объективно необходимы существенные политические перемены. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. А попытка вернуть утраченные позиции и восстановить прежнюю политическую систему, осуществленная путчистами в августе 1991 года, вообще привела к прекращению официальной деятельности КПСС. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий в условиях существования многопартийной системы.
Так, сформулирую некоторые промежуточные выводы в связи с тем, что в период с 1917 по 1991 год в СССР была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков.
Во-первых, она была практически закрытой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Ни при этом все то, что, по мнению политической власти не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось идеологически враждебным и достаточно жестко отторгалось.
Во-вторых, в стране в основном преобладали насильственные методы в осуществлении властных функций, что было объективно обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы. Это выразилось в существовании довольно разветвленной карательной системы, предназначенной, как писал В.И. Ленин, «…для осуществления непосредственной диктатуры пролетариата и освобождения масс путем подавления насилия эксплуататоров». При этом социальное насилие было им фактически абсолютизировано, так как оно было не только основным способом разрешения социальных конфликтов, но и «повивальной бабкой истории». При этом вслед за В.И. Лениным его идейные последователи искренне связывали насилие и созидание, полагая, что только в результате насилия можно разрушить так называемое «старое» общество и создать новое, социально более справедливое.
В-третьих, политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности какой бы то ни было оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами именно правящая партия сможет создать необходимые экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма. При этом считалось, что в перспективе госаппарат будет лишен политических функций, зато именно он должен будет осуществлять в полном объеме функции административные. Как отметил в своей книге английский ученый Р. Саква, для возрождения современной политической системы России преимущественно используются административные методы.
В-четвертых, связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая политическая партия, которая объединяла усилия государственных органов и организованной общественности для решения конкретных социально значимых задач (как правило, глобальных). Особое значение партии и ее монопольной идеологии обусловливалось отсутствием иных средств интеграции общества, кроме политико-идеологических и принудительных. В результате в СССР была сформирована экономика мобилизационного типа.
В-пятых, в основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа в основном лежал номенклатурный принцип. При этом номенклатура была довольно закрытой системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно. Она обладала абсолютной экономической, политической и идеологической властью. Став новым классом общества, она подчинила себе всю партийную и общественную жизнь, а с ними – и все общество. Политическая система такого типа была способна функционировать лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, большого изобилия энергетических, финансовых и иных ресурсов, а также довольно разветвленной системы идеологической обработки населения.
После распада Советского Союза в декабре 1991 года начался новый период истории государства (теперь уже российского) и реформы его политической системы. В настоящее время в соответствии со ст. 1 Конституции Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. Кроме того, – в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы госвласти и местного самоуправления.
Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе, правом участвовать в управлении делами государства. Также в Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента, глав региональной и местной администрации и т.д. Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство, состоящее, в свою очередь, из государств и/или образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются также и органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. При этом субъекты Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации.
Для России с ее огромной территорией и множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов, именно последовательный федерализм является наиболее оптимальной политико-юридической формой сочетания интересов Федерации в целом и составляющих ее субъектов.
Характеристика нашей страны в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать эти права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Кроме этого гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на строго определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Глава государства в России – Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (после внесения в 2008 году изменения – на шесть лет). Представительный и законодательный орган – Федеральное собрание (парламент), одна из палат которого, Совет Федерации, формируется за счет делегирования двух представителей от каждого субъекта страны, а другая – Госдума – избирается населением сроком на четыре года (с 2008 года – на пять лет).
Государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти, согласно Конституции, самостоятельны. Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма и четкой разделенностью функций каждой из них. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, а также создание гарантий от возможного произвола. В условиях разделения функций властей одна ветвь госвласти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают, а также должны контролировать друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства или даже отдельным лицом или группой лиц [4, с. 162].
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную – Правительство, а судебную – федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и иные федеральные суды). Президент, как отмечено в части второй ст. 80 Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». При этом принцип разделения властей, закрепленный в общей форме ст. 10 Конституции, реализуется и конкретизируется в ее нормах, определяющих статус Президента, Федерального собрания, Правительства и судов. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
В настоящее время в нашей стране признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток установления монополии какой бы то ни было политической партии. А многопартийность уже фактически стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.
Конечно, современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. Поэтому в ней еще сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать и новые политические институты. Однако утверждать о завершении процесса формирования демократической политической системы в России пока преждевременно. В качестве аргументов этого отметим следующее.
Дело в том, что еще в 1989 году М.С. Горбачев провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов государственной власти. Однако этот формальный отказ еще не означал реализации на практике демократических принципов формирования институтов и органов власти. Поэтому в настоящее время по-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не своим профессиональным качествам. Особенно остро эта ситуация ощущается в провинции.
Разрушение номенклатурного принципа формирования политической системы, ликвидация монополии КПСС на власть без эффективной замены их другими управленческими принципами заметно ослабили государственные структуры, снизили их созидательные возможности. В условиях резко возросшей политической конкуренции и политического плюрализма очень сложно стало обеспечивать интеграцию полярных интересов граждан, социальных групп.
Например, характеризуя современную российскую политическую систему, политолог В.Г. Графский полагает, что «…несмотря на конституционное оформление новой системы власти в виде суперпрезидентского режима, эта система включает в себя разнообразные, порой взаимоисключающие тенденции и принципы – авторитаризм, демократизм, олигархические элементы, непотизм и даже абсолютизм в форме самодержавия [3, с. 32]. Президентская «пирамида» также сосуществует с элементами как федерализма, так и конфедерализма в функционировании федерации». Характеризуя сложившуюся социально-политическую ситуацию в России, профессор Н.В. Петров отмечает, что «…в результате простраивания вертикалей власти жесткость всей государственно-политической системы растет, а ее способность адаптироваться к меняющимся условиям среды падает». Анализируя развитие отечественного социума, экс-депутат Государственной Думы РФ В.А. Рыжков и политолог профессор А.М. Салмин считают, что «…модель политической системы, возникшая в России за последние три года, несомненно, более эффективна, чем предшествующая. Однако она остается несовременной и по-прежнему не способна обеспечить поступательное развитие России».
Весьма оригинальной и интересной является оценка постсоветской политической системы, которую дал британский биограф В.В. Путина Ричард Саква. В своей книге он, в частности, пишет: «…Путин является порождением закрытой и непрозрачной политической системы, а процедура выборов просто проштемпелевала решение, которое уже было принято закулисными интриганами». И далее Р. Саква делает весьма полезное для политолога наблюдение: в России в политической системе институты зачастую заменяются решительностью и волей. Им также сделан вывод о возникновении после 2000 года в нашей стране «…опасности отрицания политики как таковой в качестве способа нахождения баланса между устремлениями и опасениями внутри общества».