Политическая наука в современной россии.онсновные задачи, пути развития и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

В нашей же стране политология начала формироваться еще позже – в 80-годах ХХ века.
Эти факторы и являются причинами того, что понятие и развитие политологии до сих пор вызывают споры в среде ученых.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, посвященной рассмотрению особенностей политической науки в современной России и перспектив ее развития.

Содержание

Введение 2
Политическая наука в современной России и перспективы ее развития 3
Заключение 21
Список источников 22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Политическая наука в современной россии.онсновные задачи, пути развития и перспективы.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

При этом нередко речь идет не только о том, чтобы оградить науку от бесконтрольного искажающего влияния на нее со стороны исследуемого объекта, а о том, как оградить этот объект от аналогичного влияния на него со стороны науки, даже о том, существует ли объект вообще вне и независимо от научного знания о нем.

Как уже указывалось, становление политической науки в России началось в середине XIX века и к 20-м годам ХХ века в России сложились все необходимые предпосылки для вычленения самостоятельной науки политологии.

Однако установление господства марксистско-ленинской идеологии надолго прервало этот процесс.

Политология как самостоятельная отрасль исследования и подготовки кадров появляется в СССР лишь в 80-х годах ХХ столетия, когда началось преподавание политологии в вузах страны, открылись специальные кафедры, периодические издания, образовалась советская ассоциация политических наук, вступившая в состав международной ассоциации политических наук.

Именно в этом время и появились новые направления развития политологии как науки в Российской Федерации.

Прежде всего, было дано само определение политологии как науки. Этимологически политология переводится с древнегреческого на русский язык как наука о политике. К такой трактовке политологии и склоняются авторы популярного учебника «Введение в политологию» В.П.Пугачев, А.И.Соловьев4, которые определяют политологию как науку о политике в ее взаимосвязи с человеком и обществом.

В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?

Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с периода раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что предметом политической науки является изучение государства. Слово «политика» производно от греческого роlitika – полис – город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля «Та politika» - «то, что относится к государству». При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и т.д. И уже тогда, в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

В-третьих, длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе и политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, эгоистические интересы которых создают политические отношения. Позднее, уже в XIX веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и т.д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых «групп интересов», «групп давления», а также идеологических учений является также важной составной частью политологии.

На основе всего вышеизложенного можно предложить такое современное определение предмета политологии: Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Современное развитие политической науки связано со многими ее категориями, в том числе, с разрушением одного государственного строя и появлением нового, появлением новых течений в политологии в связи с этим.

Так, еще в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века многие политики демократической ориентации искренне верили, что стоит разрушиться тоталитарному режиму, как в России возникнет правовое государство с рыночной экономикой, опирающееся на активную поддержку гражданского общества.

Сегодня является очевидным, что для перехода страны к демократии после более чем 70 лет тоталитарного  правления недостаточно простого учреждения формальных демократических институтов власти и процедур. C распадом Советского Союза в стране сложилась форма правления, которую аналитики идентифицируют как «режимную систему», заместившую несформировавшееся государство при слабости гражданского общества. Ее характерные признаки:

- неоправданно большой  объем полномочий исполнительной  власти;

- манипулируемость парламента  и слабость судебного надзора; 

- тесная связь между  политической и экономической  элитами; 

- бесконтрольная концентрация  экономической, собственно политической  и информационной власти в руках узкого круга лиц из бывшей номенклатуры и новоявленных собственников;

- гипертрофированное  социальное неравенство в обществе  как следствие проводимой политики.

Десятикратный разрыв в  доходах высшего и низшего  децилей населения считается критическим для демократического общества; в России он, по официальным данным, составляет около 15, а по альтернативным подсчетам – близок к 20.

Неприятие проводимой режимом политики переносится массовым сознанием на неприятие демократии, которая ассоциируется с разрушительными социально-экономическими последствиями реформ, с приписываемой «демократам» ответственностью за распад СССР, с коррупцией и криминализацией власти, с ее новым отчуждением от общества. Характерно также само противопоставление порядка демократии. Из-за отсутствия опыта жизни в демократическом обществе, где свобода означает существование, защищенное правом, демократия в массовом сознании часто ассоциируется с импотенцией власти, отчужденной от народа, с экономическим и криминальным беспределом, отсутствием социальной защиты.

Общество болезненно расстается со своим прошлым. Помимо чисто экономических трудностей крушение господствовавшего более 70 лет порядка вещей вызывает психологическую реакцию на разрушение всей системы социо-культурных символов, составляющей основу самоидентификации и дающей ощущение стабильности.

По наблюдению ВЦИОМ, только небольшая часть общества сегодня понимает, что представляют собой демократия и рыночная экономика. Политическое сознание аморфно и  противоречиво. Одни и те же люди могут считать себя сторонниками рынка и одновременно выступать за государственное регулирование цен, и при этом считать лучшей политическую систему, существовавшую до 1991 г.

По данным Института  социологии парламентаризма до 40% взрослого населения вообще не имеют никаких политических убеждений, а каждый пятый безразличен к последствиям политического развития в стране. Как отмечают некоторые аналитики, при нынешнем состоянии массовой политической культуры 30-40% избирателей можно «настроить» на голосование за что угодно, для чего нужны только деньги и профессиональные консультанты. Дорогостоящие политический консалтинг и избирательные технологии доступны преимущественно правящей элите и используются ею скорее как инструмент манипулирования общественным мнением и своих интересах.

После распада коммунистического  режима Россия получила исторический шанс стать частью мирового демократического сообщества стран. Как, например, показывает опыт преодоления тоталитарного  прошлого послевоенной Германии, важным ресурсом демократической трансформации общества является политическое образование, основной целью которого является воспитание умения жить в демократическом обществе.

Человеческое сознание с возрастом становится менее  гибким, уже после 35 лет люди с большим трудом отказываются от сложившихся стереотипов. Очевидно, что перспективы демократии связаны с политической социализацией молодежи. Поколение, заканчивающее сегодня вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, такой и будет социальная практика российского общества через эти 10-15 лет.

Среди многочисленных социальных функций политического образования можно выделить:

- демократизацию массового  политического сознания. Сознание  обладает деятельностным потенциалом;  меняясь, оно способно реально  влиять на изменение хода событий; 

- формирование нового  поколения политической элиты, высоко профессионального, разделяющего демократические ценности и владеющего «социальной инженерией» - технологиями политических решений, которые способны минимизировать социальную цену реформ;

- подготовку исследователей  и воспроизводство преподавателей политологии.

Первая выступает первичной  по отношению к остальным и  наиболее важной. Воспроизводство гражданского самосознания в поколениях, вступающих в жизнь, даже в странах со стабильными  демократическими режимами рассматривается  как одна из главных целей образования и основных гарантий сохранения демократии. В США, стране с сильными демократическими традициями, ни одной другой проблеме образования не уделяется большего внимания, чем повышение уровня политического знания поколения, вступающего в общественную жизнь.

В России сегодня, по свидетельству  журнала «Полис», в университеты и вузы приходят выпускники средних  учебных заведений, не обладающие даже минимальными представлениями о  гражданственности и правах человека. Но и заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными.

Большинство кафедр политологии  при их создании были укомлектованы  путем трудоустройства преподавателей кафедр научного коммунизма и истории  КПСС, закрывшихся с потерей КПСС власти. Новый режим фактически оставил  прерогативу политической социализации вступающих в жизнь поколений за прежними официальными апологетами тоталитарной идеологии. Значительная часть их и в своем новом качестве остались на прежних позициях. Соотношение адептов национал-коммунистической идеи и людей, разделяющих ценности либеральной демократии, в среде преподавателей политологии, особенно на кафедрах технических вузов и университетов, представляется гораздо большим, чем в самом обществе. Существующий в обществе идеологический раскол воспроизводится в сфере преподавания политической науки в гипертрофированном виде. Недостаток профессионализма преподавателей, как правило, компенсируется избытком идеологической ангажированности, ксенофобии и политической агрессивности.

Политология является обязательной дисциплиной. Объем и содержание курсов отличаются в зависимости от профиля учебного заведения – негуманитарные вузы, гуманитарные вузы и вузы, готовящие политологов, - а также уровня обучения – бакалавр, магистр, аспирант, докторант. Однако в любом курсе учебный материал осмысливается как преподавателем, так и учащимися, которые вовсе не обязательно придерживаются совпадающих исходных установок и ценностей. Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать учащимся ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они совершаются с благими намерениями.

Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание определенным ценностным видением мира. Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, то есть от решения проблемы концептуальной эквивалентности.

Информация о работе Политическая наука в современной россии.онсновные задачи, пути развития и перспективы