Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Политическая практика даже развитых и стабильных демократических государств показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет узкий круг лиц, представляющих собой меньшинство. Но это меньшинство в силу ряда факторов заставляет массы признать себя. Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство представлено в политической науке в концепции элиты.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..….3
2. Основные концепции элит……………………………………………5
3. Структура, функции, типология и механизмы формирования политических элит…………………………………………………….10
4. Формирование политической элиты белорусского общества……18
5. Заключение………………………………………………………………24
6. Список литературы…………………………………………………….25
7. Практическое задание………………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная политология.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

В 1990—1994 годах национальное движение (главной политической силой которого был БНФ) было частью неустойчивого  баланса с советской элитой, которая  сохранила власть, но пошла на уступки  в области белорусизации и возвращения национальных символов («консенсус Кебича»). Однако дальнейшее политическое развитие не привело к синтезу национальной и советской культуры, по крайней мере такой синтез был существенно заторможен усилением авторитарных тенденций и фактическим переходом государственной власти в 1994—2000 годах на радикальные панрусистские националистические позиции. Национальная элита в таких условиях начинает вытесняться с легального политического поля (что было достигнуто в 1996 году) и репрессироваться государством как на символическом, так и на социальном уровне. В современной Беларуси национальная элита практически не имеет возможности участия во власти и сконцентрирована в политической оппозиции, ряде СМИ и культурной элите (где она часто доминирует). Это подчёркивает её во многом диссидентский характер, с соответствующими стратегиями политической борьбы и психологией.

Новая элита. Среди разнородной массы, которую мы условно называем белорусской элитой, существует довольно значительная группа, которая сделала собственную политическую или деловую карьеру в условиях распада советской системы и политических трансформаций 1990-ых (в более узком контексте — во время правления Лукашенко). Для значительной части этих людей только перестройка, независимость и распад СССР в 1991 году, а также электоральная революция в 1994-ом открыли возможности для карьерного роста. Эта группа довольно разнородна по своему происхождению и идентичности, и она формирует то, что условно можно назвать новой элитой, которая и начинает доминировать во властных и деловых структурах.

Центральное место тут занимают люди, получившие социальный и политический статус в результате прямой протекции  новой власти и отдельных её носителей, а также те, чьи позиции (в частности  экономические) стали возможны только в результате получения преференций от государственной системы.. Кроме этого, значительное число административной элиты сформировалось в условиях современной государственной системы, которая представляется им достаточно знакомой и привычной, а значит, полезной. Персональные убеждения представителей новой элиты могут быть различными (до криптооппозиционности), но их статус заставляет их смотреть на политику через призму интересов системы (от которой зависит их будущее), хотя искренняя убеждённость в её правильности не являлась до последнего времени распространённой. Эта группа составляет основу реальной политической элиты Беларуси и является наиболее закрытой для неофициальной общественности.

Целостного воззрения тут нет  и быть не может. Но нас наиболее интересует «жёсткий центр» новой элиты, точка зрения которой доминирует в публичном пространстве. Именно в этих кругах продуцируется официальная антизападная риторика, определённый внешнеполитический радикализм и соответствующий идеологический фундамент. (Главное внимание, естественно, уделяется США, но Европа также выглядит негативно.) Если во второй половине 1990-ых новая элита предлагала в качестве основной идеологии различные варианты русского национализма, то в начале XXI века происходит переход к специфической конструкции «идеология белорусского государства» (2003). Это несколько изменило статус Европы и различных элементов «цивилизационного» противопоставления в идеологии. Власть вновь вернулась к географическому пониманию европейского пространства.

 «Молодая генерация». Группа ещё более сложная для определения, чем новая элита, и значительно более фрагментированная. Довольно условно она охватывает молодых людей, пришедших в политику во второй половине 1990-ых и позже. По большому счёту, «генерация» представляет собой не целостную группу, а именно поколение, которое было воспитано (в политическом смысле) в условиях независимой Беларуси. Степень политической активности «генерации» довольно различна, во властных структурах её присутствие скорее фоновое (если исключить ряд показательно активных «технократов», с обязательным оттенком цинизма). В то же время в оппозиционных структурах молодое поколение занимает значительно более влиятельные позиции. (Занятие молодой генерацией значительной части ключевых постов в БНФ произошло в 2003 году, а ОГП — с некоторым опозданием — в 2006-ом. На региональном уровне ситуация аналогичная — весь провисший менеджмент заполняется молодыми функционерами, что можно считать одним из свойств — очевидно, кризисных — развития оппозиционных структур.) Мотивация участия в оппозиции обычно связана с убеждениями и идеологическим выбором, хотя циничный подход не является редким.

Для белорусской власти молодая  генерация — это естественный резерв рекрутирования. Новые функционеры обычно являются лояльными государственной системе, но при этом демонстрируют довольно высокий уровень оппозиционности в частной жизни. Оценить, насколько молодая генерация находится под влиянием идеологических практик режима, достаточно сложно, но они явно не доминируют. Идеологические конструкции воспринимаются в большинстве случаев на оперативном уровне и пока не имеют характера ценностей. При этом коммуникация между двумя частями молодой генерации белорусской элиты практически отсутствует — возможно, даже более радикально, чем между другими группами элиты.

Формирование новой группы белорусской  элиты происходило в условиях Республики Беларусь, и это накладывает  свой отпечаток на самосознание, хотя оно и не выступает как какая-то самостоятельная и завершённая форма. В большей мере новое поколение воспринимает основные формы идентичности существующих групп элиты с некоторыми особенностями. Представляется, что восприятие Европы для него менее идеологическое и более критичное, в смысле внутренней критики и надежды на разрешение ситуации. Если для национальной элиты Европа выступала средством разрешения многих противоречий белорусского национального развития, то новая элита имеет куда меньше идеализма на этот счет. Для той части молодой генерации, которая интегрирована в государственную систему, ситуация выглядит схожим образом. Если и формируется негативное отношение к Европе, то оно связано не столько с идеологическими и пропагандистскими конструкциями (или «незнанием Европы»), сколько с ограниченностью полноценных контактов на государственном уровне и, соответственно, уменьшением практического интереса к европейской проблематике. Это совсем не означает отсутствия контактов на личном уровне и личного опыта посещения зарубежья, но идея принадлежности либо присоединения при этом не возникает. Европа как интеллектуальный и культурный конструкт и Европейский Союз как его реальное политическое и экономическое воплощение становятся практически тождественными понятиями, а это значит, границы становятся достаточно хорошо очерченными.

 

5. Заключение.

          Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что политическая элита не только область теории, но и состоявшийся факт в политической жизни современных государств. Оценить однозначно роль и место политической элиты в жизни общества нельзя. Политическая элита имеет свои «плюсы». Положительные моменты следующие: 

1. Высокий интеллектуальный, моральный,  культурный уровень ее представителей; 

2. Выполнение необходимых для любого общества функций; 

3. Высокая политическая активность; 

4. В составе политической элиты  представлены также представители социальных низов; 

5. Наличие навыков политического управления. 

          Вместе с тем политическая элита имеет ряд «отрицательных» моментов: 

1. Интеграция представителей социальных низов господствующим классом; 

2. Политическая элита во многих  случаях выражает и защищает  интересы только господствующего класса; 

3. Представители элиты считают  себя «высшими», «лучшими», а  не относящихся и не принадлежащих  к политической элите они считают «низшими»; 

4. Часть политической элиты имеют  обыкновение приписать себе все достижения цивилизации; 

5. Политическая элита на практике  принижает роль народных масс в историческом процессе. 

Тем не менее, политическая элита в  жизни любого государства играет немаловажную политическую роль и ее местоположением во властных структурах, ее действиями приходится считаться вполне объективно и серьезно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Панарин  А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- 480 с.

2. Политология:  Учебное пособие / Под ред. А.С.  Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.- 560 с.: ил.

3. Тавадов  Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.- 416 с.

4. Титов В. Н. Политическая  элита и проблемы политики. СОЦИС,  М., 1998, №7.

 

5. Ашин Г.К. Правящая элита  и общество. Свободная мысль, 1993, №7.

 

6. Политология. Издательство "Центр", М., 1999.

 

7.Денисюк Н. П., Соловей Т. Г. и др. Политология: учебное пособие для вузов. Мн., 1998.

 

8.Мельник В. А. Политология. Учебник. Мн., 1996.




Информация о работе Политическая элита