Партийная система федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Германия – высокоразвитая индустриальная страна, входящая в "Большую восьмёрку", член Европейского союза. Население страны – свыше 82 млн. чел. – преимущественно немцы; в Германии на протяжении нескольких веков проживают и два национальных меньшинства: лужицкие сербы (венды) – потомки славянской этнической группы (в землях Бранденбург и Саксония) – всего около 100 тыс. человек, и датчане (в земле Шлезвиг-Гольштейн) – около 50 тыс. человек.

Содержание

Введение.
Общая характеристика политического устройства Германии.
Складывание партийной системы в ФРГ после второй мировой войны.
Современные политические партии и движения ФРГ.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

партии ФРГ.docx

— 52.92 Кб (Скачать документ)

     Федеративная  Республика Германия принадлежит к  числу немногих демократических  государств, в которых основы правового  статуса партий, их организационные  принципы и задачи урегулированы  конституцией и специальным законом  о партиях (Ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967г.) Создатели Основного закона стремились, прежде всего, легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли народа. Этим подчеркивалась та большая роль, которая принадлежит  партиям в демократическом государстве. Однако это отнюдь не означает, что  партии превращаются в квазигосударственные учреждения, что они благодаря  институционализации возводятся в  ранг конституционных органов государства (таких, например, как Бундестаг или Федеративное правительство), хотя такая точка зрения высказывалась наиболее крайними представителями теории '' партийного государства''.

     В ФРГ существует практика финансирования политических партий за счет государственных  средств: установлен подушный сбор в  размере 5 евро на 2007 год, который взимается со всех имеющих право голоса граждан, а не только с реальных избирателей отдельных партий. Этот сбор взимается не только при выборах в Бундестаг, но и при выборах в ландтаги и европейские организации. Эти средства идут на возмещение партиям их расходов на избирательную кампанию. Конституционный суд ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели. Закон о партиях обязал политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования. Согласно конституции партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомления. В законе о партиях содержатся некоторые уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партий должен быть положен территориальный принцип.

      Партийная структура Федеративной республики приобрела совершенно новый характер: идеологические барьеры в значительной мере устранены, в отношении демократии господствует консенсус. Число партий, представленных в бундестаге, за период 1961— 1983 гг. сократилось до трех. Все партии этой системы считаются «опорой государства» или «лояльными к конституции». Эта важная для стабильности Федеративной республики конструкция трехпартийной системы после 1957 г. (если не принимать во внимание временное появление на политической арене правоэкстремистской НДПГ в 60-е годы) оказалась несколько нарушенной впервые в 1983 г. в результате прорыва в Германский бундестаг партии «зеленых». Правда, доминирующую позицию обеих главных партий это не поколебало, но создало новую ситуацию в отношении будущего состава германской партийной системы.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ ФРГ

     В Германии формально существует многопартийная система. В стране действует более  сотни политических партий, подавляющее  число которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. К 1961 году число партий, представленных в Бундестаге, сократилось до трех. В этой трёхпартийной системе, существовавшей с 1961 по 1983 год, ведущие партии - ХДС-ХСС и СДПГ по очереди возглавляли правительство и являлись действительными контрагентами, как при двухпартийной системе. Однако они были недостаточно сильны, чтобы править без маленькой третьей партии - СвДП, которая при этой системе играла, несмотря на совсем небольшую численность (65 000 в конце 80-х, 135 000 в середине 90-х), весьма важную роль в формировании правительства. В 80-е годы началось изменение этой стабильной партийной системы, которая постепенно отходит от образца системы из двух главных партий и одной добавочной. Дальнейшие изменения произошли с воссоединением Германии. Следует, однако, иметь в виду, что процесс объединения не привел к кардинальным переменам в германской партийной системе, которая сохранила стабильность и преемственность. ХДС-ХСС и СДПГ остаются ведущими политическими партиями ФРГ, однако число партий, представленных в парламенте, возросло до пяти; добавились Союз 90-Зеленые и Партия Демократического социализма.4

Христианско-демократический союз (ХДС)

      Христианские  демократы очень правильно назвали свою партию союзом. Хотя идея его первоначально предполагала объединение христиан обеих конфессий в единую политическую партию, союз христианских демократов стал в качестве правительственной партии, прежде всего объединением важнейших устоявшихся групп, представляющих отчасти противоположные интересы, но способных мирно сосуществовать друг с другом в рамках данной партии. Партия-союз, ХДС (в противоположность жестко организованной социал-демократической партии) всегда был слабо сколоченной организацией земельных союзов, политиков всех уровней и стоящих за ними групп интересов, которые удерживались в его рамках не столько общей идеологией, сколько своей заинтересованностью в сохранении статус-кво, созданного в 50-е годы германского общественного и экономического строя.

      Без своего многолетнего весьма авторитетного  лидера Конрада Аденауэра партия эта не смогла бы так долго определять лицо германской политики. Однако Аденауэр все же меньше был экспонентом  своей партии, чем, наоборот, та была инструментом в руках успешно действовавшего лидера. В противоположность СДПГ, которая как партия своих членов развернула довольно интенсивную внутрипартийную жизнь, ХДС до 70-х годов оставался в первую очередь партией избирателей. В основе он был средоточием видных деятелей консервативных по своей тенденции групп, в которых демократическое формирование внутрипартийной воли не играло роли. Благодаря раннему успеху у германского электората ХДС был в первую очередь нацелен на удержание власти. Успех аденауэровской правительственной политики стал успехом и партии, хотя та проявляла мало собственной инициативы.

      В ХДС рядом состоят рабочие и работодатели, крестьяне и помещики, представители средних слоев и крупные промышленники, ремесленники и менеджеры индустрии. Ведь у всех представленных в ней групп всё же один общий, преобладающий интерес — обладание властью.

Христианско-социальный союз (ХСС)

      Христианско-социальный союз — это ХДС Баварии, но он как партия самостоятелен и организационно совершенно независим от ХДС. Оказалось, что особое положение баварской партии приносит ей относительно большие выгоды, прежде всего внутри фракционного сообщества с ХДС в боннском бундестаге. ХСС, если его сравнивать с ХДС, не только является во многих спорных вопросах германской политики консервативной силой, но и пользуется, благодаря своей земляческой сплоченности, исключительным влиянием внутри общей фракции ХДС/ХСС.

      ХСС сегодня — это самым эффективным образом организованная, сильнее всего сросшаяся с обществом земельная партия во всей Федеративной республике. В процессе упорной, терпеливой, не чурающейся новых вызовов созидательной работы он не отказался от своего старого, основного характера католической партии интеграции крестьянского, ремесленнического среднего владельческого слоя. Тем не менее, ХСС вырос в «общебаварскую межконфессиональную массовую партию народного характера»5. Он сумел, несмотря на почти неодолимые трудности занять главенствующее политическое положение не только в Баварии. Ему удалось также (не в последнюю очередь благодаря своему многолетнему председателю Францу-Йозефу Штраусу, который командовал им почти своевольно) оказывать решающее воздействие на политику христианско-демократической оппозиции и на политику всей Федеративной республики. После смерти Штрауса в октябре 1988 г. в ХСС возобладала новая, более нормальная ситуация.

      В результате объединения Германии удельный вес ХСС в германской политике несколько понизился. Некоторое время ХСС пытался компенсировать это путем поддержки своей братской партии — Германского социального союза (ГСС) в новых федеральных землях, но эта новая партия успеха не имела. Поэтому ХСС, который сосредоточен в Баварии, пришлось считаться с уменьшением своего веса в германской политике. Но это нисколько не затрагивает его, как и прежде, господствующей роли в баварской политике.

Социал-демократическая  партия Германии (СДПГ)

      В противоположность Христианско-демократическому союзу, СДПГ была после 1945 г. не новообразованием, а восстановлением партии, к руководству которой пришли социал-демократические политики веймарских времен. Крах нацистского режима позволил зародиться в этой энергично руководимой Куртом Шумахером партии надежде, что именно она и есть та политическая сила, которая призвана сформировать новую Германию.

      Взгляды немецких социал-демократов на новую  организацию Германии определялись двумя главными целями: 1) создание действительно социальной демократии на основе преобразования экономической структуры, 2) наискорейшее обретение национальной независимости посредством политики подчеркнуто национальных интересов.

      По  первому вопросу СДПГ оказалась  в меньшинстве уже во франкфуртском  Экономическом совете, а потому не имела никаких шансов реализовать свои воззрения по экономической политике. Исключительный успех экономической политики Аденауэра и Эрхарда все больше выбивал почву из-под концепций СДПГ в этой области. В Годесбергской программе 1959 г. она недвусмысленно повернула на обозначенный ХДС курс социального рыночного хозяйства, который в принципе одобрила, обещая, однако, устранить его социальную несправедливость и враждебность плановой экономике.

      Социал-демократическая  партия Германии остается самой крупной  политической партией в ФРГ. К  концу августа 2007 года в ее рядах  насчитывалось более 547 тыс. членов. В связи со съездом СДПГ Гамбург  был наводнен многочисленными представителями  прессы: для освещения его работы аккредитовались 1,9 тыс. немецких и  зарубежных журналистов.

Свободная демократическая  партия (СвДП)

      Немецкие  либералы, у которых еще при  бисмарковском режиме отсутствовало единство, а число постоянных избирателей в веймарские времена еще более сократилось, охотно называют себя третьей силой в германской политике. Хотя им и удавалось почти всегда играть важную роль необходимого младшего партнера по коалиции, положение третьей малой величины среди двух крупных было идеологически трудным и политически неблагодарным. Поскольку идейный багаж либералов был воспринят и обеими крупными партиями, СвДП в основном оставалось выступать против возможной конфессионализации политики со стороны ХДС или против коллективистской планово-экономической тенденции в СДПГ. Но все же, в первую очередь в средних слоях и в массе мелких ремесленников, имелось достаточно людей, которые по этим или аналогичным причинам не желали поддерживать ни СДПГ, ни ХДС, а отдавали предпочтение СвДП.

      Так как члены (к 1992 г. — около 130 тыс. человек) и избиратели СвДП приходили к этой партии по совсем разным мотивам, она являла собой пеструю картину организации с самыми разными тенденциями. В некоторых земельных объединениях поначалу доминировало национал-либеральное течение, привлекавшее даже бывших национал-социалистов. На юге преобладали свободомыслящие и социально-либеральные компоненты. Учитывая подавляющее превосходство обеих больших партий, СвДП вынуждена с трудом сохранять равновесие между различными интересами, пребывая в вечном страхе, как бы её избиратели не перешли к ХДС или СДПГ. Опасается она и того, как бы обе эти крупные партии введением мажоритарного избирательного права вообще не прикончили надоевшую им СвДП.

     Оценивая  нынешнее положение СвДП в партийной  системе Германии, следует констатировать, что, если формирование в ней двух блоков в 1990-е годы ликвидировало монополию либералов на выполнение функции создания коалиционного большинства, которой они обладали в прежней ФРГ, то снижение влияния народных партий и, как следствие, возникновение пятипартийности в начале XXI столетия, лишило свободных демократов гарантированного участия в осуществлении правительственной власти. Несмотря на то, что, как показал партийный кризис 1990-х гг., нижние пределы избирательной поддержки СвДП не опускаются ниже 5 %-ной отметки, длительный период пребывания либералов в оппозиции может подорвать основы их электоральной среды.

Праворадикальные  партии

      Неонацистская Социалистическая имперская партия (СИП) в 1952 г. была запрещена Федеральным конституционным судом. Последующие праворадикальные партии пытались постоянно создать впечатление, будто они больше не имеют ничего общего с национал-социалистической идеологией и политикой. Это относится как к Национал-демократической партии (НДПГ), поднявшейся вверх в середине 60-х годов в связи с первым экономическим спадом и возникновением нового левого радикализма в виде студенческого бунта, так и к основанной в 1983 г. партии республиканцев под руководством журналиста Франца Шёнхубера.

      Политические  социологи еще с 60-х годов обращали внимание на то, что резервный потенциал праворадикальных избирателей составляет примерно 10—15%. Эффектный успех республиканцев на выборах в ландтаги подтвердил правильность этого тезиса и для настоящего времени. Хотя эта партия и имеет небольшое число членов (менее 20 тыс.), однако она сумела с успехом обратить себе на пользу распространяющееся недовольство утвердившимися партиями, а особенно ненависть к иностранцам, которые во все большем числе претендуют на убежище или проживают в Германии. «Германия — немцам!» — таков характерный лозунг республиканцев, которые, несмотря на демократические заверения Шёнхубера, демонстрируют идейное родство с национал-социалистами и во внутренних стычках выражают свою готовность к применению насилия.

      Со  времени краха коммунистической системы, который пугающим образом вновь вызвал к жизни национализм во многих странах Европы, националистический радикализм получил определенную поддержку также в силу развития международных отношений. Однако большинство германского населения пока еще решительно противостоит соблазну национализма. Тем не менее, республиканцы и подхватывающие их лозунги радикальные, практикующие насилие осколочные группы стали в сегодняшнем обществе фактором волнения и беспокойства.

Информация о работе Партийная система федеративной Республики Германии