Общественная мысль в Казахстане. Политические взгляды А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ш. Валиханова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 04:20, реферат

Краткое описание

До Октябрьской революции 1917 казахский народ находился в состоянии культурной отсталости. В этих условиях вплоть до появления письм. лит-ры думы и чаяния трудящегося народа, его мечты о свободе, стремление познать тайны окружающего мира находили выражение в устном творчестве. Господствующей в патриархально-феодальном Казахстане была религ. идеология, представлявшая собой соединение ислама и шаманства. Шаманство у казахов "...смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской..." . Присоединение Казахстана к России ликвидировало вековую замкнутость натурального х-ва казахов, способствовало экономич. и культурному развитию края, подъему антифеодального просветительского движения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования РК.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  РК

Колледж Менеджмента  и Международного Туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

Общественная мысль  в Казахстане.

Политические взгляды  А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ш. Валиханова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица КММТ

2 курса

Группы 206

Иргалиева Анар

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

     До Октябрьской революции 1917 казахский народ находился в состоянии культурной отсталости. В этих условиях вплоть до появления письм. лит-ры думы и чаяния трудящегося народа, его мечты о свободе, стремление познать тайны окружающего мира находили выражение в устном творчестве. Господствующей в патриархально-феодальном Казахстане была религ. идеология, представлявшая собой соединение ислама и шаманства. Шаманство у казахов "...смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской..." (Валиханов Ч., Избр. произв., Алма-Ата, 1958, с. 145).

Присоединение Казахстана к России (началось со 2-й четверти 18 в., завершилось  в сер. 19 в.) ликвидировало вековую  замкнутость натурального х-ва казахов, способствовало экономич. и культурному развитию края, подъему антифеодального просветительского движения.

     Со 2-й пол. 19 в. начинается новый период в развитии филос. и обществ. мысли Казахстана. Просветители – Валиханов, Алтынсарин, Абай Кунанбаев – выступают против бесправия и угнетения масс, разоблачают эксплуататоров народа. Ратуя за ликвидацию отсталости Казахстана, призывая к развитию дружбы между народами, они критикуют колониальную политику царизма. Свои взгляды они стремятся обосновать, опираясь не на миф и веру, а на человеч. разум и науч. данные; познание рассматривается ими как отражение объективного мира. "... Ум и знания – это уже плоды труда, – писал Абай Кунанбаев. – Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир" (Собр. соч., М., 1954, с. 398).

Революция 1905–07 в России дала сильный  толчок росту освободит, движения. Обострение социальных противоречий обусловило формирование различных идейных течений в  казахской филос: и обществ. мысли.

     Развитие капитализма способствовало усилению мистич. настроений казахских феодалов, идеологию к-рых выражало религ.-мистич. течение. Представи-телями этого течения, продолжавшего традиции нек-рых поэтов 2-й пол. 19 в. (Канаев Ш., Дулат Бабатаев), были Шакарим, Ж. Копеев и др. Хотя нек-рые из них (Копеев, Аубакир) указывали на полезность светского образования, в целом они отрицательно относились ко всему прогрессивному в экономике и культуре, пропагандировали ислам, распространяли религ.-мистич. поэмы ("Зархум", "Сейфульмулик", "Сал-Сал", "Сеит-Баттал" и др.). Интересы тех феодалов, к-рые приспосабливали свое хозяйство к потребностям рынка и постепенно превращались в капиталистов-скотовладельцев, находили выражение в консервативно-бурж. т е ч е н и и. Это течение было представлено газ. "Казак" (1913–18), вокруг к-рой объединялись А. Байтурсунов, М. Дулатов, А. Букейханов и др., составившие впоследствии руководящее ядро контрреволюц. бурж.-националистич. партии "Алаш". Сторонники этого течения стояли за постепенную эволюцию края к капитализму при сохранении кочевничества и патриархальных обычаев и традиций. В отличие от религ. мистиков, они выдвигали на первый план вопросы социально-политич., хозяйственного, культурного развития; в то же время выступали в защиту религии.

     С развитием капиталистич. уклада в Казахстане нарождалась нац. буржуазия, наживавшая состояние на торговле и эксплуатации наемного труда. Интересы этого слоя отражало прогрессивно-бурж. н а п р а в л е н и е, представленное журн. "Айкап" (1911–15), газ. "Казакстан" (1911–13), "Алаш" (1916–17) и др. Представители этого направления (М. Сералин, Б. Каратаев, О. Карашев, Е. Бюйрин, К. Тогусов и др., впоследствии перешедшие на сторону революции и на службу Сов. власти) в общесоциологич. и религ. вопросах принципиально не расходились с деятелями консервативно-бурж. течения; однако они критиковали консервативные воззрения газ. "Казак" по вопросу о перспективе развития Казахстана, призывали казахов перейти к оседлости, порвать с кочевым образом жизни.

Интересы и чаяния трудящихся масс были выражены в демократич. течении, представленном поэтом-мыслителем Торайгыровым, сатириком С. Донентаевым, писателем  и педагогом С. Кубеевым и др. Продолжая  традиции просветителей, эти деятели выступали против бесправия масс и произвола властей. Они резко осуждали деятельность мусульм. духовенства, показывали вред, наносимый народу религ. суевериями. Торайгыров считал служителей религ. культа "духовными угнетателями" народа; религию он рассматривал как "результат векового невежества" людей, мечеть называл "бессмысленным" учреждением. Материальный мир для Торайгырова вечен и бесконечен, находится в процессе непрерывного изменения, подчиняется объективной закономерности.

     В нач. 20 в. распространяется марксистская лит-ра. В край проникают большевистские газеты "Искра", "Звезда", "Правда", на страницах к-рых помещались корреспонденции о жизни рабочих Казахстана, об их борьбе против эксплуататоров. В г. Верном (ныне Алма-Ата) и др. местах были созданы нелегальные биб-ки, включавшие произведения классиков марксизма-ленинизма ("Наемный труд и капитал" К. Маркса, "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельса, ряд работ В. И. Ленина). Местные группы и орг-ции РСДРП издавали и распространяли революц. прокламации.

     Победа Октябрьской революции обеспечила торжество марксизма в Казахстане. Осн. вопросом, вокруг к-рого шла идейная борьба в первые годы Сов. власти, был вопрос о строительстве социализма. Буржуазные националисты (А. Байтурсунов, А. Букейханов и др.), ранее (1917–18) писавшие о невозможности "построения социализма в течение ближайших столетий", выдвигали теперь идею об автоматич. переходе Казахстана к коммунизму, поскольку у казахов, как писал Байтурсунов, "нет ни капитализма, ни классовой дифференциации, даже собственность у них не так резко разграничена, как у других народов", а "многие предметы потребления считаются у них общественным достоянием". Цель подобных "теоретических" ухищрений состояла в том, чтобы воспрепятствовать ликвидации казахского байства как класса, спасти скот и имущество феодалов от конфискации. Большевики Казахстана, руководствуясь ленинским положением о переходе отсталых стран "...к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития" (Ленин В. И., Соч., т. 31, с. 219), разоблачали эти националистич. "теории", вели воспитат. работу среди трудящихся, подготавливая их к коренным социальным преобразованиям, к ликвидации эксплуататорских классов и коллективизации с. х-ва. Значит. роль в идейно-теоретич. борьбе против реакц. и отживающего мировоззрения сыграли решения компартии по идеологич. вопросам, а также парт. и сов. печать.

Совершившаяся под руководством Коммунистич. партии культурная революция вызвала огромный интерес трудящихся к изучению марксизма-ленинизма. Большое значение имело создание таких учебных заведений, как Коммунистический вуз (1930), Казахский ин-т марксизма-ленинизма (1931–40), в к-рых готовились партийно-сов. работники, пропагандистские и теоретич. кадры.

     В 1931 был создан Казахский н.-и. ин-т марксизма-ленинизма (КНИИМЛ), впоследствии преобразованный (1940) в Казахский филиал ИМЛ при ЦК КПСС и Ин-т истории компартии Казахстана. Сотрудники этих ин-тов, выпускники Ин-та красной профессуры, И. Ю. Кабулов, З. А. Порядин, А. Лекеров, М. Тулепов выступали с теоретич. статьями, в к-рых с марксистских позиций освещали вопросы развития Казахстана к социализму, проблемы нац. культуры. С 1931 в вузах Казахстана преподается курс марксистской философии на казахском языке. В числе первых читал этот курс У. Балхашев. В изучении марксистской философии сыграл важную роль перевод на казахский язык осн. произведений В. И. Ленина (Избр. произв. в 6 томах, 1938–41, "Материализм и эмпириокритицизм", 1941).

Значит. работа в области философии проделана  в послевоен. период. На казахский  яз. переведено 4-е изд. Соч. В. И. Ленина, "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, труды Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах...", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", переводится "Капитал" Маркса. Философами республики издан ряд монографий и научно-популярных работ по диалектич. и историч. материализму, истории филос. и обществ.-политич. мысли Казахстана (X. Айдарова, Чокан Валиханов, 1945; К. Бейсембиев, Мировоззрение Абая Кунанбаева, 1956; Н. Джандильдин, Некоторые вопросы интернационального воспитания, "Коммунист", 1959, No 13; его же, Вопросы интернационального воспитания трудящихся в современных условиях, "Вопр. философии", 1961, No 6; О. А. Сегизбаев, Социологические взгляды Ч. Ч. Валиханова, там же, 1959, No 3; А. С. Ситдыков, Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина, 1949; коллективный труд "О закономерностях перехода ранее отсталых стран к социализму", 1961; С. Б. Баишев, Победа социализма в Казахстане, 1961; работы Ж. Туленова, Н. Мусабаевой, П. В. Преснякова, К. X. Рахматулина, Г. Югая, Ж. Абдильдина, Н. Сарсенбаева, Д. Кшибекова, М. Сужикова и др.).

     При АН Казах. ССР создан (янв. 1958) Ин-т философии и права, издавший 4 тома "Трудов" своих сотрудников; в шести вузах республики имеются кафедры философии. На октябрь 1961 в Казахстане имелось 31 кандидат филос. наук (около половины к-рых составляют казахи) и один доктор филос. наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критические политические и правовые идеи Абая

     Возникновение власти правителей Абай связывал с естественным стремлением людей к упорядочению общественной жизни, к самореализации, защите от возможных посягательств на их жизнь, имущество, права. "Говорят, – писал Абай, – …"Когда каждый сам по себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне". Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее.

И второе – люди свято берегли  и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при  этом имена предков, как все бросались  на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы".

С тех пор, по Абаю, многое изменилось. "Где теперь этот благородный  дух общности и радения о чести?", – спрашивал он.

Абай критиковал порядки, царившие в степи, противоречащие, по его мнению, как установлениям Аллаха, так и человечности. По Абаю, все люди и все религии признают, что "Богу присущи любовь и справедливость". Эти же основы – любовь и справедливость, по его убеждению, – "начала человечности". "Они присутствуют во всем и решают все. Это – венец творения Всевышнего". Но именно этого, считал Абай, часто нет в реальной жизни, именно этим началам противоречат существующие порядки обычая. Не случайно, что, по Абаю, самое сложное – воспитать в людях человечность и научить их идти по пути истины.

Абай с горечью писал, что в степи не прекращается воровство, разбой, что несправедливо ведется уголовное преследование честных людей. "Над честными сынами степи, – писал он, – чинятся уголовные дела по ложным доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели, готовые подтвердить то, что не видели и не слышали". Стремятся опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие должности (известны интриги, которые плелись вокруг Ч. Валиханова, чтобы не допустить честного и просвещенного человека к государственной службе).

Гражданская позиция, которую Абай занимал как судья, как честный  и авторитетный в степи человек, которого нельзя ни подкупить, ни сломить, порой дорого стоила самому Абаю. Об этом свидетельствует, например, апелляционный  отзыв Абая (1900 г.) на решение областного суда, прекратившего и решившего передать в суд биев дело о нападении на Абая, его избиении и отнятии у него некоторых вещей группой мукурцев (представителей Мукурской волости во главе с волостным управителем). Нападение было совершено в связи с тем, что Абай дал согласие принять участие в определении границ между Мукурской и Чингизской волостями, а также обещал оказать содействие уездному начальнику в поимке бродяг, бежавших из ссылки и укрывавшихся в Мукурской волости – они удерживались волостным управителем, видимо, в качестве дешевой рабочей силы. В апелляционном отзыве Абай требовал пересмотра дела в Правительствующем Сенате и наказания виновных в нападении на него. Абай излагает факты, показывает логическую несостоятельность выводов суда о случившемся с учетом свидетельских показаний, дает юридическую квалификацию делу в соответствии с действующим законодательством (возможно, в этой юридической квалификации ему помог адвокат). Абай настаивал, чтобы его дело было рассмотрено государственным ("русским") судом, как более "беспристрастным и справедливым в этом деле".

Абай, с сожалением замечал, что  волостные правители достигают  власти хитростью и обманом, заботятся  лишь о собственном благополучии, ищут поддержки у таких же "увертливых и ухватистых" как сами, большую часть сил тратят на борьбу с соперниками и сохранение власти. "Волостные, – отмечал мыслитель, – избираются на три года. Первый год их правления проходит в выслушивании обид и упреков: "Не мы ли тебя выдвигали?" Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий – в предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным. Что остается?"

По Абаю, обстоятельства жизни, обычаи, сложившиеся отношения – все  вместе подчиняют людей существующей системе. "Так и живут: вельможный – помогая баю и пособляя вору, бедняк – подыгрывая власть имущим, поддерживая их в спорах, примыкая то к одной, то к другой партии, за здорово живешь поступаясь собственной честью, продавая жену, детей, сородичей", – писал Абай. Мыслитель заявлял, что не может при всем желании уважать волостного и бия, так как "нет в степи божеской управы и суда. Власть, купленная за деньги, не многого стоит" Абай высказывал сожаление, что в степи сильный и умный человек скорее готовы не к добрым, а к худым делам, что "нет человека, чей ум был скор в служении делу совести и справедливости, а на хитрость и вероломство всяк горазд".

Мыслитель обращал внимание на необходимость  вдумчивого анализа всего происходящего, уважения к таланту, на недопустимость слепого следования за толпой и утешения себя при совершении плохих дел тем, что все так поступают. "Что лучше, когда пострадает от джута весь народ или уцелеет хотя бы половина его? В чем утешение одному дураку от того, что рядом находятся тысячи других безмозглых?", – спрашивал он. Абай был сторонником просвещенного и нравственного правления. Для него, эти его свойства, его эффективность и разумность, видимо, были выше формальных признаков – количества людей, участвовавших в принятии того или иного решения. Это был для него, видимо, вопрос второго порядка. Главное – просвещенное и нравственное правление. Хотя естественно, Абай более положительно относился к демократическим формам решения вопроса, присущим обычаям степи, особенно, если это решение было компетентным и справедливым.

В то же время Абай против тех, кто  не верит в человека, возможности  его развития, исправления. Он соглашался, что человек – дитя своего времени, что в плохих качествах и поступках  людей виноваты и его современники, и общество. Но Абай не считал, что несовершенство людей – свидетельство неисправимой и злой природы человека. "Будь в моих руках власть, – заявлял он в "Слове тридцать седьмом", – я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим".

Информация о работе Общественная мысль в Казахстане. Политические взгляды А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ш. Валиханова