Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:58, реферат
Значение античного образования в том, что ее достижения оказывали и до сих пор оказывают влияние на содержание и основные формы образовательной деятельности. Античность оставила в наследство мировой культуре богатый педагогический опыт, великие произведения литературы и искусства, точность математических доказательств и разнообразие философских идей.
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Отношение к детям и детству в Древней Греции…………………………………5
2 Действующие системы воспитания в Древней Греции…………………………..11
2.1 Афинская система воспитания…………………………………………………...11
2.2 Спартанская система воспитания………………………………………………..13
3 Воспитание и обучение в Риме…………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………………..31
Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Римское воспитание в каждом из этих периодов имело свои специфические особенности, обусловленные экономической и политической жизнью римлян.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.
В древние времена умственное и физическое воспитание дети получали в отцовском доме. Как правило, этим занималась мать, которая особенно тщательно подбирала нянек и кормилиц. Государство, предоставив отцу неограниченную власть над детьми, напрямую не вмешивалось в воспитание. Только в исключительных случаях вредного влияния семейной обстановки на ребенка государство в лице цензора могло пресечь неверное направление в воспитании.
В кругу семьи ребенок с младенчества усваивал традиционные римские добродетели - почтение к богам и законам, скромность в речах и делах, послушание, честность, умеренность и трудолюбие. «Принимает ли домохозяин утром в атриуме (центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища), сидя в кресле, клиентов и выслушивает их нужды; отворяет ли он во время празднеств и похорон шкафы с восковыми изображениями славных предков; идет ли речь о великих делах прошлого; поется ли застольная песнь о славе героев и могучих деятелях римской истории,-всегда при этом присутствуют дети-сыновья, и здесь-то их впечатлительный ум запасается здоровыми задатками на целую жизнь»,- свидетельствовал современник. Дети присутствовали при общем обеде, сидя за отдельными столиками или прислуживая родителям. Дочери пряли, ткали и вязали вместе с матерью; сыновья пахали, сеяли и жали вместе с отцом. У него же они учились ездить верхом, плавать, владеть оружием, а также азам чтения, письма и счета.
Поскольку отец не всегда мог дать детям основы образования, ему приходилось обращаться к услугам учителей. В богатых домах учителем зачастую бывал грамотный раб. Многие родители отправляли своих детей в школу. Первое письменное упоминание о школе датируется 449 годом до н. э. Квинтилиан писал, что римские школы располагались в полуоткрытых прихожих каких-нибудь зданий или в особом приспособленном для занятий помещении. Иногда занятия проходили прямо на улице. Учитель из вольноотпущенников обучал детей чтению, письму и счету. Такие школы являлись частным учреждением и не зависели от государства. Они содержались на плату за учение, которую родители учеников вносили на протяжении восьми месяцев. С июля по октябрь включительно продолжались каникулы, на время которых школы в деревнях и элементарные школы в Риме закрывались. Детей учили читать по буквослагательному методу, разработанному греками. Для облегчения изучения азбуки детям иногда давали большие буквы, сделанные из слоновой кости.
Писать учили с прописей на навощенных дощечках, причем учитель водил рукой ученика. Квинтилиан советовал, чтобы ученик для приобретения твердой руки водил стилем по углублениям вырезанных в досках букв и таким образом набивал себе руку.
Счету учились, как и греки, по пальцам и при помощи особых дощечек с камешками. Существовала счетная доска, которую обычно называли Пифагоровой. Вверху она имела восемь небольших углублений. В каждом из них находилось по одному подвижному камешку. Внизу располагалось восемь других, более длинных углублений, семь из которых имели по четыре камешка, а одно - шесть. Сбоку находилось еще три небольших углубления, два из которых имели по одному камешку, а одно - два камешка. Цифра I между нижними углублениями означала единицы, X - десятки, С - сотни и т. д., до миллионов. Камешек верхнего углубления умножал каждый камешек нижнего углубления на пять. Это обозначалось на дощечке тем, что из нижнего углубления вверх подвигалось столько камешков, сколько нужно было умножить. Каждый камешек в углублении О означал 1/12 единицы (или асса), а камешки в боковых углублениях означали 1 /2, 1/3, 1/4 унции.
Кроме того, ученики заучивали наизусть (вероятно еще при обучении письму) законы XII таблиц и записи, сделанные под диктовку учителя.
Занятия в римских школах, так же, как и в греческих, начинались ранним утром. В короткие дни уроки начинали при свете ламп. Обучение мальчиков и девочек было совместным. Дети являлись в школу с дощечками для письма и с сумкой под мышкой левой руки. Сыновей зажиточных родителей провожал в школу раб, а девочек - няня. Заботливые мамы заранее присылали в школу лакомства и разные печенья, которыми учителя заманивали детей в школу. Для взрослых учеников лакомства сменялись розгой. К этому средству учителя прибегали очень часто. Против использования розги раздавалось много голосов (особенно возражал Квинтилиан), но она продолжала царить в школах.
По свидетельствам, относящимся к концу Республики, видно, что обучение в древнейшие времена ограничивалось чтением, письмом и счетом. Позднее, завоевав южную Италию, римляне познакомились с греческой культурой. Это значительно расширило их кругозор. Постепенно римляне стали ощущать недостатки существовавшего способа воспитания. Сначала в некоторых семействах, а позднее, и в остальных, обучение перешло к учителям-грекам. Оно состояло не только в практическом изучении греческого языка, как бывало прежде, но и в чтении и комментировании греческих поэтов (в основном Гомера) и прозаиков. К этому добавилось изучение произведений молодой римской литературы, к которой относились: «Одиссея» в переводе Ливия Андроника (ок. 240 г. до н. э.), поэмы и драмы Невия (Bellum Punicum) и Энния (Annales), а впоследствии сочинения Цицерона, Вергилия, Горация и других поэтов. Во время обучения ученики получали сведения по мифологии, истории, географии, метрике, а также по риторике.
В последние годы Республики риторика приобрела ведущее значение. Она значительно расширилась по своему объему и постепенно сформировалась в самостоятельную науку. Программы обучения в риторских школах были достаточно обширны и включали такие дисциплины: основы ораторского искусства, греческая и римская литература, основы математики и геометрии, астрономия, юриспруденция, философия. Особое внимание уделялось внешним эффектам публичного выступления, его форме, а не содержанию. Считалось необходимым постоянно совершенствовать свои умения в выступлениях перед публикой, навыки подражания лучшим образцам, накапливать необходимый практический опыт. Преподавали в данных школах особые учителя, так называемые риторы. Вначале такие учителя подбирались только из греков, чаще всего из рабов. С усилением влияния греческой культуры возникла необходимость усвоения греческого языка с самого юного возраста. Постепенно традиционного римского надзирателя сменил греческий педагог, а няню, провожавшую девочек в школу,- рабыня-гречанка. Кроме педагога детей богатых родителей сопровождал в школу так называемый capsarius, носивший их сумку с учебными принадлежностями.
Программы обучения в грамматических школах включали такие предметы, как латынь и греческий язык, основы римского права, грамматика, риторика. Обучение в этих учебных заведениях было индивидуальным, хотя некоторые источники указывают на попытки распределения учеников на отдельные группы — прообразы классов.
Во времена Августа
Помимо больших каникул, обучение на некоторое время прекращалось в Сатурналии - сначала на 1, позднее на 3 или даже на 7 дней. Отдыхали от учебы во время Квинкватрий, посвященных богине Минерве (с 19 до 23 марта), 5 дней во время сбора винограда, а также в торжественные дни, которых в Риме было немало. Учебный год начинался в марте после Квинкватрий. Это было связано со старинным обычаем, по которому гражданский год некогда начинался с марта. При поступлении в школу ученики приносили учителю подарки.
Музыка, пение и танцы во времена Римской республики были исключены из школьного обучения как неприличные занятия. Причиной этого было то обстоятельство, что эти искусства стали известны римлянам не в то время, когда они еще имели глубокое образовательное значение, а во время упадка нравственности и свободы, отразившегося на всей римской культуре.
Когда молодому римлянину исполнялось 17 (в конце Республики только 16) лет, его обучение оканчивалось. Только особо одаренные и любознательные молодые люди продолжали заниматься риторической наукой в Риме или в Афинах. На юношу в знак достижения совершеннолетия надевали мужскую тогу. Обычно это происходило 17 марта, в праздник, называемый «liberalia».
С этого момента молодой римлянин считался полноправным в политическом и гражданском отношении гражданином и был обязан отбыть воинскую повинность. Обычно дети римской знати на год поступали под начальство какого-нибудь полководца в качестве новобранцев и в его когорте готовились к получению офицерского чина. Юноши, ощущавшие призвание к гражданской деятельности вообще, и к юридической в частности, обращались к какому-нибудь известному государственному деятелю. Присматриваясь к его политической и судебной деятельности, они совершенствовали свои практические навыки на избранном поприще. Это было возможно лишь в том случае, если политическая обстановка позволяла на время уклоняться от военной службы. Даже после вступления в самостоятельную жизнь римляне не бросали окончательно занятия философией или красноречием. Для этой цели они после завоевания Греции обычно путешествовали в Афины, где иногда оставались надолго.
Во времена Империи круг предметов, изучавшихся в школе (енциклиос педиа), расширился за счет прибавления музыки и геометрии, которые еще во времена Цицерона не считались учебными предметами. Квинтилиан считал основными следующие предметы. Прежде всего, педагог должен был учить чтению, письму и счету. За ним грамматике, т. е. знанию частей речи, правильному их употреблению, знанию прямого и переносного значения слов, этимологии и правописанию. Кроме того обучал музыке, но не театральной, а героической. Геометр учил геометрии, а актер - декламации и жестикуляции, крайне необходимым для будущего оратора. Полный курс обучения заканчивали греческие и римские риторы, которые преподавали теорию красноречия, а также практически обучали своих слушателей, заставляя их сочинять и произносить разного рода речи, заключающие в себе совет или возражение.
Римские школы, как и греческие, содержались частными лицами и были независимы от государства. Только с начала II века н. э. правительство и общество начали проявлять заботу об устройстве школ. В государственных школах учителей назначало правительство или община. Но таких учителей было немного, а большинство школ по-прежнему оставались частными. Учителя, получавшие жалование от правительства, пользовались рядом льгот. Например, они освобождались от всяких государственных повинностей.
Первые кафедры римского и греческого красноречия были учреждены в Риме императором Веспасианом. Их профессора получали до 100 тысяч сестерциев, т. е. вчетверо больше, чем, например, военный трибун. Антоний Пий назначил учителей красноречия и философии во все провинции Римской империи. В Афинах учителя философии получали до 10 тысяч драхм.
Пение и танцы никогда не имели у римлян того образовательного значения, как у греков во времена Сократа. В них видели только предмет развлечения, и еще при Цицероне заниматься ими считалось неприличным для взрослого римлянина. Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, который опирался на понятие пользы, так как получение образования использовалось для того, чтобы обеспечить себе удачную военную или политическую карьеру, активное участие в общественной и государственной жизни.
Практическая направленность системы римского обучения привела также к тому, что, для того чтобы сберечь время, отводимое на образовательный процесс, и оптимизировать саму учебную деятельность, именно римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств к преподаванию. В качестве подобных пособий выступали авторские философские и риторские трактаты, посвященные проблемам ораторского искусства, нравоучению, правоведению, военному делу, сельскому хозяйству, медицине и другим научным направлениям, получившим развитие в римской культуре. Одновременно в этот исторический период были предприняты попытки составления первых энциклопедий, которые должны были представлять собой своеобразный свод сведений об искусствах и науках. Таким образом, тенденция облегчения и совершенствования процесса обучения привела к необходимости создания учебной литературы в помощь как самим педагогам, так и учащимся.
В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо было преподавать учебные дисциплины исходя из их практической жизненной ценности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху Античности дидактические традиции были очень несовершенны и связаны с «калькированным» повторением того материала, который предлагался собственно учителями. Особой самостоятельности и активности ученики практически не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы в деятельности уже взрослого человека.
Информация о работе Система античного воспитания и образования