Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности школьного музея и его роли в формировании гражданкой и патриотичекой самоориализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
Задачи исследования;
Рассмотрение теоретических проблем, связанных с определением понятия патриотическое и гражданское воспитание и определение его места в системе воспитательного процесса общества;
Выявление специфики форм и средств музейной деятельности при включении их в воспитательный потенциал общества;
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы гражданского и патриотического воспитания как части воспитательной программы по формированию общечеловеческих ценностей………………………………………………..12.
1.1. Роль воспитания в системе формирования личности школьника………………………………………………………………………12.
1.2. Место патриотического воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей………………………………………………..20.
Глава 2. Роль музея как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника………...27.
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности………………………27.
2.2. Средства и формы музейной деятельности: эффективность воздействия на личность………………………………………………………39.
2.3. Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»………………...69.
Глава3. Управление качеством школьного образования: практика реализации……………….………………………………………………………86.
3.1. Характеристика МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа………………………………………………….86.
3.2. Менеджмент качества школьного историко-краеведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»…………………………………………………………………………104.
3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская СОШ»…………………………………………………….106.
Заключение……………………………………………………………………113.
Список литературы………………………………………………………
Инновационное движение включает в себя несколько уровней:
Историческое знание – знание особое, целью его и его содержанием является формирование исторического мышления, которое наполнено смыслотворческим содержанием всего человеческого существования. Поэтому обучение истории должно быть лишено иссушающего, менторского тона. Преподавание истории, как базы для формирования исторического мышления, должно быть наиболее приближено к требованиям личности, активизировать личностно-ориентированный процесс познания. Формирование исторического мышления должно начинаться с самых ранних стадий формирования личности и, конечно же, учитывать, психологический портрет личности в социально-возрастных дифференциациях. Это требует постоянного поиска новых технологий введения исторического знания в познавательный процесс. Исторические знания бесполезны, если приобретены без учета раскрытия исторического смысла и формирования исторического мышления. Исторические знания становятся достижением личности, когда «добыты» в эмоционально-творческом поиске, мыслительной или практической деятельности. Новые технологии в историческом образовании основаны на личностно-ориентированном подходе. Личность связана с внешней средой с точки зрения:
Развитие педагогики XVII–XVIII вв. (эпоха Просвещения) предлагало воспитание личности с учетом самой личности, ее структуры. XIX–XX вв. в отечественной педагогике действовала установка на воспитание на нормативных ценностях и установках общества, не предусматривающих какого-либо выбора, при отсутствии ценностного отношения к ребенку, его психолого-возрастной индивидуальности, самобытности, творческого потенциала. Тем не менее, разработка личностно-ориентированного подхода ведущими педагогами началась в середине XIX в. К. Д. Ушинский говорил о комплексном воспитании личности. В Германии оформилось направление «педагогика личности». Ф. Олпорт в начале XX в. выдвигает идею целостного подхода к изучению и развитию личности на основе интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической сторон. Во второй половине XX в. Б. Скиннер предлагает теорию стимулов в воспитании и развитии личности: социальная адаптация ребенка, целостный подход, утверждение ответственности, гражданственности, отказ от авторитарной педагогики, этапный подход к воспитанию и развитию, стимулирование познавательной активности, нравственного поведения за счет средств педагогических технологий. В конце XX в. А. Маслоу предлагает концепцию гуманистического воспитания личности, где личность выступала как целостная ценность личности: познавательный потенциал, талант творчества, самостоятельность. Конкретизации системы, с точки зрения расширения знания о самих методах и их применении, продолжается и сегодня.
Метод как путь умственной работы по овладению знанием состоит из ряда разнообразных, согласованных между собой приемов. Основными методами, разработанными к первой половине XX в. и активно используемыми педагогикой являются:
В данных методах сознание личности как ценность отсутствует, личность полностью подчинена общественной значимости, что ограничивает поиск новых направлений движения и ведет к консервативности самого общества. В 1960-1970-е гг. в педагогической литературе формируется проблема «ведущей идеи», которая используется как метод. Метод «ведущих идей» направлен на познание мировоззренческой глубины, но на основе уже имеющегося знания. Собственно, из процесса познания исключается высшие уровни знания: художественное, творческое, которые базируются не только на уже имеющемся знании бытия, но и формируют новую реальность.
Определение инновационных (современных) методов, по мнению В. В. Шогана, должно зависеть напрямую от сознания, а т.к. речь идет о школьниках, о детском сознании. Ребенок по своей природе наиболее приближен к трансцендентному видению себя и мира.[60, C.7] Это требует новых оснований для реализации образовательного пространства, позволяющие из собственного бытийного восприятия создавать новый семантический мир, уровень мифологичности. В сознании ребенка происходит «творение» сказки, легенды, притчи через созерцательное ретроспективное путешествие в историю. Миф для ребенка является не понятием, а бытием, не догматом, а поэтической образностью мира, миф соединяет реальность и объективность прошлого с современным пониманием прошедшего. Новое мифотворчество закрепляется и находит выражение в искусстве, в художественном творчестве. Поэтому метод «ведущих идей» В. В. Шоган предлагает заменить другим термином «личностно-значимая тема» как особый модуль, представляющий внутренний механизм условий саморазвития детского сознания. Этот модуль наиболее приближен к детскому мышлению, смысловому переживанию, практическому диалогу с социумом. Мифотворчество личности помогает осознанию, мифопрочтению мировой истории, где «миф» есть построение целого, целостного («рождение, развитие, умирание… рождение нового и т.п.»), постижение глобализации цивилизационных процессов, сущность явления. Открытие смысла истории – это и есть структурная единица исторического образования.
Поиск инновационных методик (в ретроспективе) исторического образования напрямую связан с развитием теорий обучения и воспитания:
Применение методик в процессе обучения и воспитания обязательно принимает определенную форму, т.е. конструкцию процесса, внешнее выражение коммуникативной деятельности. Формы образовательного процесса могут отличаться по массовости аудитории, по месту проведения и по продолжительности. Существенные различия форм позволили разделить их на самостоятельные системы: классно-урочная, лекционно-практическая, экскурсионная, конфедеральная, игровая, тренинговая и пр. Но всякая система стремится к расширению и усложнению своей структурной конструкции. Не стоит удивляться, поэтому, что предложенная Я. А. Коменским урочно-классная конструкция ставшая универсумом для работы с детской аудиторией, стремиться к постоянному дополнению и обновлению собственной структуры. Урок в школе – это открытая система, которая может быть типологизирована на уроки контроля, коррекционные уроки, уроки-закрепления и др. Но на практике носит комбинированный характер, включая как структурные элементы все вышеперечисленные формы урока, так и формопреобразуясь в другие конструкции: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, урок-конференция, урок-практика и др. Урок как структурная единица классно-урочной системы сохраняется: традиционная продолжительность, объединение одновозрастной аудитории, предметная типологизация, конструкция педагог-ученик, процесс передачи знания и его усвоения, планирование хода процесса и контроля над процессом и т.п. Внесистемные формы образовательного процесса «входят» в самостоятельную классно-урочную систему как вариативный структурный элемент, преобразую конструкцию в инвариантную форму, внося видовое разнообразие в форму классно-урочной системы. Создается новая конструкция, состоящая минимум из двух элементов: форма-урок – форма-игра, или полиструктурная конструкция: форма-урок – форма-игра – форма-экскурсия – форма-лекция – форма-праздник – форма-театр. При выделении в этих конструкциях базовой формы, мы можем рассматривать остальные как способы упорядоченного взаимодействия, т.е. вариативные методы познавательной деятельности, которые не просто расширяют количественный состав традиционных методов, а изменяют их качественных потенциал, т.е. входят с ними во взаимодействие, становятся структурными элементами или дружественных систем, или формируют новую системную конструкцию:
Инвариантные формы образовательной деятельности с точки зрения включения их в школьную систему рассматриваются в теории достаточно линейно:
Внеклассная подсистема расширяет границы образовательно-воспитательной конструкции, позволяя активно использовать нетрадиционные формы работы с аудиторией как форму и как метод. Урочно-классная подсистема инвариантную методику применяет на уровне эксперимента, что снижает ее эффективность в стремлении перевести менторский тон привычной урочной схемы к индивидуально-осознанному поддержанию постоянно растущей любознательности на уровне интереса к познавательному процессу. Это тем более удивительно, что рассмотрение образовательно-познавательного потенциала различных путей повышения эффективности решения познавательных задач это одна из постоянно-рассматриваемых тем. Рассмотрим потенциал нескольких форм, которые с нашей точки зрения, могут являться не только методами урочно-классной системы, но и вариатизировать саму форму урока.
Экскурсия – это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия – это выход, выезд, выступление, путешествие с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, среде его обитания. Положительный потенциал экскурсии заложен в:
Главная черта экскурсии – ее комплексность: при всей тематической разнородности (географические, исторические, ландшафтные, этнографические, природные, бытовые и т.п.) все экскурсии носят культурологический характер: невозможно видеть один объект и не заметить, оценить со-объект, входящий в системы жизнедеятельности объекта.
В экскурсии заложено «школярство», что позволяет считать ее неотъемлемым элементом образовательного процесса (обучения и воспитания). Это прочитывается в самом термине:
«ex» – экстренное, выходящее за рамки повседневности (привычной школьной действительности); «curcus» – постоянное течение, основная линия (сама школьная система, форма урока). Это позволяет использовать экскурсию как обязательную форму обучения или как основной метод формы «урок-экскурсия». Но экскурсия, исходя из своей «экстренности» не может стать единственной формой обучения, которая повторяется из дня в день. Экскурсия должна быть введением, проверкой, закреплением, т.е. выполнять:
Проблема экскурсии как необходимого
элемента завершения теоретического образования предлагалась Екатериной II
в качестве программы для воспитания цесаревичей,
как будущих руководителей империи (государства).
Предложение русской императрицы связано
было с грамотным прочтением идей французского
Просвещения. Ж. Ж. Руссо рекомендовал
широкое использование экскурсии как
метода воспитания творческой наблюдательности,
пытливости, активности ребенка путем
самостоятельного исследования окружающего
мира (экскурсии в природу). Практическое
применение этот тезис нашел в образовательной
программе цесаревича Александра Романова
(император Александр II – путешествие
по России), цесаревича Николая Романова
(император Николай – кругосветное путешествие).
Экскурсия как необходимый элемент хорошего,
полного образования рассматривалась
выдающимся русским педагогом П. Ф. Каптеревым,[31]
продолжившим концепцию «музейной соборности»,
предложенной в конце XIX в. русским мыслителем
Н. Ф. Федоровым, в отношении путешествия
по отечеству, кругосветного путешествия
как завершающей точкой получения образования,
которое может быть заменено посещением
музея. В XIX – XX вв. экскурсии широко
применяются западными школами как метод
преподавания, равноценный занятиям в
классе или лаборатории. Во второй половине
XIX в. и в России (гимназии, ремесленные
училища) активно используют этот метод.
Экскурсия достаточно прочно стала входить
в школьные курсы: экскурсии ознакомительные
профессионально-