Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы использования рисунка в диагностике и коррекции детей из приёмных семей. Объект исследования – дети из приёмных семей. Предмет исследования – рисунок как средство диагностики и коррекции воспитания детей в приемных семьях. Задачи исследования:
1. Охарактеризовать проблему социального сиротства.
2. Раскрыть основы использования рисунка в процессе оценки личности.
3. Выявить проективные графические методы для изучения депривированных детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………6
2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………13
3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………32
Существуют и более частные проблемы. Как известно, в изображении дома и дерева у детей дошкольного возраста существуют характерные особенности. Так, городские дети с удовольствием воспроизводят на, своих рисунках не многоэтажные дома, а маленькие домики с треугольными крышами, с одним окошком и с дымком, спиралькой вытягивающимся из нарисованной трубы. Именно такое изображение они с удовольствием принимают в качестве символа дома – хотя оно мало соотносится с их реальным опытом. Точно также в изображении дерева, как правило, существует этап, когда дерево изображается в виде устойчивого треугольника с шипами по бокам. [5]
Как пишет М. Осорина, в своем рисунке дошкольник выражает не реальные впечатления, а свою модель мироустройства. Можно ли на основе подобных изображений установить какие-нибудь соответствия между детской субкультурой и определенными этапами в культурном развитии человечества? Исследователям психологии еще предстоит серьезно поработать на стыке наук. А валидность теста с сокращенным названием, напоминающим шуршанье детской погремушки – «Д – Д – Ч», обязательно будет доказана. [13]
Таким образом, внимательно рассмотрев детский рисунок, можно узнать многое из того, что скрыто во внутреннем мире ребенка. Необходимо лишь подчеркнуть, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диагноза. Важно и то, что поскольку изучается личность, находящаяся в процессе становления, постольку чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.
«Видеть, как возникает форма в каракулях ребенка, – одно из чудес природы» (Арнхейм). Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, самый акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства. Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Долгие часы перед телевизором, механизмы для производства глупого искусства-ширпотреба и стрессы особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. [6]
Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим количеством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это происходило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Разные подходы представлены двумя опытными практиками И. М. Лиддиатт в Англии и Крамером в США. Лиддиатт основывает свои процедуры на концепции Юнга о том, что мы все должны начинать осознавать индивидуальное и коллективное бессознательное. Через воображение пациент фактически сам себя лечит, выражая его в рисовании и моделировании. В этом процессе подсознательный материал выносится на поверхность в графическом изображении: смутное беспокойство становится очевидным как связь, установленная между бессознательным и сознательным. [15] Процедура Крамера отличается тем, что стимулирует и подбадривает творческую деятельность не для раскрытия глубоко подавленного подсознательного материала, а для чувства, потенциально присущего самому акту производства чего-то – чувства удовлетворения достижением. Парадоксально, но некоторые одаренные художники творят свои самые лучшие, работы в период интенсификации психического расстройства, а некоторые странные рисунки детей-шизофреников имеют явную художественную ценность. Нередко именно таким образом («думая, что ребенок думал, что...») интерпретируются детские рисунки. Затем на основе подобных выводов ставятся диагнозы, назначаются коррекционные мероприятия. Бывает, что результатом всего этого становится необходимость исправлять последствия психологического вмешательства. [15] Еще в 1924 году талантливый педагог В.Н. Сорока-Россинский убеждал коллег, что тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефектности вообще, а, наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры.
Поэтому подбирая психодиагностические
процедуры с целью приблизиться
к пониманию внутреннего мира
человека, его сокровенных проблем,
переживаний, важно ориентироваться
на систему значений, предлагаемых самим испытуемым, особенно
если это – ребенок. Ведь «дитя мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями
вообще», – писал К.Д. Ушинский. Иными словами,
ребенок мыслит не так, как взрослый, осуществляющий
диагностику и последующую интерпретацию
данных.
Дети через визуальные образы передают
представления о самих себе. Главное, суметь
понять их символические послания. [15]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приемные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства. Такая форма устройства детей в семью стала приоритетной в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективной с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного ребенка в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходится государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатном учреждении, оно никогда не заменит ребенку отца и мать, семейные отношения, родительскую любовь, заботу, ласку. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9 % из них имеют расстройства психо-неврологической сферы, около 15 % – страдают энурезом, около 5 % – заболеваниями сердечно-сосудистой системы, около 20 % – сколиозом и плоскостопием. Годы, проведенные в интернатном учреждении, формируют у детей агрессивность и вспыльчивость. Эти качества у своих воспитанников отмечают большинство педагогов.
Сравнительное изучение особенностей общения детей, растущих в семье и вне семьи, показало, что дети из детского дома существенно отличаются в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками, от детей, живущих в семье. Особенно заметны отличия в личностном общении, в основе которого потребность во взаимопонимании и сопереживании. Главная причина такого отставания – различия в условиях жизни и воспитании детей в семье и вне семьи, связанные прежде всего с практикой общения ребенка со взрослым. Эти различия проявляются в нескольких направлениях.
1. В семье ребенок
получает больше внимания
2. В семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и соответственно имеет дело с одними и теми же программами поведения. В общественном воспитании дети общаются со сменяющимися взрослыми, у которых несовпадающие типы поведения и отношения к ребенку.
3. Эмоциональная насыщенность общения со взрослым в семье более разнообразная, чем в детском доме.
4. Для семейного воспитания
характерно относительно
Один из факторов задержки в развитии эмоционально-волевой сферы у воспитанников детского дома – недостаточный опыт совместных эмоциональных переживаний.
Для обогащения жизни
детей человеческим общением целесообразно
в детских домах создавать разн
Познавательная активность детей из детского дома и из семьи имеет существенные различия.
1. У детей, воспитывающихся
в семье, познавательная
2. Воспитанники дома ребенка дольше не приступают к обследованию предметов, они действуют с ними на более низком манипуляционном уровне, получают от ознакомления с игрушками гораздо меньше положительных эмоций и чаще переживают конфликтные и негативные эмоции.
3. Познавательная активность в детском саду более гибкая и сильнее перестраивается при изменении обстановки, чем в доме ребенка.
4. С возрастом различия между двумя группами детей усиливаются: дети, воспитывающиеся в семье, обгоняют в своем развитии детей, воспитывающихся вне семьи.
Обнаружить, оценить, а
также в какой-то мере откорректировать
психологические отклонения, а именно
снять страх, агрессию, депрессию, неуверенность
можно с помощью рисования. Изобразительное
искусство оказывает
Большинство специалистов, проводящих исследования психики человека, включают рисунок в набор своих техник. Эта методика выдержала проверку временем и доказала свою исключительную полезность, доставляя всесторонние данные о респонденте. Объединяя интерпретацию рисунков с результатами тестов, можно быть уверенным, что получишь правдивую и исчерпывающую информацию, благодаря чему становится возможным и необходимая коррекция.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. – Л.: Наука,1983. – 213 с.
2. Баранова, О.О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье / О.О. Баранова // Школьный психолог. – 2011. – № 28. – С. 2.
3. Бубен, С.С. Опекунские (приемные) семьи и детские дома семейного типа – важнейшие средства решения проблемы социального сиротства / С.С. Бубен, В.В. Чечет / Социальная работа с ребенком и семьей. – Минск: Народная асвета, 2000. – С. 72 – 91.
4. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. – М.: Владос, 2003. – 243 с.
5. Гоулд, П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / П. Гоулд, Дж. Остер. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 184 с.
6. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р. Гудман ; под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 43 с.
7. Данилина, Т.А В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
8. Дилео, Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. Психологический практикум: тесты / Д. Дилео. – М.: Апрель пресс, ЭКСМО, 2012. – 263 с.
9. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 243 с.
10. Лосева, В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений / В.К. Лосева. – М.: А.П.О., 1995. – 56 с.
11. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2010. – 78 с.
12. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 258 с.
13. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.: Дидактика, 1992. – 143 с.
14. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Методические рекомендации для работников интернатов и альтернативных учреждений для детей-сирот / Л.Л. Смагина, Т.С. Каплевич, А.К. Воднева; под редакцией Л.И. Смагиной. – Минск: РИПО, 2011. – 159 с.
15. Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в школе / К. Уэлсби // Журнал арт-терепии. – 2010. – №2. – С. 16 – 34.
16. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г.М. Ферс. – СПб.: Европейский дом, 2010. – 342 с.
17. Фурмонова, Н. Психология депривированного ребенка / Н. Фурмонова, И. Фурмонов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 259 с.
18. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии. – 1986. – №1. – С. 65 – 71.
Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей