Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выделить аспекты нравственного воспитания личности в идеалах древней Руси и определить их актуальность.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
изучить литературу по теме исследования;
проследить нравственные заветы Древней Руси и выделить их актуальность;
выявить источники педагогического знания в Древней Руси;
выделить педагогические традиции Древней Руси.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Источники педагогического знания в Древней Руси…………………........ 6
Педагогическая мысль Древней Руси…………………………………………….. 14
Нравственные заветы Древней Руси………………………………………………...22
Влияние христианской веры на развитие педагогических
традиций……………………………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………………….....38
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогический аспект формирования личности в нравственныхх идеалах Древней Руси.docx

— 98.62 Кб (Скачать документ)

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая мысль Древней Руси была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Она опиралась на воспитательные традиции, которые отразились в древнерусской литературе. Когда на Руси ещё не существовало специальных трактатов о воспитании, педагогические идеи можно было встретить в памятниках литературы различных жанров. Важное место в воспитании занимали жития (описания жизни святых), из которых черпались духовные ценности и эталоны правильных поступков. В письменных источниках до нас дошли наставления и поучения князей, созданные для своих наследников, (среди таких источников наиболее известны «Поучения Владимира Мономаха»). Существенное значение для распространения педагогических взглядов и представлений имело то обстоятельство, что большая часть древнерусских произведений создавалась на церковнославянском языке, понятном для читателей. Оригинальные произведения отечественной учительной литературы были ориентированы на то, чтобы создать образ идеального человека, несущего не только общечеловеческие, но и ярко выраженные национальные черты. Это, например, «Домострой» -  тщательно разработанный свод правил религиозного, общественного и семейно-бытового поведения. В деле воспитания детей он объективно отражает обычаи и нравы своего времени. Также это «Повесть временных лет» - исключительно яркое литературное явление, вобравшее в себя не только множество исторических событий, но и отразившее общественно-политические взгляды того времени.

 

 

 

Нравственные  заветы Древней Руси

 

Данным вопросом занимались следующие ученые: Модзалевский Л. Н., Лещинский   В. И. , Заварзина Л. Э., Смирнов В.И., Ярхо В., Лихачев Д.С. и др. По их мнению литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Произведения древнерусской литературы - это мир нравственных устоев, мудрых советов. Она помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.

   Традиции  устного народного творчества  продолжены в произведениях древнерусской  литературы. В «Повести о Петре  и Февронии Муромских» Ермолай - Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Их не может  разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма Богородицы "воздух" для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: "Уже мало пожду тебя". Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: "Уже хочу умереть и не жду тебя". Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе. [16, с. 238] («В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божий в двадцать пятый день месяца июня» [9, с. 7])

После смерти Петра  и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. («После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление»[28, с.9])  Как считает Громов Н.М.: «По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни». [6, с. 65] Как пишет академик Д.С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра» [16 ,с. 237]

    Таким  образом можно сказать, что  в древней Руси выдвигались такие нравственные идеалы как великое чувство – любовь, верность в любови, преданность, умение прощать, добросердечие и невысокомерие ( ведь именно они, по мнению Февронии, необходимы, чтобы излечиться), благочестие, самоотверженность и др. Жизнь Петра и Февронии чистая, светлая, без обмана и хитрости, без лукавства и лжи; они исполняют христианские заповеди; любят друг друга и всех людей. Автор повести наверняка хотел, чтобы эти герои служили людям примером в жизни, в отношении к людям, тогда и они удостоятся божеской милости.

   Т.П. Гаврилова отмечает, что «другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу» [5, с. 58]. «Слово…» - это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов:

 «Ингвар и Всеволод,

и все три Мстиславича -

не худого гнезда соколы!

Не по праву побед

добыли себе владения!

Где же ваши золотые шлемы

и копья польские

и щиты?

Загородите полю ворота

своими острыми стрелами

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославича!»[31, с. 9]

«Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой». [6, с. 79]

   По мнению Громова Н.М., «нет никаких сомнений в том, что "Слово..." написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам» [6, с.82]:

«На Дунае Ярославнин голос слышится,

кукушкою безвестною рано кукует:

"Полечу, говорит, - кукушкою  по Дунаю,

омочу шелковый рукав в  Каяле-реке,

утру князю кровавые его  раны

на могучем его теле»  [31, с. 10]

  По мнению Лихачева Д.С «автором воссоздаются героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне» [17, с 35]. Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его "золотом слове", "со слезами смешанном", писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров [26, с.37]:

«О дети мои, Игорь и Всеволод!

Рано начали вы Половецкой земле

мечами обиду творить,

а себе славы искать.

Но без чести для  себя вы одолели,

без чести для себя кровь  поганую пролили.

Ваши храбрые сердца

из крепкого булата скованы

и в отваге закалены.

Что же сотворили вы моей серебряной седине?» [31, с. 7]

 

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине:

«Здравы будьте, князья и дружина,

Борясь за христиан

против нашествий поганых!  

 

Князьям слава и дружине!

Аминь» [31, с. 13]

 И, действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые, верные и стойкие защитники Родины, которые ищут славу не для себя, а для Отечества, которые готовы на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, желающие  сохранять ее характер и культурные особенности, которые готовы подчинить свои интересы интересам страны.   

 

    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа. Древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим чувствами. Тема красоты и величия родины, «светло светлой и красно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира, — одна из центральных тем древнерусской литературы, и один из основных заветов Древней Руси. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее государство. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали. 
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

 

 

Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

 

Данной проблемой занимались такие ученые как Пряникова   В. Г., Р а в к и н   З. И., Модзалевский Л. Н., Лещинский   В. И. , Лаврикова   Т. В. , Заварзина Л. Э. и др. Они считают, что важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей.

   По утверждению  Модзалевского Л. Н. «летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что «при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования». [27, с. 37]

    Как утверждает  Лавровский  Н.О.:  «первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру». [21, с. 34]

    Сами монастыри, при которых устраивались школы, в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не ограничивали своей педагогической деятельности тесным кружком специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Так велось и в мужских, и в женских монастырях. Летописи сохранили имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения девиц ремеслам, пению, рукоделиям, чтению и списыванию книг. К таким личностям принадлежат, например: Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие. [14, с. 43]

    Как отмечает  Модзалевский Л.Н.: «с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Духовенство, естественно, имело в народе высокий нравственный авторитет» [19, с. 57].

   По мнению  З.И. Равкина «внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же наши учителя были, по преимуществу, греки. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире - на - Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси. Дисциплина в древнерусской школе во весь период, предшествующий схоластике, была разумная и кроткая. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспитывать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние». [27, с. 39]

Информация о работе Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси