Физическое воспитание хантов как система воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Народные подвижные игры и состязания являются эффективным средством педагогики. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Содержание

Введение
Глава 1. ТРАДИЦИОННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАНТОВ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..
Глава 2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ, СОСТЯЗАНИЯ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ХАНТОВ
2.1. Историко-логический анализ проблемы народной игры (психолого-педагогический, этнографический аспект)
2.2. Педагогическое значение, классификация народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений хантов и их характеристика в связи с возрастными особенностями
2.2.1. Игры детей от 1,5 до 6 лет
2.2.2. Игры детей от 6 до 10 лет
2.2.3. Игры детей (подростков) от 10 до 14 лет
2.2.4. Игры, состязания, самобытные физические упражнения молодежи и взрослых
2.2.5. Этнопедагогические условия использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ИГР, СОСТЯЗАНИЙ И САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ХАНТОВ
3.1. Игры, рекомендуемые к применению на уроке физической культуры
3.2. Игры на подвижной перемене
3.3. Игры в группе продленного дня
3.4. Игры в интернате
3.5. Игры в ДЮСШ по национальным видам спорта
3.6. Игры в летних трудовых и оздоровительных лагерях
3.7. Игры для освоения трудовых процессов в традиционных промыслах
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 962.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что игры разных народов Севера часто внешне схожи в том или ином компоненте содержания или правилах игры, но в то же время они имеют и свои специфические особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с мировоззрением, национальной культурой народа.

Легенды и былины донесли до нашего времени сведения о том, что в  древние времена у хантов существовали специальные площадки для игр  и состязаний (яхта-хар), на которых  собирались потягаться силой прославленные  хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и “иноземные” силачи – представители других народов. Богатыри состязались в беге, метании ногами каменных глыб, стрельбе из лука, переламывании костей различных животных [68] .

Что касается воспитания детей, подростков и молодежи, то по свидетельству ряда исследователей, только с помощью игр и игрушек хантам удавалось быстро и эффективно готовить детей к трудовой деятельности [6; 36; 39].

По нашим данным, традиционные народные игры хантов были основным средством  быстрейшего приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыбалке, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Дети до четырех-пяти лет играли игрушками, изображавшими орудия будущей промысловой деятельности (лодочками, нарточками, снаряжением для оленьей и собачьей упряжек и т.д.). Эти игры не имели строгих правил, а как бы проектировали промысловую, хозяйственную деятельность взрослых. Но существовал целый ряд игр, целью которых было развитие только определенных физических качеств.

По  мере взросления детей содержание игр усложнялось, возрастала также нагрузка на организм. В играх дети реализовывали свою творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворяли потребность в общении со сверстниками, познавали окружающий мир.

В подростковом и юношеском возрасте игры в своем большинстве принимают характер состязаний, так как в этом возрасте мальчики начинают самостоятельно охотиться, ловить рыбу, пасти оленей. Состязания способствовали дальнейшему развитию физических качеств, повышению профессионального мастерства подростков и юношей, закаляли их физически и психически.

Народные  игры и состязания были популярными  и у старшего поколения хантов. Часто именно они были застрельщиками различных игр среди детей  и подростков. Обычно они проводились  во время праздников, на свадьбах, во время перерывов в работе и т.д. Игры и состязания способствовали укреплению здоровья старшего поколения хантов, эффективно нейтрализовали воздействие природной среды, позволяли на долгие годы сохранять оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.

Необходимо  отметить, что очень часто в  играх и состязаниях активное участие принимали девочки и  женщины. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в условиях полукочевой и кочевой жизни им приходилось выполнять тяжелую физическую работу, требовавшую от них соответствующего уровня физического развития и двигательной подготовленности, который достигался с помощью игр различного характера. У девочек и женщин существовали и свойственные только для них игры, которые в основном были направлены на эстетическое воспитание.

Характерной особенностью хантыйских игр как  для взрослых, так и для детей, является то, что они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий  и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду, часто даже в сильные морозы.

Говоря  о комплексности и универсальности  игр хантов, прежде всего надо отметить их главную роль – подготовку детей  к труду, поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения.

На  основании вышесказанного можно  сделать вывод о том, что традиционные игры одного из северных народов –  хантов – представляют огромный интерес  не только в плане изучения духовной культуры этого народа, но и для  их эффективного использования в современном физическом воспитании как хантов, так и других народов Российской Федерации. 

Глава 2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ, СОСТЯЗАНИЯ И  САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ХАНТОВ»огл.

2.1. Историко-логический анализ  проблемы народной игры (психолого-педагогический, этнографический аспект)»огл.

Игры являлись и являются объектом изучения самых различных наук: педагогики, психологии, этнографии, философии, искусствоведения. Вопросы игры привлекали к себе внимание крупнейших мыслителей разных эпох. Платон [72], Аристотель [7], Ф. Рабле [82], Д. Локк [54], Ж.Ж. Руссо [86], И. Кант [44], Ф. Шиллер [126] указывали, какое важное место в жизни человека занимают игры, подчеркивая огромное значение игр как средства воспитания.

Как писал Ф. Шиллер, “Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова – человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет” [126, с.317].

Наибольшее развитие теория игры получила в Х1Х в., что способствовало дальнейшей последовательной разработке этого  вопроса учеными двадцатого столетия. Большим успехом у ученых пользовалась работа Г. Спенсера [104], который считал, что игра – это искусственное упражнение для разряжения энергии, и затрата сил оправдывается полученным в процессе игры удовольствием.

Представитель другого направления  в теории игры К. Гроос рассматривал игру с точки зрения ее биологической целесообразности и значения, служащей как людям, так и животным, подготовкой к жизни [32, 136, 137]. Игры, строго говоря, рассматривались им как биологически усложняющийся процесс.

Интерес представляет и позиция  Д. Колоцца [47], который присоединяется к теории избытка сил. Он признает также и подготовительное значение игр, однако, в конце склоняется к мнению, что инстинкт является источником развлечения и игр.

Накапливавшиеся постепенно критические  замечания и дополнения к теориям  Г. Спенсера и К. Грооса, а также возросший интерес к проблеме игры привели к тому, что в 1935 г. видный голландский психолог Ф. Бойтендайк [132] выступил в своей книге “Игра человека и животного”, посвященной выяснению сущности и значения игры, с новой концепцией игры. Эта книга была, да и до настоящего времени является (в пределах биологических, натуралистических концепций) единственной попыткой преодоления теорий Г. Спенсера и К. Грооса.

Во-первых, по мысли Ф. Бойтендайка, инстинктивные формы деятельности так же, как и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнений, не нуждаются в предупреждении. Во-вторых, Ф. Бойтендайк решительно отделяет собственно упражнения от игры. В-третьих, он опровергает формулу К. Грооса, по которой игра объясняет значение детства.

Таким образом, теоретические взгляды  Ф. Бойтендайка содержат новые моменты, мимо которых не сможет пройти ни одна будущая теория игр.

Как известно, проблему происхождения  игр с точки зрения исторического  материализма рассматривал в свое время Г.В. Плеханов, вступив в полемику с Г. Спенсером, К. Гроосом и др. Он утверждал, что труд старше игры: “Игра есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени” [72, с. 70] .

Интересен взгляд на игру и выдающегося  голландского историка культуры И. Хейзинга, который говорит о том, что игра возникла раньше человека и что культура зародилась из игры [118].

Исследуя значительный этнографический  материал, известный русский этнограф В. Харузина приходит к выводу, что  дети “малокультурных” народов в  своих играх буквально отражают хозяйственную и общественную жизнь взрослых, причем дети изготавливают игрушечные орудия, оружие, музыкальные инструменты и т.д. Ею была подмечена интересная трансформация игрушки, когда последняя сохраняется как пережиток в игре [117].

Очень важна работа Е.А. Аркина “Ребенок и его игрушка в условиях первобытной  культуры” [8]. В ней он предлагает строить научную теорию игры и  игрушки на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, а также наряду с источником их происхождения, исследовать движущие силы и роль в настоящем и будущем.

Перечисленные выше теории и мысли  об игре критически рассмотрены современным  ученым-психологом Д.Б. Элькониным в  книге “Психология игры” [132]. Он выдвигает на первый план ролевое значение игры.

Интересную мысль высказал Л.С. Выготский о том, что игра не есть преобладающий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Как  он утверждает, “… в игре ребенок  всегда выше своего среднего роста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя” [21, с. 74] .

В классической русской педагогике вопросу игры значительное место  отводил К.Д. Ушинский. Он считал, что  воспитание в игре необходимо вести  так, чтобы ребенок не пресыщался ею и умел переходить к занятиям. Кроме этого, он отмечал, что “не надобно никогда забывать, что игра теряет всякое свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти” [113, с. 461].

П.Ф. Каптерев показал роль игры во всестороннем развитии ребенка, в воспитании его интересов, наклонностей [45]. В конце Х1Х в. детский врач Е.А. Покровский занялся изучением детских игр. Он организовал сбор игр, в основном русских, и выпустил в свет сборник игр с изложением истории и теории игры. Е.А. Покровский обратился к народным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума [75; 76]. П.Ф. Лесгафт во второй половине Х1Х в. создал научно-обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенный средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место [53].

Известный отечественный педагог  А.С. Макаренко считал, что игры значительно  богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая  деятельность, по Макаренко, – это  упражнения в поведении, накоплении “социального опыта”, навыков, привычек, традиций [56].

К более поздним исследованиям  значения игры в общей педагогике следует отнести работы А.П. Усовой и Р.И. Жуковской, которые занимались, в основном, проблемами игр детей  дошкольного возраста [38; 114].

Так, А.П. Усова указывает, что руководство игрой является более сложным и трудным делом, чем, например, обучение на занятиях, и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства.

Р.И. Жуковская рассматривает в  своей работе педагогическое значение детских игр в воспитательном процессе дошкольного учебного заведения, предлагает оригинальные методики применения игр в той или иной возрастной группе детей.

Большая работа по изучению теории игры была проделана специалистами в  области физического воспитания Л.В. Былеевой [17], Н.И. Пономаревым и А.В. Серебряковым [92], В.Г. Яковлевым [135].

Так, В.Г. Яковлев в своей диссертации  вскрывает исторические корни возникновения  и развития игры, начиная с первобытнообщинного  строя, называя при этом игру главным средством физического воспитания. В.Г. Яковлевым также предлагается большое количество подвижных игр и методика их применения в условиях школы.

А.В. Серебряков и Н.Н. Пономарев  дают глубокий анализ теории игры и  спорта в США и других странах  Запада.

Большое количество разнообразных  русских игр с правилами и  методикой их применения в современных  условиях содержит книга Л.В. Былеевой “Русские народные игры”.

Основное внимание авторы этих трудов уделили теории подвижных игры и  спорта, что имеет прямое отношение к теме нашего исследования.

Существенный интерес был проявлен к народным играм как эффективному средству воспитания в 40 – 90годы. Это  работы В.М. Григорьева [30], Г.Н. Волкова [19; 20], С.В. Григорьева [31], Б.В. Горбунова [27], М.А. Дибирова [35], Э.Х. Галеева [22], И.У. Самбу [87], М. Таникеева [109], В.А. Старкова [105], В.И. Элашвили [131], в которых дается описание содержания и особенностей народных игр русских, чувашей, грузин, казахов, дагестанцев, татар, тувинцев, латышей, украинцев.

Анализ содержания вышеперечисленных  исследований позволяет сделать  вывод о том, что традиционные игры у разных народов имеют свои специфические особенности, которые  зависят от социально-экономических  и природно-географических условий.

Наибольший интерес для нашего исследования имели работы, в которых были представлены традиционные игры народов Севера. Это труды Г.Ш. Абсалямова [2], В.Ф. Афанасьева [9], А.Г. Базанова и Л.В. Певговой [10], В.Г. Богораза [15], Г.М. Василевича [18), В.В. Леонтьева [52], Г.А. Меновщикова [60], В.И. Прокопенко [80; 81], А. Рейнсона-Правдина [83; 84], Г.Ф. Севильгаева [89].Т.Ю. Сема [90], Г.А. Старцева [106].

Так, в работе Л.В. Певговой и А.Г. Базанова впервые делается попытка  исследовать национальные особенности  игр народов Севера, дается описание нескольких традиционных игр ненцев, нанайцев, манси, хантов, селькупов. Л.В. Певгова дает оригинальную классификацию традиционных игр и игр-упражнений, а также предлагает методику их проведения в условиях северной школы.

В.Г. Богораз описывает традиционные игры и состязания эскимосов, чукчей, коряков, эвенков, чуванцев, юкагиров, связывает их происхождение с социально–экономическими условиями и промысловой деятельностью оленевода, охотника, рыбака.

В небольшой статье Г. Василевича “Игры  тунгусов” имеются ценные сведения о традиционных играх эвенков (тунгусов), которые он подразделяет на игры детей младшего возраста и игры подростков и взрослых. Автор пишет о том, что игры детей эвенков являются отражением жизни взрослых, которые, в свою очередь, сами любят бороться, прыгать, стрелять из ружья в цель.

Г.А. Меновщиков достаточно точно характеризует  традиционные игры азиатских эскимосов. Автор делает вывод о том, что  игры эскимосов имеют не столько  развлекательное, сколько воспитательно-тренировочное значение: мужчины готовятся стать сильными, ловкими и смелыми охотниками, а также защитниками своего племени и семьи, а женщины – умелыми хозяйками.

Информация о работе Физическое воспитание хантов как система воспитательного процесса