Физическое воспитание хантов как система воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Народные подвижные игры и состязания являются эффективным средством педагогики. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Содержание

Введение
Глава 1. ТРАДИЦИОННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАНТОВ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..
Глава 2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ, СОСТЯЗАНИЯ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ХАНТОВ
2.1. Историко-логический анализ проблемы народной игры (психолого-педагогический, этнографический аспект)
2.2. Педагогическое значение, классификация народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений хантов и их характеристика в связи с возрастными особенностями
2.2.1. Игры детей от 1,5 до 6 лет
2.2.2. Игры детей от 6 до 10 лет
2.2.3. Игры детей (подростков) от 10 до 14 лет
2.2.4. Игры, состязания, самобытные физические упражнения молодежи и взрослых
2.2.5. Этнопедагогические условия использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ИГР, СОСТЯЗАНИЙ И САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ХАНТОВ
3.1. Игры, рекомендуемые к применению на уроке физической культуры
3.2. Игры на подвижной перемене
3.3. Игры в группе продленного дня
3.4. Игры в интернате
3.5. Игры в ДЮСШ по национальным видам спорта
3.6. Игры в летних трудовых и оздоровительных лагерях
3.7. Игры для освоения трудовых процессов в традиционных промыслах
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 962.00 Кб (Скачать документ)

Высокой физической и двигательной подготовки требовало управление оленьей и собачьей упряжками, которые были широко распространены среды хантыйского населения. Исследователь Полярного Урала Э. Гофман восхищался искусством хантов в управлении оленьими упряжками при переправе через неглубокую быструю речку [88]. Но это искусство не пришло к хантам само собой, оно постигалось упорным трудом с раннего детства. Так, например, казымские ханты изготавливали своим детям специальные, уменьшенного размера, нарты, снаряжение, хорей, которые были точной копией оленьей упряжки. Заметим, что дети обязательно принимали участие в изготовлении некоторых деталей упряжки, а в дальнейшем сами изготавливали все ее части. Часто старшие устраивали состязание среди детей в умении быстро запрягать оленей, что несомненно, способствовало быстрейшему овладению детьми необходимыми навыками и развивало быстроту, силу, ловкость, умение терпеливо добиваться цели.

С пяти лет дети осваивали навыки езды на спокойных оленях-авка по ровному  месту. Существовала даже своеобразная методика обучения езде и управлению оленьей упряжкой. На первом этапе обучения дети ездили, сидя на нартах, затем задание усложнялось и нужно было проехать определенный участок дороги, сидя на одной ноге. В дальнейшем необходимо было научиться управлять оленьей упряжкой, стоя на одном колене, а потом – на двух коленях. Верхом совершенства считалось умение управлять оленями, стоя на нартах. Этот способ управления оленьей упряжкой требовался хантам при переезде через ручьи, неглубокие речки, во время пастьбы оленей. Особой тренировки требовало также управление упряжкой на повороте. В этот момент особенно нужны были такие качества, как ловкость, решительность, смелость. С детства ханты многократно отрабатывали этот прием, десятки раз проезжая по повороту до тех пор, пока не овладевали мастерской ездой.

Необходимо отметить, что не только мальчики учились управлять оленьей  упряжкой, но и девочки имели свои нарточки, на которых они ездили за водой и дровами [83].

Собачьими упряжками ханты пользовались, в основном, для перевозки дров, воды, различных грузов, но иногда их использовали и охотники. Имеются сведения о том, что в XIX в. ханты использовали собачьи упряжки для перевозки грузов и людей от пос. Березово до Обдорска (современный Салехард), преодолевая это расстояние за девять дней. Езда на собаках и управление ими требовали от наездников акробатической ловкости, силы, выносливости и, соответственно, развивали у них все эти качества [43; 65].

Казымские ханты изготавливали  своим детям специальную упряжь для езды на собаках, нарты, хорей. Методика обучения езде и управлению собачьей упряжкой была подобна методике езды и управления оленьей упряжкой. После соответствующего обучения дети и подростки устраивали состязания в гонках на собачьих упряжках.

Важное значение для оленевода имело мастерство владения арканом (тынзян-казымский диалект, нюр-сургутский диалект). Им пользовались ханты при отлове оленей в стаде. Аркан сплетали из нескольких тонких ремней, изготовленных из оленьей кожи. Длина его достигала 20 м. На конце аркана закреплялась пластинка, изготовленная из кости оленя, через которую продевалась петля. Еще в Х1Х в. Д. Юрьев, изучая березовских хантов, писал: “Остяк накидывает аркан меткою рукою и даже на всем бегу редко делает промах” [133, с. 107]. Свидетелями необычайной ловкости хантов в метании аркана были такие исследователи Севера, как, М.К. Ковальский [88], Г. Старцев [106] О. Финш, А. Брэм [115] и др. Они отмечают, что кроме ловкости и меткости в этом упражнении требовались еще и немалые силы, чтобы удержать убегающего оленя. По сведениям информаторов, мало было заарканить оленя, нужно было еще, задернув петлю, согнуть руки в локтях и собраться с силами, а иначе олень, рванув с места, мог даже порвать сухожилия рук. Наивысшим мастерством у казымских хантов считалось умение ловко захлестнуть петлю аркана на шее оленя.

Как видим, для успешного владения таким производственным снарядом, как  аркан, необходимы были немалые силы, ловкость, реакция, смелость, решительность, поэтому, ханты, по свидетельству И.Н. Шухова и Г. Старцева, с раннего детства тренировали своих детей в метании аркана [106;130].

По нашим данным, казымские ханты  изготавливали своим детям маленькие  арканчики из оленьей кожи длиной от 10 до 12 м, которые они метали на различные предметы (ветки деревьев, носки нарт, колышки и т.д.).

Дети шурышкарских хантов тренировались  в метании арканов на детский  хорей, который был установлен рядом  с настоящим хореем, на который  здесь же метали арканы подростки  и взрослые. Наиболее подготовленные физически дети могли вступить в борьбу с взрослыми. Часто в этом упражнении принимали участие и девочки.

С возрастом сложность выполнения упражнений с арканом увеличивалась. Дети десяти – двенадцати лет уже  устраивали игры, в которых они  метали арканы по подвижной цели –  бегущим товарищам, изображавшим оленей. Подростки и взрослые ханты упражнялись в метании арканов с больших расстояний на большее количество попаданий на хорей, с элементами акробатических упражнений (со стойки на руках, после поворота и т.д.).

Сургутские ханты метали арканы на кучно расположенные хореи (7–8 хореев), стараясь захватить петлей аркана как можно больше их верхушек за один раз. Участвовали в следующих состязаниях: кто дальше метнет свой аркан; кто перебросит его через дерево; кто захватит петлей аркана верх или середину хорея; кто сдвинет сидящего на земле человека, захватив его петлей аркана после броска; кто попадет арканом в увертывающегося человека, сидящего на земле; кто успеет захлестнуть петлей человека, который имеет право подпрыгивать на месте и т.д.

В связи с постоянными перекочевками  по тайге, тундре хантам приходилось  много передвигаться с грузом. По данным Н.В. Лукиной, пешком ханты  передвигались быстро, почти бегом; во время пеших переходов несли  груз в заплечных кузовах; если груз был значительным (до 70 кг), то его несли в большом кузове из бересты [55]. Во время этих переходов, по сведениям Н.Л. Гондатти, ханты могли в сутки свободно преодолевать 36–40 км по неровной дороге[25; 26].

Очень часто хантам приходилось  преодолевать местности с густыми, дремучими лесами, с обширными зыбунами и болотами. Здесь для переходов требовались ловкость, взаимная поддержка, сила рук, ног, выносливость, так как приходилось перебираться с кочки на кочку с помощью шестов, которые ханты укладывали впереди себя, и даже с помощью ходуль, изготовленных из длинных палок с оставленными на их концах сучками [93].

По нашим данным, казымские ханты  брали с собой в лес четырех–пятилетних детей, которым приходилось иногда проходить вместе с взрослыми 10–15 км в день. Часто родители привязывали маленьких детей к себе веревкой, и им волей-неволей приходилось идти за взрослыми, преодолевая усталость. Подобный тренинг с раннего детства, несомненно, помогал в дальнейшем хантам в различных промыслах, ведении домашнего хозяйства.

Народные традиции физического  воспитания хантов невозможно осмыслить  без попытки узнать своеобразие  духовного мира, жизненную философию  этого народа. В этом плане незаменимым  оказывается его устное народное творчество, которое содержит богатейшие и уникальные сведения о самых разных сторонах жизни хантов, в том числе о их традиционном физическом воспитании.

Наибольший интерес для нашего исследования представляют героические  или военные песни, богатырские  сказки и предания, так как в  них содержатся многочисленные сведения о хантыйских богатырях, их физических качествах, играх и состязаниях.

Так, в работе С.К. Патканова “Стародавняя жизнь остяков и их богатырей  по былинам и сказаниям” достаточно подробно описывается образ жизни  и тренировочный режим хантыйских богатырей [68]. Богатыри значительную часть своего времени посвящали физическим упражнениям, развивающим силу и ловкость. Их любимым занятием была охота, преимущественно на крупного зверя (лося, оленя). При этом богатыри развивали силу своих ног бегом на лыжах, а силу рук – натягиванием тугого лука. Здесь же имеются сведения о необычно быстром передвижении на лыжах богатыря Салхана, который мог так ускорить свой бег, что лопатка, привязанная к поясу, поднималась в воздух и даже вставала вертикально. Другой богатырь имеет такую фантастическую силу, что, попадая стрелой в толстые кедры, пробивает их насквозь; перепрыгивает через ремни, натянутые на высоте в несколько метров; без труда засовывает целое весло в твердую землю.

В другом труде С.К. Патканова  “Остяцкая былина про богатырей города Эмдера” говорится о необычайной силе одного из героев, который мог руками разломать высушенную бедренную кость коня на семь кусков. Он также обладал удивительной реакцией и ловкостью, которые позволяли ему, услышав звук натягиваемой тетивы лука, увертываться от стрел, приседая и подпрыгивая вверх [69].

Героические песни, сказания хантов являлись фактически единственным средством  передачи традиций от одного поколения  этого народа другому, они являлись источником истории физической культуры, “школой” военной подготовки молодого поколения.

Слушая героические песни, сказания, сказки, хантыйские дети, подростки, молодежь узнавали о древних способах и  приемах тренировки силы, быстроты, ловкости, выносливости, о традиционных играх и состязаниях. Кроме того, эти сведения стимулировали у них желание быть похожими на былинных богатырей.

Ряд информации о традиционном физическом воспитании хантов содержат народные сказки, предания [50, 95, 121]. Так, например, в сказках Т. Чучелиной есть описание своеобразного тренировочного режима мальчика-богатыря Микуля “...стал он крепнуть не по дням, а по часам. Ест да бегает, пьет да прыгает...” [121, с. 12], с помощью которого он развил силу до такой степени, что стал способен отбрасывать одним пальцем огромные камни, а затем победил противника и освободил свой народ из плена.

Свидетельством того, что у хантов существовала самобытная методика развития силы и ловкости у девочек, является сказка Т. Чучелиной “Мойтнынг”. Героиня  этой сказки, участвуя в состязаниях в перетягивании оленьего рога, веревочки, палочки, побеждает злого хозяина, благодаря не только своей силе и ловкости, но и высоким нравственным качествам [121].

Очень интересные сведения о традиционном физическом воспитании хантов имеются в сборнике “Мифы, предания, сказки хантов и манси” [61].

Например, в мифологической сказке “Мужчина Мось, рожденный из колена женщины” описываются некоторые  элементы хантыйской борьбы. В ней  мы узнаем о том, что в древности  у хантов существовали специальные площадки для состязаний в борьбе.

В предании “Леший” имеются сведения о групповой борьбе. Здесь мы встречаем  ритуальный обряд в начале состязания, описание некоторых основных приемов, узнаем о том, что конечной целью  в борьбе было уложить противника на лопатки.

В героическом сказании “Камень  семпыр” достаточно хорошо показана древняя игра в каменный мяч –  семпыр. Смысл этой игры – поймать  брошенный мяч на лету руками и  перебросить его кому-либо из игроков  другой команды.

О подобной игре в мяч говорится  в героической песне “Подобно Осинову Листу Верткий Муж”. Но здесь игроки метают и ловят каменный мяч носком или пяткой ноги, выстроившись в два ряда напротив друг друга. Игра проходила на игровой площадке, изготовленной из серебра или меди.

Сведения о раннем приобщении детей к промыслам, а значит, и к физическим упражнениям встречаются в сказках о мальчиках-богатырях.

Так, в сказке “Старик Лампаск  и его внук” есть описание того, как мальчик, играя луком и  стрелами, постепенно достиг в стрельбе такого мастерства, что после выстрела его стрела оказалась веретелом с нанизанной на нем рыбой, за что он получает как бы в поощрение богатырское прозвище “Богатырь с Веретелом для Осенней Сушки Рыбы”.

В сказке “Ими-Хиты” рассказывается о воспитании бабушкой внука Ими-Хиты. Она сама изготовила ему лук и стрелы, дала советы, как по следам разыскать того или иного зверя в лесу.

О военной подготовке мальчиков-богатырей  сообщается в предании “Месть за отца”: “...остановились около речки, каждый день тренируются, кто сильнее...”.

В сказке “Богатырь, росший два дня” говорится о том, что герой  начал ходить в первый день после  рождения, а на второй день пошел  на охоту. На третий день мальчик-богатырь уже был в состоянии перенести  столько дров, сколько могли привезти десять лошадей.

Все вышеперечисленные сведения из сказок о мальчиках-богатырях красноречиво говорят о том, что ханты с  раннего возраста стремились привить  детям любовь к труду, а значит, и к физической тренировке посредством  игр, состязаний.

Многие легенды и сказки о  богатырях, в которых описываются их победы в единоборствах с врагом, сила, ловкость, неустрашимость, отражают реальность или возможность существования таких людей. Так, например, в повести “В тени старого кедра” описывается необычайная сила охотника-ханты, который голыми руками задушил медведя-шатуна [3]. По сведениям информатора из с. Унсельгорт, его дядя прославился на весь род тем, что свободно догонял на всей скорости ехавшую оленью упряжку и даже мог похлопать рукой передового оленя. Последний пример – яркое подтверждение эффективности традиционного физического воспитания хантов, позволявшего оптимально развивать выносливость, необходимую оленеводу.

Итак, устное народное творчество хантов давало молодому поколению ориентиры  для подражания. Оно несло мощный психологический заряд, который, воздействуя на психику и сознание детей и подростков, вызывал у них естественную тягу к совершенствованию, стремление быть похожим на народных героев в смелости, силе, выносливости, ловкости.

Представление о традиционном физическом воспитании хантов будет явно неполным, если мы не уделим внимание одному из самых эффективных его средств – народной игре. Народные игры занимают особое место в традиционном физическом воспитании народов Севера. Об этом пишут многие исследователи: Г.Ш. Абсалямов [2], А.Г. Базанов [10], В.Г. Богораз [15], Г.М. Василевич [18], В.В. Леонтьев [52], Г.А. Меновщиков [60], Л.В. Певгова, В.И. Прокопенко [80], А. Рейнсон-Правдин [84], Ю.А. Сем [90], Г.А. Старцев[106], Л.И. Шренк [127].

Информация о работе Физическое воспитание хантов как система воспитательного процесса