Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Вот почему так жив интерес
к родному языку, народной
Продвигаясь на запад к реке Оскол нельзя не заметить, что здесь уже иная стилистическая традиция, условно называемая «оскольской». Она охватывает часть Новооскольского района, Губкинский, Прохоровский, Чернянский, Валуйский, Волоконовский, Корочанский, частично Шебекинский, Яковлевский и Белгородский районы.
В музыкальном языке заметны присущие «оскольскому» региону черты. В отличие от восточного региона, где распространён стиль песен с трёхголосной основой, в этом регионе песенный распев протяжной песни осуществляется в основном на двухголосной основе, с ведущими нижними голосами. Данный стиль имеет место во всех регионах области, в том числе и городах. Двухголосный напев протяжной песни обрастает дополнительными подголосками за счёт варьирования основных голосов. Нельзя не сказать об уникальном явлении, которым является традиция двухорного пения в селе Фощеватово, Волоконовского района. До открытия в 1970 году белгородским фольклористом М. Маматовым этого явления большинство музыковедов, фольклористов считали, что русской народной песне не характерен канон. Здесь же участники одного хора или ансамбля делятся на две части и распевают песни в форме канона. Одна половина хора начинает, «приказывает» текстовые слова, а вторая вступает через один такт и, как говорят сами исполнители «лелёкает». Происходит наложение одного напева на другой.
Основой музыкального стиля
песен этого региона является гетерофония.
Протяжные песни здесь распеваются на
двухголосной основе, когда большая часть
певцов исполняет нижний голос. Этот голос
заключает в себя основное мелодическое
зерно напева и варьируется певцами в
зависимости от степени одарённости. Верхний
голос чаще поют один или два исполнителя,
надстраивая его над основным напевом.
Народные певцы называют это «подголашивать
песню», «тянуть на голос» или просто «тянуть».
Если тянут два человека, то возникают
варианты мелодии, образуя вместе с нижними
голосами многоголосные эпизоды в песне.
Белгородчина
– уникальный регион в плане изучения
традиций народной культуры южных русских
в контексте пограничного проживания
русского и украинского населения,сложившегося
в результате колонизации края. Природные,
социальные, этнические особенности региона
отразились в памятниках XIX – первой половины
XX в. – в одежде, утвари, изделиях народным
мастеров, которые особенно бережно сохраняются
в музейных коллекциях, в фольклорных
коллективах, а так же непосредственно
у местных жителей. Изучение традиций
и культуры народа помогает глубже проникнуть
в ментальность нации, постичь её дух.
Белгородчина – уникальный регион Юга России с неповторимой песенно-инструментальной и хореографической традициями, богатейшей календарной и семейно-бытовой обрядностью, многоцветной палитрой народной одежды, устного поэтического творчества, многообразием народных промыслов и ремёсел.
Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, шуточные, плясовые и современные народные песни.10
Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми.
Характеризуя песенную традицию края в целом, необходимо прежде всего выделить наиболее общие и характерные её черты и свойства. Это бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определённому времени года, повсеместное распространение«алилёшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева, «лёли, лёли»,«ляли, ляли», «алилей лёли лёли».11
На Белгородчине огромное множество разнообразных по форме и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песен календарно-земледельческого круга, плясовых.
Певческая исполнительская традиция Белгородчины – яркая, полётная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности песен, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.
Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века. Однако широкая музыкальная общественность и видные деятели культуры и искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 году на открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Представлял Белгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села Афанасьевка Алексеевского района. Организатором и руководителем этого коллектива был Е.Т. Сапелкин.
С нашим краем с 1958 года крепко связал свою научную деятельность доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории В. М.Щуров. Его научные работы, публикации, монографии о белгородской песенной традиции стали учебным материалом для композиторов, фольклористов, руководителей народных хоров, а также для высших и средних учебных заведений страны. Белгородские песни стали вводиться в репертуар многих певческих коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа Саратова, Орла и других городов.
Важнейшей составной частью музыкального фольклора Белгородчины являются народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка.
В недавнем прошлом во многих районах Белгородчины бытовали народные инструменты трёх основных видов: духовые, струнные (щипковые и смычковые) и ударные. В их числе различные дудки, жалейки, трубы, рожки, балалайка, скрипка.
Русская инструментальная музыка Белгородчины – одна из наиболее ярких и колоритных объектов исследования. Однако это вовсе не означает, что местные инструментальные традиции изучены полностью. На сегодняшний день ведётся планомерное и углубленное,специальное изучение бесчисленных местных инструментальных традиций.
Анализируя песенно-
Почти в каждом регионе области имеется свой, только ему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. На формирование их существенное влияние оказали одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы. Вместе с тем у всех регионов много общих черт в хореографии, обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами.
Характерная особенность хореографии края – это страсть к исполнению различных ритмических украшений ногами во время «игры» скорых песен и особенно в плясках.
Основой композиционной формой народной хореографии Белгородчины является карагод (движение по кругу) на основе общего хороводного шага.
В карагодах региона можно увидеть разной степени сложности движения: притопы, прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядку, полуприсядку на одну ногу, подскоки в чередовании с высокими прыжками, шаг с прибивом и соскоком на обе ноги и т.д.
В сохранении и популяризации музыкально – хореографических традиций края немаловажное значение оказывают в своём творчестве народные фольклорные ансамбли Белгородской области.13
Немало сведений о богатейшем жизненном и историческом опыте народа можно обнаружить в бытующих повсеместно в крае малых фольклорных жанрах (пословицы, поговорки, загадки, приметы), фольклорной прозе (сказки), духовных стихах.
Оригинальна и разнообразна обрядовая драматургия народных праздников, обычаев и ритуалов края. Обряды сопровождали наших предков с момента появления на свет до самой кончины, организуя трудовую, социальную и личную жизнь людей. Общинный характер принимали и радостные праздники Святок, Масленицы, Семика, Троицы, рождения, свадеб и горе похорон.
Естественно, с течением времени многие праздники видоизменились, переосмыслились, однако этнографические экспедиции ряда последних лет дают нам право говорить об удивительной устойчивости на Белгородчине обрядов, связанных с календарно-земледельческим кругом и об особой живучести семейно-бытовых обрядов.
Заключение.
Всё многообразие музыкальных форм, пластики движений и других явлений традиционной народной культуры Белгородского края можно условно разделить на четыре стиля, которые имеют общие для них черты и характерные признаки.
К каждому из стилей относятся определённые районы области. Формирование этих стилей уходит корнями далеко вглубь истории, во времена, когда Русь делилась на множество княжеств и славянских племён. Большое значение в этом процессе имело влияние культур соседних народов и многовековые межнациональные отношения.
Ещё до монгольского нашествия северо-восточные районы края входили в состав Рязанского княжества. Остальная часть - входила в Новгород-Северское княжество. В XVII веке для охраны рубежей Московского государства и для несения службы на Белгородскую засечную черту переселялись служилые люди и казаки вместе с семьями. Восточные районы заселялись выходцами из Рязанского края. Центр области и русло реки Оскол заселялись выходцами из Тульской и Орловской областей. Об этом свидетельствуют общие черты говора, обычаев, костюма и даже одинаковые названия населённых пунктов.
Формирование ещё одного художественного стиля связано с украинской традицией. В XVII веке украинцы поселялись на территории Московского государства, уходя из Польско-Литовской Унии. Они образовали множество поселений по всей территории юга Московского государства, сохраняя свои культурные традиции.
Внутри каждого регионального стиля не всё однолико. Здесь творческая фантазия людей в каждом селе вносила локальные черты в общий стиль. Это видно в деталях музыкального языка, обычаях, обрядах.
В музыкальном языке заметны общие для районов приёмы расцвечивания и развития интонаций, гармонии, полифонии и взаимодействия голосов исполнителей.
Список использованной литературы.
10. Веретенников, И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И.И. Веретенников. – Белгород, 1996. – 216 с.
Приложение 1.
Плясовая свадебная.
Ой ты, Дунюшка.
Ой ты, До-э-нюшка, о-е До-э-нюшка
Ой, Дунюшка, любушка / 2 раза
Ты люби-э, Дуня, ты люби, Дуня
Люби Дуня од(ы)ного / 2 раза
А как я тебе, а как(ы)
я тебе
А я тебе од(ы)нае / 2 раза
Ты роди Дуня, ты роди Дуня
Роди сына до мене / 2 раза
А как дочерю, а как
дочерю
А дочерю, да до себе / 2 раза
Ты учи Дуня, ты учи
Дуня
Учи сына пером писать / 2 раза
А как дочерю, а как
дочерю
А дочерю шёл(ы)ком шить, шёлком шить, золотить!
Приложение 2.
Рекрутская песня.
Ой, летел павлин.
Ой летел павлин... ой летел
павлин
Через у улицу-у, через у улицу...
Он срони-и-ил пяро... он срони-и-ил
пяро
Серёд у улице-э, серёд у улице...
Приподнял пяро... приподня-ал
пяро
Добырай мо-олоде-эц, добрай мо-оладец...
Мне ня жа-алыко пяра-а... мне
ня жалка пяра
Жалка милого дружка-а, жалко милого дружка
Забирают дружка... забирают
дружка
Во солда-атушки-и, во солда-атушки
Приложение 3.
Cвадебная. По приезду молодожёнов в дом жениха перед идущей парой подметали пол и пели эту песню.
Метите двор всё метёлкою.
Мятите двор, мятите двор(ы)
всё метёлкою
Мятите двор(ы), мятите двор
всё метёлкою
Лятит сокол (ы), лятит сокол(ы)
С перепёлкою
Лятит сокол, лятит сокол
С перепёлкою
Сокол лятит, да, сокол лятит,
да
Колокол звянит
Сокол лятит, сокол лятит
Колокол звянит
Едет и Миколай, едет Миколай
Всё с Ульяною
Едет и Миколай, едет Миколай
Всё с Ульяною
1 Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М.С. Жиров.– Белгород, 2003 – 310 с.
2 Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 2000
3 Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выпуск 2, ч.1 / сост. А.Н. Иванов. – М., 1993.– 128 с.
4 Измайлов, А.Э. Народная педагогика. / А.Э. Измайлов. М.:«Педагогика»
5 Измайлов, А.Э. Народная педагогика. / А.Э. Измайлов. М.:«Педагогика»
6 Баранова, Н.В. Средства народной педагогики в формировании аксиологической культуры учащихся в процессе обучения иностранным языкам / Н.В. Баранова // Ин. яз. в школе. – 2009. – № 2. – Стр. 29.