Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:50, контрольная работа
Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловило необходимость приведения территориальной организации местного самоуправления в соответствие с требованиями указанного Федерального закона и потребовало проведения во многих регионах России значительных территориальных преобразований, направленных на формирование двухуровневой системы местного самоуправления в соответствии с концептуальными положениями указанного Федерального закона.
Введение
Территориальные преобразования
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Факультет Экономики, управления и права.
Самостоятельная работа студента
По дисциплине: «Организация муниципального управления»
На тему: « Реформа территориальной организации местной власти»
Выполнила: студентка группы
ГМДб 11-1 Волошина К.А.
Проверил: Данилов А.А.
Оглавление
Введение
Территориальные преобразования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловило необходимость приведения территориальной организации местного самоуправления в соответствие с требованиями указанного Федерального закона и потребовало проведения во многих регионах России значительных территориальных преобразований, направленных на формирование двухуровневой системы местного самоуправления в соответствии с концептуальными положениями указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, действовавший на момент принятия нового Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и начала реформы местного самоуправления, не устанавливал универсальных требований по территориальной организации местного самоуправления, фактически оставляя этот вопрос на усмотрение субъектов Российской Федерации и в меньшей степени - местных сообществ.
Что касается регионов Центрального федерального округа, то помимо общероссийских тенденций на формирование территориальной организации местного самоуправления повлияли также региональные факторы, такие как приближенность к Москве, развитость транспортной инфраструктуры, высокая плотность населения (особенно в зоне тяготения Москвы и в регионах, тяготеющих к Центрально-Черноземной полосе России), отсутствие компактно проживающих национальных меньшинств.
К 2003 году в регионах Центрального федерального округа сложились различные системы территориальной организации местного самоуправления. Центрального федерального округа - в Белгородской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областях (и в большинстве регионов в целом по России) в середине 1990-х годов сложилась одноуровневая система муниципальных образований (так называемая "территориальная модель" местного самоуправления), в рамках которой существовали районные муниципальные образования (как правило, в рамках административных районов субъектов Российской Федерации) и городские муниципальные образования (как правило, в городах областного значения), при этом территории районных и городских муниципальных образований не содержали в своих границах каких-либо иных муниципальных образований. В некоторых регионах существовали также объединенные муниципальные образования, объединяющие административный район и город областного значения.
В ряде субъектов Российской Федерации система муниципальных образований в основном соответствовала территориальной модели организации местного самоуправления, но при этом существовали отдельные поселенческие муниципальные образования в границах районных и объединенных муниципальных образований. Так, в Брянской и Владимирской областях существовали городские, сельские и поселковые муниципальные образования в границах районов, а во Владимирской области - также внутригородские муниципальные образования в составе муниципальных образований городов Владимира и Собинки. В Московской области на территории трех районных муниципальных образований (Люберецкого, Талдомского и Щелковского районов) существовали поселковые муниципальные образования. В Калужской области, помимо районных муниципальных образований, существовало множество самостоятельных городских, поселковых и сельских муниципальных образований.
В тех регионах, где к 2003 году сложилась территориальная модель организации местного самоуправления, естественным решением было наделение районных муниципальных образований статусом муниципальных районов с образованием на их территории городских и сельских поселений и наделение самостоятельных городских муниципальных образований статусом городских округов. Отдельные городские или поселковые муниципальные образования в составе районных муниципальных образований следовало наделить статусом городских или сельских поселений, а сельские муниципальных образования, независимо от их принадлежности к районным муниципальным образованиям - статусом сельских поселений. Что касается внутригородских муниципальных образований, то их следовало либо преобразовать в поселения в составе муниципальных районов, либо упразднить.
В некоторых регионах Центрального
федерального округа, тяготеющих преимущественно
к Центрально-Черноземной полосе России
(Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская
области), сложилась двухуровневая система
местного самоуправления, в рамках которой
существовали не только районные и городские,
но также поселковые и сельские муниципальные
образования в составе районных муниципальных
образований - города районного значения,
поселки (поссоветы), сельсоветы. Территории
этих муниципальных образований в основном
соответствуют административно-
В тех регионах, где к началу муниципальной реформы уже сложилась двухуровневая система местного самоуправления, изменения, обусловленные принятием нового Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, были минимальными. Так, в Орловской и Тамбовской областях не было вообще никаких преобразований - самостоятельные городские муниципальные образования наделили статусом городских округов, районные муниципальные образования - статусом муниципальных районов, городские муниципальные образования в составе районов и поселки городского типа - статусом городских поселений, сельсоветы - статусом сельских поселений. В Липецкой области преобразования свелись к образованию шести городских и сельских поселений в административных центрах муниципальных районов. В Воронежской области преобразования затронули лишь несколько муниципальных образований, территории которых не были полностью охвачены поселениями, и несколько сельсоветов, которые были объединены в ходе муниципальной реформы.
В Курской области сложилась одноуровневая система муниципальных образований, в рамках которых существовали районные, городские, поселковые и сельские муниципальные образования (так называемая "поселенческая модель" местного самоуправления), при этом административные районы не имели статуса муниципальных образований, а были публично-властными территориальными образованиями с неопределенным статусом. В районах Курской области существовали представительные органы, которые по своему статусу были государственными органами, а администрации районов фактически формировались органами исполнительной власти Курской области. В Курской области в границах существующих административных районов были образованы муниципальные районы, существующие городские, поселковые, сельские муниципальные образования были наделены статусом городских и сельских поселений, а города областного значения - статусом городских округов.
В городе Москве сложилась система 125 внутригородских муниципальных образований, соответствующих районам города Москвы, в которых с 1997 года существовали представительные органы и которые в 2003 году после длительных судебных разбирательств и решения Московского городского суда фактически были признаны муниципальными образованиями. В Москве были установлены границы 125 существующих внутригородских муниципальных образований.
Территориальные преобразования
Несмотря на кажущуюся простоту территориальных преобразований, вытекающих из переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, при реализации переходных положений Федерального закона были применены разные подходы, а в ряде регионов при реформировании территориальной организации местного самоуправления возникли серьезные проблемы.
Так, разные регионы России по-разному решали вопросы статуса существующих городских и сельских поселений. В Московской и Калужской областях, где сложились похожие системы муниципальных образований по "территориальной" модели с элементами "поселенческой", принципиально по-разному подошли к реформе территориальной организации местного самоуправления. В Калужской области городские, поселковые и сельские муниципальные образования включили в состав преобразованных муниципальных районов, наделив статусом городских округов только город Калугу (областной центр) и город Обнинск (Наукоград), при этом мнение населения поселенческих муниципальных образований учитывалось путем опросов. Никакие электоральные процедуры на территории 10 из 24 муниципальных районов Калужской области, которые фактически были преобразованы в связи с включением в их состав новых поселений, не проводились.
В Московской области все городские муниципальные образования (в том числе небольшие города с населением 15 - 30 тысяч жителей, которые отделились от районов в 1990-х годах) были наделены статусом городских округов, в то время как районные центры, не имевшие статуса муниципальных образований до начала муниципальной реформы, стали городскими поселениями в составе соответствующих муниципальных районов. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда сравнительно небольшие города Звенигород, Котельники, Лосино-Петровский, Черноголовка, Юбилейный стали городскими округами, а расположенные на пересечении транспортных путей, имеющие развитую промышленную и социальную инфраструктуру и обладающие свойствами межрайонного притяжения города Мытищи, Одинцово, Ногинск, Люберцы, Щелково, стали всего лишь городскими поселениями. Следует отметить, что из 15 городов Московской области с населением более 100 тысяч жителей так или иначе получили статус городских округов 9 городов (Балашиха, Железнодорожный, Коломна, Королев, Орехово-Зуево, Подольск, Серпухов, Электросталь, Химки), не получили такого статуса 6 городов (Мытищи, Люберцы, Ногинск, Одинцово, Сергиев Посад, Щелково).
В Брянской области статусом городских округов были наделены четыре города, которые не входили в состав районов (Брянск, Клинцы, Новозыбков, Сельцо), а также городских и поселковых муниципальных образований (города Фокино, Стародуб, поселок городского типа Климово), которые существовали на территории районных муниципальных образований (город Фокино - на условиях разграничения полномочий с районом), в 2001 году были упразднены, но в 2002 году добились восстановления статуса муниципальных образований в судебном порядке. В то же время во Владимирской области городские муниципальные образования, находившиеся на территории районных муниципальных образований (города Покров, Суздаль), получили статус городских поселений в составе муниципальных районов.
Следует отметить, что Владимирская область - единственный регион Центрального федерального округа (конечно, за исключением города Москвы), в котором на момент принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и начала муниципальной реформы имелись внутригородские муниципальные образования - поселки Лесной, Энергетик, Юрьевец в составе города Владимира и город Лакинск в составе города Собинки. В ходе муниципальной реформы города Лакинск и Собинка стали городскими поселениями в составе Собинского района, а внутригородские муниципальные образования города Владимира в силу требований Федерального закона были упразднены.
Что касается вновь образуемых
муниципальных образований, то во многих
регионах России территории сельских
административно-
Тенденции укрупнения сельских
поселений хорошо видны на примерах Московской,
Тверской, Тульской и Ярославской областей,
в которых число сельских поселений в
несколько раз меньше, чем число сельских
административно-
Информация о работе Реформа территориальной организации местной власти