Государственное и муниципальное управление в 9-18 веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 05:18, курсовая работа

Краткое описание

Одни подчёркивают её особую трагедийность, прерывистость традиций, подчас доходящую чуть ли не до нигилистического отрицания предыдущей эпохи, другие акцентируют своё внимание на её якобы извечном авторитарно – тоталитарном характере, более – менее безапелляционно заявляя о том, что государство Российское всегда являлось этаким Гоббсовским Левиафаном, стремившемся всячески подавлять гражданскую инициативу и общественную самодеятельность, и только короткий период Новгородско-Псковской самостоятельности представляет единственно светлое пятно на остальном чёрном фоне тысячелетней истории, которая временами становилась совсем уж мрачной. Третьи подчёркивают догоняющий характер развития этой государственности, её несамостоятельность и перманентные спасительные заимствования из всевозможных передовых стран, при этом передовыми объявляются самые разнообразные страны, в зависимости от исторического периода и того социального запада в самом широком смысле этого слова, который определяет субъективную идеологическую позицию авторов этого направления во времена их работы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного и муниципального управления 5
2. Анализ правовых основ государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII в.в) 8
2.1. Русская Правда 8
2.2. Соборное уложение 1649 г. 9
3. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII в.в) 10
3.1. Начальные этапы складывания системы государственного управления 10
3.2. Государственность периода феодальной раздробленности 13
3.3. Объединение русских земель вокруг Москвы 17
3.4. Централизованное государство и его высшие органы 23
3.5. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления 25
3.6. Реформы местного и центрального управления XVIII в. 26
4. Проблемы и пути их решения 29
4.1. Государственные учреждения в годы опричнины 29
4.2. Факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления 30
Заключение 35
Список литературы 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кур.работа Муницип.гос.управление.docx

— 83.49 Кб (Скачать документ)

Под началом великих и удельных князей находились землевладельцы-вассалы. Высший их слой составляли бояре – крупные и влиятельные землевладельцы-вотчинники. Термин «боярин» всегда означал (за исключением, может быть, Новгорода и Пскова) княжеского или епископского слугу высокого ранга.

Важной привилегией боярина был суд над всем населением его владений. Исключением были лишь важнейшие уголовные преступления (душегубство, разбой и татьба с поличным), которые обычно оставались в ведении княжеского суда. Если же на суде сталкивались интересы людей разных землевладельцев, то устанавливался общий, совместный («смесный») суд с участием представителей обеих заинтересованных сторон. Другим важным правом боярина было право сбора определенных доходов с подвластного населения в свою пользу (судебные пошлины и др.). Собирал он также дань и другие поборы с населения в пользу князя, в княжестве которого находились эти боярские владения.

Бояре состояли на службе отдельных князей или церковных иерархов и пользовались их покровительством. По призыву своего господина боярин был обязан выходить на военную службу с отрядом своих вассалов и людей. Боярин имел право переходить на службу к другому князю, даже врагу своего прежнего господина. Служба не зависела от местоположения боярских вотчин. Но если боярин служил другому князю, он все равно должен был участвовать в обороне своего города.

Следующую категорию землевладельцев составляли «дети боярские» и «вольные слуги». Происхождение термина «дети боярские» точно не установлено. Возможно, это были измельчавшие потомки боярских фамилий. Подругой версии, этот термин заменил собой древние термины «детские» и «отроки», которыми обозначалась младшая дружина князя или боярина, В отличие от бояр «дети боярские» и «вольные слуги» были мелкими землевладельцами и не имели собственных вооруженных отрядов. Они несли личную военную службу. Как и бояре, они имели право перехода под начало другого господина.

Была еще одна категория мелких землевладельцев – «служилые холопы». Она состояла из свободных людей и холопов, которые исполняли различные хозяйственные и административные функции в сложном хозяйстве князя: псари, конюхи, садовники, мастера, огородники и др. За службу они получали от князя в пользование земли с правом извлекать обычные феодальные доходы. Все эти лица состояли в ведомстве дворецкого («дворского»), который заведовал княжеским хозяйством, и потому назывались «слугами под дворским». В отличие от вольных слуг они не имели права переходить к другому господину.

Крупными землевладельцами были монастыри, которым князь передавал судебные функции в пределах монастырской территории и право собирать судебные пошлины, бывшие немаловажной статьей дохода монастырей.

Таким образом, в XIV в. политическая власть внутри каждого из великих княжеств рассеивалась, дробилась между различными категориями господствующего класса. На территории собственного княжества великий князь обладал полнотой власти лишь в пределах собственных вотчинных земель и земель, которые не имели частного собственника. Характер управления этими территориями отражал положение великого князя как вотчинника и государя.

Ближайшими помощниками князя по управлению были бояре и вольные слуги. Высший слой княжеских бояр носил название бояр «больших» и «введенных». Звание боярина «введенного» со второй половины XV в. было придворным званием и давалось по княжескому пожалованию. Это были постоянные советники великого князя и исполнители его поручений по всем вопросам государственного управления.

Другую категорию бояр составляли бояре «путные», которые ведали отдельными отраслями хозяйства великого князя. Бортное хозяйство составляло путь чашничий, княжеская охота – путь ловчий, коневодство – путь конюший и т.д. «Путные» бояре, возглавлявшие эти «пути», носили соответствующие названия: сокольничий, конюший, ловчий, чашник и т.д. Каждый «путь» княжеского хозяйства состоял из разбросанных в разных местах земель, угодий, деревень, сел. Эти земли вместе с жившим на них населением и находились в ведении «путных» бояр.

По важнейшим вопросам управления (внешняя политика, военные действия, наследство) князь советовался с членами княжеской фамилии, высшими сановниками церкви и ближними боярами. Эти совещания не были постоянными и не имели строго определенного состава. В совещаниях с князем по делам текущего управления обычно участвовали управители «путей», а также тысяцкий, окольничий и казначей.

Тысяцкий, как и в прежние времена, был предводителем местного городского ополчения, а также ведал судебным и финансовым надзором. В Москве и Твери эта должность передавалась по наследству. С развитием княжеского войска и усилением княжеской власти должность тысяцкого была упразднена. В Москве это произошло в 1373 г., при князе Дмитрии Ивановиче, после смерти тысяцкого Василия Васильевича Протасьева.

Происхождение слова «окольничий» неизвестно, но функции их по документам отражены достаточно ясно. Они ведали «околицами», т.е. какими-то территория ми государства. Часто упоминаются они в документах, связанных с судебными делами, или как люди, которые на местах следят за выполнением распоряжений князя.

Казначей был хранителем великокняжеской казны и архива. По-видимому, казна стала первым государственным учреждением, сложившимся еще до образования централизованного государства. Уже в середине XV в. впервые упоминаются должности казенного дьяка и подьячего – должностных лиц, ведущих делопроизводство казны. Помимо своих основных функций, казначей ведал также ямскими, поместными и посольскими делами, так как делопроизводство по этим делам также велось на Казенном дворе.

Важную роль в управлении княжеским хозяйством играл дворецкий (дворский). Он ведал землями, которые находились вне управления «путных» бояр. Под его началом находились уже упоминаемые «слуги под дворским», обслуживавшие княжеский двор.

Аппарат местного управления был построен в значительной степени на участии в нем бояр-вотчинников, ведавших судом и доходами с населения своих владений. Поэтому великокняжеские бояре и слуги управляли только землями, не имевшими частного владельца.

Рост территории Московского княжества в XIV – первой половине XV вв. привел к усложнению административно-территориального деления. Раньше городами управляли наместники, а сельскими местностями (волостями) – волостели. Теперь же княжество подразделялось на обширные уезды, а те в свою очередь - на волости и станы. Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, волостями – волостели из более мелких феодалов. Они осуществляли административно-полицейские, судебные, военные функции, ведали служилыми людьми в городах. Жалования от великого князя наместники и волостели не получали, а за свое управление брали с местного населения «корм» натурой. Такая система местного управления называлась «кормлением».

Вновь назначенного наместника население города встречало «въезжим кормом». На Рождество, Пасху и в Петров день население поставляло ему основной корм (продукты, фураж для лошадей и др.). Кроме того, наместнику шла известная часть различных пошлин (полавочных, таможенных и др.). Значительным источником доходов для наместников был суд. Часть денежных доходов кормленщики оставляли себе, часть отдавали князю.

Особый корм полагался административному персоналу наместника: судьям, тиунам, доводчикам (осуществляли вызов в суд) и праветчикам (судебные исполнители). Все они чаще всего были дворовыми людьми наместника или волостеля.

Взимаемые с населения корма были так велики, что ими кормились не только семьи наместников и волостелей, но и их многочисленная челядь. Система кормлений первоначально ничем не ограничивалась.

На рубеже XIV–XV вв. окрепшая великокняжеская власть приступила к ликвидации удельных княжений. В Твери, Рязани, Москве каждый великий князь стремился подчинить своей власти удельных князей, своих родственников и перевести их на положение «служебных князей», т.е. сделать их своими вассалами. Московская удельная система была ликвидирована к середине XV в. после кровавой двадцатилетней смуты, завершившейся победой великого князя Василия Васильевича Темного, отца Ивана III. Успешная ликвидация местных княжеств происходила также в Рязанском и Тверском великих княжениях.

В начале XV в. большие перемены произошли в положении великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской перед смертью благословил старшего сына великим княжением Владимирским, не спрашивая согласия ордынского хана. С этого времени этот титул стал наследственно передаваться в линии московских князей, а территория великого княжества Владимирского слилась с основной московской территорией. Таким образом. Московское княжество превратилось в великое княжество Московско-Владимирское, а великий князь владимирский, прежний глава феодального союза русских князей, стал превращаться в государя объединенных русских земель.

Время правления Ивана III Васильевича (1462–1505) стало переломным в отечественной истории. К концу XV столетия после трех с половиной веков страшных удельных неурядиц, кровавых междоусобий и столь же кровавого иноземного владычества Русь снова возродилась, произошло превращение лоскутной государственности многих земель в мощное государственное объединение – Россию (название «Россия» появляется в источниках с конца XV в.).

Образование национальных централизованных государств с сильной королевской властью было общим явлением в Западной Европе XV столетия. В отличие от Запада в северо-восточных русских землях еще не созрели все необходимые предпосылки для прочного политического объединения страны. Образование Русского централизованного государства было ускорено внешней опасностью. Еще в XIII в. на восточных берегах Балтийского моря появились немцы. Они потеснили литовские племена, угрожали

Новгороду и Пскову. Под влиянием немецкой опасности литовские племена объединились политически, положив начало Великому княжеству Литовскому. За два века своего существования оно присоединило к себе многие древнерусские княжества и земли, в том числе Владимир-Волынский, Киев, Чернигов, Полоцк, Витебск, Смоленск и множество других крупных городов. В середине XV в. московско-литовские рубежи проходили недалеко от Тулы, Калуги и Можайска. Наконец, на юго-востоке Руси в XIII в. возникла Золотая Орда, и ее иго начинает тяготеть над Русью.

Таким образом, почти одновременно Русь оказалась окружена врагами, действовавшими наступательно, и речь шла об историческом выживании великорусского племени. Эта необходимость борьбы ускорила процесс образования Русского централизованного государства. Форсированная централизация опиралась чаще всего на военную силу и военные методы управления. Отсюда проистекали деспотические черты власти московских государей.

 

3.4. Централизованное государство и его высшие органы

 

Русское централизованное государство с единой верховной властью, с общими для всей страны законами, с профессиональным госаппаратом оформилось в XVI в. Высшим законодательным и управленческим органом в XVI-XVII вв. была Боярская дума, которая, не имея раздельной от государя компетенции, регулярно обсуждала с ним вопросы общегосударственной важности (проекты государственных преобразований и новых законов, вопросы внешних сношений), рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о деятельности различных «чиноначальников», о преступлениях по должности и об уголовных преступлениях и др.

Таким образом, сферой деятельности Боярской думы были вопросы внутренней и внешней политики государства во всем их многообразии. Для решения различных дел в ряде случаев создавались особые комиссии из «думных людей», в частности, для ведения переговоров с иностранными послами. Решения таких думских комиссий обычно приравнивались к решениям Боярской думы. Решения думы шли от имени царя: царь «указал, а бояре приговорили», царь «приговорил со всеми бояры». В XVI в. Боярская дума, вероятнее всего, уже имела канцелярию и архив, а также свой чиновный аппарат - думских дьяков.

Правом участия в Боярской думе могли пользоваться лишь те представители землевладельческой знати, которые «жаловались» государем в придворные звания, или «думные чины». Высшим чином было звание «боярин» (в данном случае этот термин лишался социального смысла). Во главе думы стоял «конюший боярин». Боярские звания жаловались представителям самых знатных, преимущественно, княжеских фамилий. Вторым думным чином было звание «окольничий». Чин боярина и окольничего в XVI в. передавался в одних и тех же семьях. При сыне Ивана III Василии III произошло расширение состава Боярской думы за счет служилых дворянских фамилий. Они стали называться «детьми боярскими, которые в думе живут». Во второй половине XVI в. это выражение было заменено термином «думный дворянин». Думные дворяне стали третьим думным чином, дававшим право участвовать в заседаниях Боярской думы.

В конце XV – начале XVI в. большинство членов Боярской думы принадлежали к княжеским родам, иначе и не могло быть в системе объединенного Русского государства. Назначал бояр в думу сам государь. В XVI в. он еще не мог сломать старый родовой принцип, по которому чин боярина или окольничего передавался в одних и тех же семьях [13].

Долгое время в научной и популярной литературе было распространено представление о боярстве как постоянной аристократической оппозиции центральной власти. Согласно этой концепции, бояре-вотчинники, обладавшие военной и политической автономией, боролись против царя и дворян – сторонников централизации. В настоящее время эта точка зрения пересматривается. Ни экономически, ни политически бояре не были заинтересованы в сепаратизме, а противопоставление бояр-вотчинников дворянам-помещикам не имеет под собой оснований.

 

3.5. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления

 

В XVII в., особенно во второй его половине, в государственном строе России все чаще обнаруживались тенденции к абсолютизму, который окончательно оформился в правление Петра I. Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежала неограниченная верховная власть, а феодальная государственность достигла наивысшей степени централизации. При абсолютизме глава государства (обычно наследственный) рассматривался с юридической точки зрения как единственный источник законодательной и исполнительной власти. Последняя осуществлялась зависимыми от него чиновниками. Для абсолютизма характерны наличие постоянной армии (также зависимой от государя), развитых бюрократического аппарата и форм делопроизводства, всеобъемлющей системы государственного обложения, единого для всей территории законодательства, общегосударственной экономической политики, выражавшейся в различных формах протекционизма и регламентации деятельности промышленников.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в 9-18 веках