Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:39, реферат
В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России, в первую очередь в больших городах. Сегодня эта тема является особенно актуальной: действительно, в ряде народно-хозяйственных отраслей в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, наблюдается острая потребность в рабочей силе. Одновременно сохраняется и определенный уровень безработицы. С другой стороны, изменение национального состава населения, возникновение иных культурных общностей негативно воспринимается коренным населением. В связи с распадом СССР миграция приобрела выраженный национально- политический характер, и за двадцать лет решены далеко не все вопросы.
Введение 3
Диаспоры Москвы 5
Украинцы 5
Азербайджанская диаспора 6
Удины 7
Чеченцы 8
Армяне 10
Грузины 12
Татары 12
Таджики 13
Узбеки 14
Агулы 15
Африканцы 16
Заключение 18
Список литературы 20
Владеют разносторонним бизнесом, к примеру, Малик Сайдуллаев - известный чеченский политик и предприниматель, экс-кандидат в президенты, владелец лотереи "Русское лото" - грандиозная всероссийская компания, охватывает более 85 регионов страны, обеспечивает рабочими местами 55-60 тысяч россиян. Он организовал концерн «Милан», в который также входят салон красоты «Милан», ресторан «Конь и пес», научно-производственная компания «Гудвилл», центр строительных технологий АО «Лан», научно-техническая компания «Гений-М».
Также группой «Альянс»
владеет представитель
Углубляясь в исследование бизнеса чеченцев, понимаешь, что они почти во всех сферах. Гостиничным бизнесом владеет Умар Джабраилов: группа «Плаза», гостиница «Рэдиссон Славянская».
Организация казино, залов игровых автоматов, сдача помещений в аренду под офисы, офисно-гостиничный центр «Совинформ» - Руслан Байсаров (с 2000 года - вице-президент Московской Топливной компании, которой принадлежит около 100 АЗС столицы).
В банковском секторе, банк «ИРС» принадлежит Ибрагиму Башаеву.
Группа компаний «Идигов продукт» - торговля табачными изделиями, также дитя чеченской национальности, владелец - Муса Идигов.
Директор российского
отделения фирмы «Москва-
Но опять же, криминальная составляющая, присутствует и в этой национальной диаспоре. Сегодня в Москве действуют около 20 организованных преступных группировок. Сфера деятельности стандартная. Во-первых, «крышевание». Около года назад в электронные СМИ был сделан сознательный слив информации о фирмах, находящихся под криминальным контролем представителей чеченской диаспоры. Список, в котором указана почти сотня московских банков, магазинов, ресторанов и прочих «ООО» и «ОАО», достаточно подробный, с адресами предприятий, фамилиями учредителей и так далее. Мелкие преступные группы, иногда состоящие из людей разных национальностей, традиционно промышляют наркотиками, торговлей оружием, угоном и перепродажей дорогих автомобилей.
К XIV веку относятся первые упоминания об армянах в московских летописях, а уже в начале XV века в Московском посаде существовала постоянная колония армян. В царствование Алексея Михайловича армянские купцы начали налаживать торговые отношения с московскими купцами. В 1731 году в Москву эмигрировал грузинский царь Вахтанг VI, вместе с ним переселились семья и многочисленная свита царя, в которую входили и армяне. В благодарность за верную службу царь пожаловал армянам «под строение землю, состоящую на Пресне». Так в Москве в Грузинах на Пресне появилась первая армяно-григорианская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (не сохранилась). С XIX века центром армянской жизни Москвы является особняк придворного ювелира Екатерины II Ивана Лазарева (Ованес Егиазарян), построенный в 1815 году в Армянском переулке. В 1827 году в нем разместился Лазаревский институт восточных языков, а после революции — Дом культуры Армении. Сейчас в особняке располагается посольство Армении и национальный театр. По соседству с Лазаревским особняком в 1782 году была возведена армянская Крестовоздвиженская церковь, снесенная в 1930-е годы. В Москве на старом Армянском кладбище сохранилась церковь Святого Воскресения 1815 года. С конца XIX века армянская жизнь становится все более заметной и разнообразной. Армянские купцы владели в городе частными особняками, доходными домами, банками и магазинами, самым известным из которых был пассаж братьев Джамгаровых. Николай Джамгаров в свободное время проводил заседания Армянского кружка в «Метрополе». Тогда же начали появляться различные национальные объединения, например, «Дамское общество вспомоществования армянкам, учащимся в Москве». В 1908 году под руководством армян Балиева и Тарасова в доме Перцова был открыт первый в России театр-кабаре. Главным памятником советской истории армян в Москве остается магазин «Армения» на углу Тверской и Тверского бульвара. Сейчас в столице работает множество армянских ресторанов («Арарат», «Лаваш», «Ноев ковчег»), в кинотеатре «Ролан» время от времени показывают армянское кино, несколько лет назад открылся торговый комплекс «Ереван плаза», построенный в национальном стиле. Почти закончилось строительство гигантского Армянского храмового комплекса на Трифоновской улице. Армянское население Москвы значительно выросло за последние годы. Если в 1989 году в Москве проживали около 44 тысяч армян, то сейчас — больше 106 тысяч, что составляет почти 1% от всего населения города.
По мнению посольства Республики Армения в России, «крупный армянский бизнес в России носит криминальный характер...». В то же время у армянской общины Москвы очень сильны позиции в среднем и мелком бизнесе, который по определению не может быть криминальным. Это рестораны и кафе, магазины и лотки, мелкие автосервисы. В 90 случаях из 100 обувь москвича чинит армянин. Армянский мастер поменяет батарейку в часах или вычистит запылившийся часовой механизм. Армянские предприниматели владеют хлебопекарнями, швейными мастерскими и мастерскими по ремонту бытовой техники. Еще одна сфера бизнеса - грузоперевозки фруктов и овощей с юга России и СНГ. В этом бизнесе, как ни странно, армяне работают вместе с конечными реализаторами товара - азербайджанцами.
Также армяне очень хорошо проявили себя в медицине, очень много студентов этой национальности учится в Медицинских университетах Москвы. «Республиканский центр репродукции человека и планирования семьи» - всемирно известен. Здесь впервые в России была сделана операция по перемене пола. В год в мире делается 1600 операций по пластике половых органов, из них 350 операций делает московский центр. Его директор - Андрей Акопян.
Московский коньячный завод «Арарат» принадлежит Роману Акопяну, который также армянин.
АО «Москвич» (сейчас находится под внешним управлением). Последний генеральный директор - Рубен Асатрян.
Инвестиционная компания «Тройка-диалог», один из крупнейших игроков на фондовом рынке страны. К слову, компании принадлежит 40% акции компании «Арбат-престиж», исполнительный директор - Рубен Варданян.
Криминальная основа традиционная - скупка золотого лома и золотосодержащих радиодеталей. Торговля драгоценными и полудрагоценными камнями, незаконные финансовые операции, фальсификация табачных и винно-водочных изделий. Сейчас в столице существуют шесть преступных группировок, около 500 активных членов. Бандиты специализируются на угоне автотранспорта, торговле оружием, рэкете, выбивании долгов. По слухам, в наркоторговле армяне не участвуют принципиально.
Грузинская диаспора
в России по своей численности
уступает азербайджанской и армянской. По последним данным на
территории Российской Федерации проживает
около 400 тысяч грузин.
Грузины начали переселяться в Москву
еще в 17-м веке. Тогда, спасаясь от многочисленных
захватчиков, в Москве обосновалось несколько
тысяч грузинских дворян. Адаптироваться
на новой родине переселенцам помогала
православная вера. Однако, современная
грузинская диаспора в большинстве своем
состоит из людей, покинувших Грузию не
в 17-м веке, а в 90-е годы 20-го века. Первая
волна эмиграции была связана с приходом
к власти националистов и началом гражданской
войны. Тогда уезжала в основном творческая
интеллигенция.
Грузины владеют большой частью пищевой промашленности. Компания «Вимм-Билль-Данн» (Лианозовский, Царицынский, Раменский молочные комбинаты) обеспечивает треть московского рынка молочной продукции - председатель совета директоров Давид Якобашвили. Кондитерский холдинг «Сладко» - президент Валерьян Хабулава. Пивной завод «Хамовники» - владелец Наскид Харишвили.
В банковском секторе банк «Российский кредит», у которого один из совладельцев Борис Иванишвили. Компанией «Ассоциация ХХI», владеет Анзори Кикалишвили, «Ассоциация» ориентирована на внешнеэкономическую деятельность, объединяет десяток предприятий, организаций и фирм. Итальянская корпорация «Мерлони» ежегодно производит и продает на российском рынке 1 500 000 холодильников «Стинол». Производитель и поставщик бытовой техники марок «Индезит» и «Аристон». А между тем, ее управляющий директор российского представительства Каха Кобахидзе, представитель грузинской диаспоры.
В грузоперевозках грузины тоже занимают долю рынка - авиакомпания «Ист Лайн», «Совтрансавто» (международные грузоперевозки).
Московская нефтегазовая компания - основной поставщик и переработчик нефтепродуктов на московском топливном рынке. Ежегодная добыча нефти - около 3 миллионов тонн. Ей владеет Шалва Чигиринский.
Но к сожалению, Грузия в последние годы - основной поставщик «воров в законе». Только Москву контролируют 16 кутаисских воров, десять тбилисских, четверо мегрельских и шестнадцать сухумских. Основная деятельность грузинских бандитов - решение проблем внутри диаспоры, контроль над автосалонами, банками, кафе. Фирменный промысел - угон дорогих машин, торговля наркотиками, квартирные кражи. «Вахтовым» методом в столице работают грузинские «барсеточники».
История татарской общины в Москве отсчитывается от XVI века, когда в Замоскворечье возникла Татарская слобода. Оттуда и сохранившиеся татарские топонимы: Балчуг, Ордынки (от Большой Орды), Татарские улицы и переулки, Толмачевский переулок. Крымский Вал (Крымский брод) с первой половины XVI века был местом, где торговали татарские купцы и останавливались послы крымского хана. Первое татарское кладбище располагалось рядом, на месте нынешнего парка Горького, а первые богослужения в татарской мечети в Замоскворечье, тогда еще деревянной, начались в 1819 году. В 1914 году в Малом Татарском переулке нефтепромышленник Шамси Асадуллаев построил четырехэтажное здание в восточном стиле, где разместилась частная школа для мусульман. До 1941 года там располагался татарский дом просвещения с детским садом, школой, молодежным клубом, приютом, театром, типографией, а также различными студиями, в том числе литературным кружком поэта Мусы Джалиля. Сейчас дом Асадуллаева, в котором размещается Татарский культурный центр, опять играет ключевую роль в жизни общины. Большинство московских татар в возрасте от 20 до 60 родились и выросли в Москве: они хорошо социализированы, чаще всего имеют высшее образование и идентифицируют себя с коренными жителями города и в целом скорее с европейской цивилизацией, чем с восточным миром. Их корни уходят в большие татарские села Поволжья, преимущественно Нижегородской области. В советское время переселенцы из сел чаще всего устраивались дворниками и носильщиками на вокзалах, однако этот миграционный приток стал иссякать уже в 1980-е, и сейчас говорить о профессиональной специализации татар не приходится.
Но я даже не могу сказать, что татары – это какая-то община. В Москве, по моему мнению, нет «татарской диаспоры». Татары не диаспора, а коренные жители Москвы, которые живут в городе с древнейших времен. Первым жителем Сретенки был татарин Степан Кучка, прозванный так за свой невысокий рост. Кучка на современном татарском языке – кечкенә, маленький.
Таджикская община Москвы стала заметна только в 1990-е годы. После распада Советского Союза в Таджикистане началась гражданская война, и многие беженцы уезжали в Россию, в том числе и в Москву. Несмотря на то что война уже закончилась, ВВП на душу населения в Таджикистане остается самым низким среди стран СНГ. С января 2000 года по январь 2003 года в России работали 530 тысяч таджикских мигрантов, примерно половина из которых была занята в сфере строительства. Каждый десятый
таджик в Москве работает в жилищно-коммунальном хозяйстве. Большинство живут на южной и восточной окраинах города. В иерархии проблем, с которыми сталкиваются таджики в Москве, согласно данным исследования Института Кеннана, лидирующую позицию занимает произвол правоохранительных органов. Культурно и лингвистически Таджикистан близок Ирану, поэтому таджики смотрят иранское телевидение, слушают музыку на фарси, читают иранскую литературу. В 2010 году в МГЛУ открылся Центр по изучению персидского языка и культуры. В 1989 году в Москве проживали 2 893 таджика. Согласно данным переписи 2010 года, таджиков в столице насчитывается чуть более 27 тысяч, что едва ли отражает реальную картину. Финансово-строительная корпорация «Конти» - лидер на столичном рынке жилья, принадлежит представителю таджикской национальности, Тимур Тимербулатов.
В криминале занимают сферу попрошайничества и торговлю героином. По данным ГУВД Москвы, 90% процентов героина в столицу привозят таджикские наркокурьеры. Еще одна сфера деятельности - производство и реализация контрафактной продукции (одежда, парфюмерия, автозапчасти, алкоголь и т. д). Торговля с рук просроченными продуктами. Также представители среднеазиатских диаспор входят в преступные группировки со смешанным этническим составом.
Бухарские и другие среднеазиатские купцы, которых в летописях называли просто «бесермены» (бусурмане), были посредниками в торговле Москвы с Востоком еще с XVI века. Тогда же в переписях впервые отмечены бухарцы, живущие в Москве: царевич Авган из Хорезма, усадьба которого располагалась в Белом городе, и купцы, живущие на Гранатном дворе за Никитскими воротами. По всей видимости, до XVII века Бухарское подворье располагалось в Замоскворечье, в XVIII веке появилось и Хивинское посольство, давшее название улице Хива и Хивскому переулку (теперь — Добровольческие улица и переулок). В XIX веке, с присоединением Бухарского ханства к России, списки богатых московских купцов пополняют бухарцы и кокандцы — они помогают строить в городе мечети, а у бухарской общины появляются свои муллы. В 1921 году на Спиридоновке открывается Бухарский дом просвещения. В советское время важнейшим узбекским местом в Москве стал популярнейший ресторан «Узбекистан», один из немногих этнических ресторанов в городе, сильно поспособствовавший популяризации узбекской гастрономической культуры.
Несмотря на давнюю историю отношений, основная часть узбекской диаспоры оформилась в Москве и области только после развала СССР. Согласно переписи 1989 года, в Москве на тот момент проживали 9183 узбека, в 2002-м — 24312, в 2010-м — 35539. Эти цифры, очевидно, не отражают реального положения: по данным председателя Общества содействия культурной адаптации узбекистанцев в России Анвара Хусаинова, после распада Советского Союза в Москву и область въехало порядка 100 тысяч узбеков, и обратной волны не зафиксировано. К этим цифрам надо прибавить временных трудовых мигрантов, приезжающих чаще всего на лето, а также этнических узбеков из Таджикистана (по данным председателя Народной лиги «Таджики», это еще 36–50 тысяч человек). Имущественное расслоение среди московских узбеков чрезвычайно велико: это могут быть и бизнесмены (самый богатый человек России — Алишер Усманов, выходец из Ферганской долины, АО «Газпроминвестхолдинг»), и занятые на самых низкооплачиваемых работах нелегальные мигранты. На московских стройках количество узбеков и таджиков примерно одинаково.
Узбеки в мелком бизнесе часто заняты в сфере общепита — их стараниями у станций метро появляются мини-тандыры, где выпекают лепешки и самсу. Для узбекского бизнеса характерна мононациональность: хозяин старается нанимать исключительно соплеменников, причем часто — земляков или даже родственников. Несмотря на значительный размер узбекской диаспоры в Москве, сильного землячества в городе не сложилось. Это отчасти связано с тем, что Узбекистан (в отличии от Таджикистана) проблему трудовых мигрантов обходит молчанием — официальной помощи и поддержки узбеки не видят, и мигранты остаются предоставлены сами себе. Неофициальные же объединения влияния обычно не имеют и в узбекской среде неизвестны. Можно сказать, что заметнее всего узбеки в Москве представлены на ресторанной карте города: узбекских ресторанов, кафе и чайхон в городе великое множество.
Большинство представителей среднеазиатской диаспоры (особенно те, кто приехал в последние годы) заняты на самых дешевых, грязных и низкооплачиваемых работах: дворники (особенно Юго-Западный округ Москвы), строители самой низкой квалификации. В то же время представители казахской диаспоры занимаются «высокими технологиями» - программированием, торговлей и сборкой компьютеров. В ближайших пригородах Москвы есть несколько «казахских» и «узбекских» типографий, которые не жалуются на отсутствие заказчиков. Цены существенно ниже, чем в среднем по столице, и качество печати отменное.
Дагестан — одна из самых многонациональных республик России. Самыми многочисленными народами являются аварцы (29,2% от всего населения республики), даргинцы (16,9%), кумыки (14,8%) и лезгины (13,2%). Агулы — один из малочисленных народов Дагестана. Всего, согласно переписи 2010 года, в России проживают 34 тысячи агулов, из них 23 тысячи — в Дагестане, а в Москве — всего 308 человек. В 1989 году в столице проживали более 8 тысяч представителей коренных народов Дагестана. Согласно данным переписи 2010 года, их насчитывается в Москве около 21 тысячи. До 1991 года в Москве проживали в основном студенты и специалисты с высшим образованием из Дагестана, с 1978 по 1989 год подмосковное Архангельское было местом проведения ежегодных встреч дагестанского землячества на 9 Мая. Сейчас представители дагестанских народов работают в сферах строительного бизнеса, образования, медицины и торговли. Многие также приезжают учиться в московские вузы. Этот поток только увеличивается — как говорят сами дагестанцы, из Дагестана уезжают все, кто может уехать. В республике нет работы, а тот факт, что она является частью РФ, облегчает переезд. Объединяющим центром дагестанцев в Москве стал Московский центр культуры «Дагестан», который проводит различные мероприятия, работает с приезжей молодежью. В 1989 году была открыта русско-дагестанская школа. Сейчас она называется «Культурно-образовательный центр „Намус“ имени Расула Гамзатова» и функционирует на базе школы № 747 в районе метро «Войковская».