Национальные диаспоры Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России, в первую очередь в больших городах. Сегодня эта тема является особенно актуальной: действительно, в ряде народно-хозяйственных отраслей в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, наблюдается острая потребность в рабочей силе. Одновременно сохраняется и определенный уровень безработицы. С другой стороны, изменение национального состава населения, возникновение иных культурных общностей негативно воспринимается коренным населением. В связи с распадом СССР миграция приобрела выраженный национально- политический характер, и за двадцать лет решены далеко не все вопросы.

Содержание

Введение 3
Диаспоры Москвы 5
Украинцы 5
Азербайджанская диаспора 6
Удины 7
Чеченцы 8
Армяне 10
Грузины 12
Татары 12
Таджики 13
Узбеки 14
Агулы 15
Африканцы 16
Заключение 18
Список литературы 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по миграционным процессам.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И  ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Реферат на тему «Национальные диаспоры Москвы» по Спецкурсу: Государственное управление и миграционные процессы»

студентки 3-го курса очно-заочной формы обучения

специальность  061000

«Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Василевская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2012

 

Содержание

 

Введение

Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) — устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа), имеющая социальные институты для развития данной национальной общности. Долгое время под диаспорой понималась только еврейская, которая представляла собой уникальное явление. Постепенно данный термин стал использоваться в отношении многих других народов, поскольку активизировались миграции населения, а «рассеяние» стало более частым явлением.1

Такое явление как  национальные диаспоры, присущее всему  миру, имеет столь же давнюю историю, как и само человечество. Но в  разное время проблемы их исследования, урегулирования и вписывания в социальное пространство принявшей страны, встают особенно остро. К таким периодам относится XX век, названный веком тотальных миграций, осуществляемых на фоне политических, социальных и экономических изменений, что еще более усиливается благодаря легкости перемещения. Это приводит к частичной трансформации общества, смене, а часто и изменению культурной среды принимающей страны и, вследствие этого, чрезвычайно актуализирует исследование этнонациональных диаспор.

В нынешний, 21 век, миграция и национальные диаспоры такой же острый вопрос, как и в 20 веке. Сейчас, в условиях глобализации, современный  мир становится все более единым. Достижения технического прогресса  сделали возможной мгновенную связь  между удаленными точками планеты. Транснациональный капитал не знает границ, а транснациональные компании открывают свои филиалы в тех странах, где размещение этих филиалов сулит наибольшие прибыли. Интеграционные тенденции особенно заметны в Западной Европе, где шенгенский договор практически стер государственные границы, а ввод единой валюты в еще большей мере подчеркнуло общность экономического пространства. 
Интегративные тенденции касаются не только перемещений товаров, капитала и производственных мощностей, но и перемещения людей. Здесь ясно видны два потока: туристский и миграционный. Если туристский поток является обратимым, т.е. выехавший в другой регион гражданин в короткий срок возвращается к своему постоянному месту жительства, то миграционный поток либо вовсе необратим, либо его обратное движение перенесено на длительный срок. Туризм оценивается как позитивное явление. В отношении миграции мнения существуют разные. Хотя миграционные процессы имеют место в течение тысячелетий, они до сих пор недостаточно исследованы, а так же недостаточно урегулированы нормативно. С одной стороны мировое сообщество признает право граждан на свободу перемещения, с другой эта свобода ограничена соображениями национальной безопасности, экономическими интересами, локальной политикой. 
В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России, в первую очередь в больших городах. Сегодня эта тема является особенно актуальной: действительно, в ряде народно-хозяйственных отраслей в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, наблюдается острая потребность в рабочей силе. Одновременно сохраняется и определенный уровень безработицы. С другой стороны, изменение национального состава населения, возникновение иных культурных общностей негативно воспринимается коренным населением. В связи с распадом СССР миграция приобрела выраженный национально- политический характер, и за двадцать лет решены далеко не все вопросы. Таким образом исследование миграционных проблем и национальных диаспор Москвы является актуальным. Об отношении коренных москвичей к мигрантам написано и сказано много, порой даже чрезмерно. Гораздо меньше известно о том, что, собственно, происходит внутри разных национальностей в Москве и так называемых анклавов внутри города.

Москва, как известно, порт пяти морей и большая деревня, приют для ста народов. Согласно данным переписи населения 2010 года, среди 11,5 миллионов москвичей 91,65 процентов - русские, а дальше в порядке убывания следуют украинцы (1,42 процента), татары (1,38), армяне (0,98), азербайджанцы (0,53), евреи (0,49), белорусы (0,36), грузины (0,36), узбеки (0,33), таджики (0,25), молдаване (0,2), киргизы (0,17), мордва (0,16), чеченцы (0,13) и другие.

Также следует отметить, что при переписи населения 2010 года не были полностью учтены нелегальные мигранты (из Средней Азии и Закавказья), но даже по официальной статистике этнический состав Москвы за 20 лет претерпел значительные изменения.

Доля основных народов  Москвы по переписям 1897—2010 гг.

Народ

1897

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

Русские

95,0 %

87,4 %

88,6 %

89,2 %

90,1 %

89,7 %

84,8 %

91,65 %

Украинцы

0,4 %

2,2 %

2,3 %

2,6 %

2,6 %

2,8 %

2,4 %

1,42 %

Татары

0,4 %

1,4 %

1,6 %

1,5 %

1,7 %

1,8 %

1,6 %

1,38 %

Армяне

0,2 %

0,3 %

0,4 %

0,4 %

0,4 %

0,5 %

1,2 %

0,98 %

Евреи

0,5 %

6,0 %

4,7 %

3,6 %

2,8 %

2,0 %

0,8 %

0,49 %

Немцы

1,7 %

0,2 %

0,1 %

0,1 %

0,0 %

0,1 %

0,1 %

0,1 %


 

Диаспоры Москвы

Украинцы

В начале XX века в мире насчитывалось примерно 26-27 млн украинцев. Более 80% украинцев (идентифицированных по родному языку) - 22, 4 млн - было сосредоточено в Российской Империи. Кроме того, значительное их число жили в Австро-Венгрии. 
Кроме того, существовала своя «диаспора» и внутри Российской Империи, где проживало большинство украинцев и где они, будучи вторым по численности этносом, принимали активное участие в колониальной экспансии.

Исторические события, связанные со Второй мировой войной, существенно изменили положение  украинского сообщества и привели  к сосредоточению почти всех украинцев  в пределах одного государства. Миграция украинцев в другие республики СССР имела место, но масштабы ее были не очень большими и не могли существенно повлиять на компактность расселения украинцев. Те же, кто жили за пределами Украины, довольно быстро русифицировались. В 1989 году более половины из них считали своим родным языком русский. Но начиная с 1993 года обострившиеся социально-экономические процессы, изменили направление миграционных потоков, приезжать на Украину стало меньше, чем выезжать из нее. Баланс миграции украинцев между Украиной и Россией за 1992-1997 годы - около 165 тыс. человек в пользу России. В нынешнее время, политическая ситуация в Украине остается существенно нестабильной и соответственно, большое количество украинцев устремляется в более развитые страны. Также  власти Украины ведут такую политику, что отношение украинцев к России только ухудшается, имеется ввиду молодое население. Но Россия, а точнее Москва, все равно является перспективным пунктом назначения при миграции. Прямо в центре нашей столицы организован Культурный центр Украины на Старом Арбате.

Мужчины, в основном, заняты на строительстве, в торговле, в сельском хозяйстве, добывающей и перерабатывающей промышленности. Относительно новый  для России сектор домашнего обслуживания (уборка квартир, уход за детьми) больше занят женщинами. Они также работают на рынках, в частности их нанимают на работу другие мигранты, например, азербайджанцы. Часть украинских мигранток работают водителями городского транспорта в российской столице. В Белгородской и Липецкой областях практически всё сельское хозяйство осуществляется руками украинцев. Они работают как в частных хозяйствах, так и в колхозах. Многие заняты в нефтяных и газовых разработках Сибири и в сфере добычи полезных ископаемых. Значительное количество украинцев осели там, став гражданами России. Другие работают вахтовым методом (6-9 месяцев). По признанию наших экспертов, украинцы в российском обществе воспринимаются позитивно.  Украинские мигранты будто растворяются в российском социуме, не давая открытых поводов к репрессивным действиям властей, хотя и они не застрахованы от таких действий.

Азербайджанская диаспора

Первые упоминания о появлении выходцев из азербайджанских средневековых государств в Москве относятся к XV веку, однако заметную роль в истории города они стали играть только в XIX веке, когда среди московских купцов первой гильдии стали появляться зажиточные азербайджанцы, преимущественно занятые торговлей мазутом и керосином. Москвичи не слишком отделяли их от других мусульман, зачастую даже называя кавказскими татарами. Важнейшую роль в истории мусульманской общины Москвы сыграл бакинский нефтепромышленник Асадуллаев, выстроивший на свои деньги 4-этажный особняк в районе Татарской слободы и отдавший его под мусульманскую школу. Сегодня это смысловой центр татарской общины. Азербайджанцы продолжали присутствовать в сферах, связанных с нефтедобычей, и в советское время; среди московских азербайджанцев также было много дипломатов, работников прокуратуры, МВД и органов госбезопасности. Сейчас это крупная, хорошо организованная и в целом небедная диаспора, которая начала активно расти с конца 1980-х — то есть со времени первых армянско-азербайджанских конфликтов, вызвавших волну беженцев. По данным переписи 2010 года, в Москве живут 57 123 азербайджанца, сами же азербайджанские организации склонны считать, что число проходящих через столичный регион соплеменников — включая мигрантов — доходит до миллиона. В Москве существуют азербайджанские газеты и журналы (в том числе выходящий на русском и повсеместно распространяющийся журнал «Баку»), спутниковый азербайджанский телеканал, множество национальных организаций. Присутствие азербайджанцев заметно в торговле — считается, что им принадлежит значительная часть цветочного бизнеса, а до недавнего времени — и торговля овощами и фруктами. Заметную роль в жизни диаспоры играет семья Агаларовых, владеющая комплексом «Крокус Сити» — им город обязан не только самым большим торговым комплексом в Европе, но и первой частной станцией метро «Мякинино», существующей лишь затем, чтобы москвичам было удобней добираться до магазинов и концертов в Crocus City Hall. При этом Эмин Агаларов делает карьеру поп-певца, и на его концерты ходят не одни только представители диаспоры.

Если подробно вникнуть в ситуацию кто из народностей чем занимается, то Комсомольская правда приводит примеры.

Азербайджанцы также  владеют круглосуточными палатками  и ларьками, занимаются мелкорозничной торговлей китайской и турецкой одеждой, у них в руках крупнооптовая торговля одеждой, обувью и т. д. - «Снежная королева», владелец - Вугар Исаев. Также торговыми павильонами ВВЦ владеет Магомед Мусаев, представитель азербайджанской национальности.

Также их присутствие  заметно в пищевой промышленности. К примеру, основной поставщик дрожжей для всей хлебопекарной и пивной промышленности региона - АО «Дербеневка» (бывший Московский дрожжевой завод), владелец - Агарагим Джафаров. Такая известная пивная компания, как «Пивоварня Москва-Эфес» - совместный турецко-азербайджанский проект и контроль за бизнесом. Более того, «ЛУКОЙЛ-Маркет» - сельхозпроизводство и торговля сахаром, мукой, зерном, тоже бизнес, которым владеет представитель этой национальной общины.

Президент компании «ЛУКОЙЛ» - Вагит Алекперов. 

К сожалению, в любой  московской диаспоре существует и криминальная основа. Если затрагивать азербайджанскую диаспору, то её представители замечены в фальсификации алкогольной продукции, продаже наркотиков растительного происхождения (опиаты и конопля), содержание наркопритонов - «мингечаурская» бригада и азербайджано-дагестанская «закатальская» бригада. По данным спецслужб, контролируют 35% всего наркорынка Москвы. Контроль над мелкооптовыми рынками. Черемушкинский, Усачевский, Рогожский и Велозаводский, Северный рынки - «ленкоранская» группировка, состоящая из азербайджанцев. Мошеннические операции с валютой - «евлахская» группировка. Угон дорогих автомобилей «под заказ». Секс-сервис, нелегальный экспорт осетровых и икры - мелкие группировки. 

По данным азербайджанского журнала «Монитор», ежегодный доход  российской азербайджанской диаспоры - 25 миллиардов долларов. Из них 12% - деньги, заработанные в промышленности, 20% - за счет торгово-закупочных и посреднических операций, 23% - за счет банковского бизнеса и 38% приходится на бизнес криминальный.3

Удины

Малочисленная, но очень древняя народность, много веков проживающая на территории современного Азербайджана: о них писали Геродот, Страбон, Птолемей и Плиний Cтарший. Всего в мире 9–10 тысяч удин, селиться они предпочитают компактно: 3 800 живут в Азербайджане (почти все — в селе Нидж Габалинского района), 4 267 (данные переписи 2010 года) — в России: в городе Шахты Ростовской области, в Краснодарской, Ставропольской и Волгоградской областях. Несколько сот удин живет на Украине, в Казахстане и в Армении, известно одно удинское село в Грузии. Жениться тоже стараются на своих. В России удины преимущественно заняты в сфере строительства, реже — торговли. Сами удины полагают, что им очень не повезло: они стали жертвой долгой вражды армян и азербайджанцев. Армянская версия событий заключается в том, что никаких удин нет — это армяне, говорящие немного на другом языке или даже диалекте. Поскольку удины, как и армяне, исповедуют христианство и веками живут с ними

бок о бок, соседи-мусульмане (в частности дагестанцы), действительно, часто не различали эти два совершенно неродственных народа. В 1836 году, когда Россия пришла в Закавказье, Николай I по настоянию Синода передал удин-христиан в подчинение армянской церкви (до этого у них был свой католикос) и повелел служить на армянском. В свою очередь, современные азербайджанские историки все 90-е были озабочены доказательствами того, что азербайджанцы тоже имеют свою тысячелетнюю историю проживания на этой территории, не хуже, чем у армян, и древнейшие народы Кавказской Албании — удины, лезгины и т.д. — им в этих исследованиях мешали. Ситуация стала меняться лишь в последние годы. В Москве удин немногим более 100 человек, почти все они — из Ниджа и соседнего Варташена. В силу своей малочисленности они не претендуют на заметное место в культурной жизни столицы: им в лучшем случае удается устраивать регулярные встречи соплеменников в одном из дружественных кафе.

Удинской церкви в  Москве тоже нет. Единственной своей  задачей они полагают сохранение собственной идентичности, в первую очередь языка. Именно для этого в прошлом году была зарегистрирована Региональная общественная организация содействия в сохранения удинского языка, культуры, традиции «Община удин», объединяющая удин Москвы и Подмосковья. У удин была древняя письменность, но ее восстановление оказалось непростой задачей — сейчас удины пытаются заново составить словарь, азбуку на базе кириллицы, перевести на удинский Библию. Удинскую кухню выделить сложно: блюда, которые они считают своими, в первую очередь хариссу (суп-пюре с курицей), также считают своими армяне, ассирийцы и азербайджанцы.

Чеченцы

Чеченская община — одна из самых молодых в Москве: начало ее формирования приходится на 1960–1970-е годы, когда отдельные депортированные в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы решили не возвращаться на родину, а попробовать осесть в Москве. Но основной поток приходится на 90-е — две чеченские войны сделали исход по-настоящему массовым: если в 1989 году чеченцев в Москве было 2 101 человек, то в 2002-м — 14 465, то есть в семь раз больше. К переписи 2010 года это число практически не изменилось (14 524), что сложно объяснить чем-либо, кроме активного (и понятного) нежелания московских чеченцев участвовать в каких бы то ни было переписях. К тому же в это число не входят чеченцы, официально зарегистрированные по месту жительства, но проживающие в Москве, а таких немало.

Впрочем, чеченская община в Москве в любом случае гораздо меньше, чем представляется москвичам. Исследование, фиксировавшее разницу между предполагаемым и оценочно-реальным числом чеченцев в Москве, показало, что москвичи склонны преувеличивать их количество в разы. Также преувеличенным является представление о крайне высокой степени религиозности чеченцев: справочник «Ислам в Москве» отмечает, что уровень религиозных знаний у чеченцев существенно ниже, чем аналогичный показатель среди таджиков, дагестанцев, арабов и узбеков. Присутствие чеченцев заметно в московском автобизнесе, гостиничном и ресторанном бизнесе, им принадлежат сети заправок. Чеченцы зачастую предпочитают брать к себе на работу не просто соплеменников, но людей одного с ними тейпа4. Жен предпочитают искать по схожему принципу. «Многие вайнахи, женившиеся на русских, стесняются перед родственниками своих жен и стремятся скрыть от них сам факт своей женитьбы. Нередки случаи двоеженства, причем как внутри своей этнической среды, так и с другими нациями»5. Однако эта закрытая община далеко не так однородна, как принято считать: в диаспоре сильно и имущественное, и идеологическое расслоение — в Москву в разное время бежали оппоненты Дудаева, Масхадова, позже Кадырова, и найти общий язык им непросто.

Информация о работе Национальные диаспоры Москвы