Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается развитие и распространение коррупции в России, раскрытие генезиса коррупции как антисоциального явления, основные приемы, способы и методы борьбы с коррупцией. Изучение коррупции в государственном муниципальном управлении носит на сегодняшний день важный, актуальный и всеобъемлющий характер, она затрагивает абсолютно все сферы общественной жизни. Кроме того, работа заключает в себе проведенный краткий анализ коррупционной преступности, раскрытие различных ее характеристик, сравнительные характеристики ученых материалистов о данном антиобщественном метастазирующем явлении, а также, основанные на данных положениях умозаключения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3-4
1 История коррупционной преступности………………………..…...5-9
2 Причины коррупции в системе государственного управления и методы борьбы с ней……………………………………………………………...9
2.1 Причины и условия возникновения коррупционного явления…13
2.2 Формы проявлений коррупции в системе государственного управления……………………………………………………………………..13-15
2.3 Личность коррупциониста……………………………………….15-17
2.4 Уголовная ответственность за коррупционные преступления..7-20
3 Предупреждение коррупционной преступности…………………20-21
3.1 Общесоциальные вопросы предупреждения коррупционной преступности…………………………………………………………………..21-24
3.2 Основные методы борьбы с коррупционной преступностью в современных условиях………………………………………………………24-28
Заключение…………………………………………………………..…29-30
Список использованной литературы……………………………….31-32

Прикрепленные файлы: 1 файл

коррупция курсовая моя.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

2.   Психологические причины и условия коррупционной преступности включают в себя:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России;

б) традиционно  низкий уровень солидарности населения  с нормами об ответственности  за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого  населения, ставящий его в условие  повышенной зависимости от лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих;

г) психологическая  готовность значительной части населения  к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так  и незаконных интересов;

д) укоренившийся  в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

3. Причины, имеющие  организационный характер. К таковым  можно отнести незначительную  практику применения правовых  норм, предназначенных для борьбы с коррупцией; отсутствие достаточно полной и объективной административной и уголовной статистики коррупционных правонарушений; отсутствие федеральных и региональных учреждений, осуществляющих регистрацию и учет лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности по государственной и муниципальной службе; низкий уровень учебно-методической обеспеченности подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью; малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью.

4. Экономические  причины. К их числу следует  отнести экономическую 

нестабильность, проявляющуюся прежде всего в  бессистемных изменениях инфляции, и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых источников доходов.

5. Политические  причины коррупционной преступности. К ним следует отнести отчуждение  большей части населения от  власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника; отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства; расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп, в том числе преступных сообществ; необоснованно высокая численность государственных и муниципальных служащих, объективно ухудшающая условия оплаты труда таких служащих и качество контроля за их работой; ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Кроме того, политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.

6. В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, и, как следствие, сферу коррупции.

7. К числу  правовых причин и условий  коррупционной преступности можно  отнести отсутствие законодательного  определения конкретных коррупционных  преступлений; почти полное игнорирование административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения; существование многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих; объективное бессилие законов в условиях кризиса правоприменения.

8. Неэффективность  институтов власти. Бюрократические  структуры хорошо приспосабливаются  к выживанию при самых тяжелых  потрясениях. Причем чем энергичнее  преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратиться аппаратом на собственное сохранение. Ряд чиновников содержит немало лиц, не ставящих себе в авторитет стабильность государственного поста, а идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использования своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных.

         9.    Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:

а) несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;

б) несовершенство выборного законодательства, чрезмерно  защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости  выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний. Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

Реальная политическая конкуренция служит противовесом и  ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма – с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности.

По мнению А.Л. Богатикова, причиной, определяющей необходимость привлечения гражданского общества к противодействию коррупции, является то, что общество является глобальным носителем информации о проявлениях коррупции2.

По данным исследований, проведенных в нашей стране, коррупция  как массовое социальное явление  в системе государственной власти и управления, а также в системе государственной еще не получила должного общественного осуждения3.

 

 

2.2 Формы проявлений коррупции в системе государственного управления

 

 

Формы проявлений коррупции в системе государственного управления весьма разнообразны. К ним можно отнести:

– вознаграждения за получение выгодных контрактов в  форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких  гонораров за публикации или лекции;

– служебное  мошенничество и другие формы  хищения;

– получение  «комиссионных» за размещение государственных заказов;

– оказание государственным  служащим разного рода услуг и  иных «знаков внимания»;

– поездки в  заграничные командировки, на отдых  и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

– вымогательство взяток, в том числе, незаконных вознаграждений за ускоренное решение вопросов, выдачу документов, покрытие преступлений;

– устройство на работу родственников, друзей, знакомых;

– получение  руководителями от подчиненных доли взяток и другие.

В конце XX века в России расцвел криминальный феномен «крышевания». «Госкрыши», «милицейские», «эфэсбэшные», «прокурорские» и др. – форма сращивания бюрократии и бизнеса на основе навязывания чиновниками коммерческим организациям псевдоуслуг по защите их интересов от законного и незаконного вмешательства контролирующих и правоохранительных органов. По оценкам экспертов, к этой форме коррупции были причастны около 30% сотрудников милиции.

В XXI веке на смену «крышеванию» пришло полномасштабное сращивание бизнеса и бюрократии. Помимо долевого участия (в качестве вознаграждения за те или иные формы покровительства) в предприятиях, в том числе создаваемых посредством родственников и свойственников, чрезвычайное распространение получило «госрейдерство» – участие чиновников (в том числе, через доверенных лиц) в качестве организаторов и выгодополучателей в захвате контроля над коммерческой организацией (включая навязывание своих менеджеров, получение долей в уставном капитале) с использованием фальсификаций документов и «покупки» соучастия судей и судебных приставов.

На сегодняшний  день можно констатировать, что коррупция  в России эволюционировала от криминогенного явления к относительно самостоятельной  социально-политической системе, диктующей  многие направления государственной политики. Коррупционное управление несет черты оккупационного. В его основе:

– слияние всех ветвей власти в единоначальную «вертикаль»;

– легализация  понятия «административный ресурс»  и превращение его в универсальное  средство и управления, и собственной легитимации,

– поддержание  в гражданах страха и бессилия перед всесильным и неподсудным  функционером.

 

 

2.3 Личность коррупциониста

 

 

Важная особенность  коррупции – своеобразие субъектов  коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой – любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей  совокупности образуют своеобразную коррупционную  сеть, включающую три составляющие:

- коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

- группу государственных  и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные  выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;

- группу защиты коррупции,  включающую должностных лиц правоохранительных  и контрольных органов.

При этом необходимо иметь  в виду, что коррупция преимущественно  развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

Постоянный рост в стране численности государственного аппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство  опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Характеристика лиц, совершивших  коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных  и существенно различающихся  криминологических портрета:

Лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, незаконно  получившие преимущества по государственной  должности, государственной или  муниципальной службе, службе в коммерческих или иных организациях вопреки интересам  публичной службы. То есть являются взяточниками.

Лица, представившие  такие преимущества последним. То есть взяткодатели.

Критерием для  подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса. В соответствии с особенностями  этого статуса структура первой группы лиц (коррупционеры) выглядит таким образом, что на первое место можно поставить работников министерств, комитетов и их структур на территории субъектов Российской Федерации, затем – сотрудников правоохранительных органов, работников таможенной службы и депутатов.

Положение осложняется весьма тяжелой ситуацией с коррупцией в правоохранительных органах страны, особенно МВД, где содержание способствует выходу сотрудников и целых подразделений  на рынок в качестве субъектов  экономических отношений и ведут к широкой криминализации и коррумпированности органов внутренних дел. По данным различных источников, почти 30 процентов сотрудников милиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерческим структурам, так называемые «крыши.

В негосударственном  секторе регистрируемая коррупция  в наибольшей степени распространена среди директоров государственных  и муниципальных предприятий, руководителей  и преподавателей негосударственных  высших учебных заведений, выполняющих  государственный заказ на подготовку специалистов, руководителей банков, обслуживающих бюджетные средства.

Как показывает статистика, среднестатистический коррупционер характеризуется как гражданин среднего возраста – около 37 лет, а также уровнем феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% - лица с высшим и неоконченным высшим образованием).

Нельзя не сказать  и о низком уровне правовой культуры, о правовом нигилизме основной массы  российского общества. Повышение  правовой культуры общества является одной из главных мер борьбы с коррупцией. А в заключении одного из своих выступлений, Президент Российской Федерации В.В. Путин, сказал: «… позиция гражданского общества – важнейшая составляющая эффективности наших совместных усилий в борьбе с коррупцией»4. Особое внимание институтам гражданского общества в противодействии коррупции, было уделено и в Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 гг5.

2.4 Уголовная ответственность за коррупционные преступления

  

Коррупция, как  считают исследователи, это определенная форма поведения, которая охватывает государственных служащих, мешает правильному управлению государственными делами. Она создает вредные финансовые последствия для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов. Поэтому Совет Европы проявляет особую заинтересованность в усилении международной борьбы против коррупции. Одно их важнейших его достижений в этом направлении – принятие Комитетом министров Совета Европы в 1996 году Программы действий по борьбе с коррупцией. В ее рамках был подготовлен ряд документов, среди которых следует особо выделить два – Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Первая была подписана Российской Федерацией 27 января 1999 года, вторая же, принятая 9 сентября 1999 года до настоящего времени Российской Федерацией еще не подписана.

Информация о работе Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления