Лекции по "Правовое обеспечение ИС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:36, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и основы организации международных
валютно-кредитных отношений в посткризисной экономике

1.1.Международные экономические отношения: понятие, направления и формы осуществления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 65.35 Кб (Скачать документ)

Институциональная структура валютной системы подвергается регулированию на национальном, региональном и межгосударственном уровнях.

Формирование и развитие валютной системы страны сильно пошатнул мировой финансово-экономический  кризис.

Начиная со II квартала 2009 года, вмешательство Центрального банка  в процесс курсообразования значительно сократилось. Нельзя отрицать тот факт, что существенное влияние на поведение национальной валюты оказывает конъюнктура мирового рынка энергоносителей. В настоящее время внешний фон, который связан с ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, а также потоками капитала, неблагоприятен для страны. Слабая же валюта повышает риски инфляции, снижает привлекательность инвестиционных вложений, ведёт к консервации существующей неэффективной структуры производства. 
Мировой кризис вновь поднял вопрос об обеспечении мировых валют. Вплоть до того, что некоторые финансовые аналитики говорят о необходимости вернуться к золотому стандарту 
. Однако, за последние три десятилетия в мировой финансовой системе накопились столь серьёзные проблемы и диспропорции, что простого рецепта, такого, как возврат к золотому стандарту, для разрешения сложившейся ситуации нет. Современная валютная система мира не может вернуться к золотому стандарту или к другому товарному эквиваленту. Это в прошлом. 
Нынешний кризис имеет глобальный характер и затрагивает практически все сферы – экономическую, политическую, социальную. Соответственно, выход из него предполагает работу по всем направлениям. 
Большинство экономистов и политиков понимают, что для выхода из кризиса потребуется кардинальная перестройка – причём не только мировой финансовой системы как набора кредитных и финансовых институтов, но в значительной степени и мирового экономического уклада. Уже происходящие изменения касаются системы международных институтов, призванных выполнять стабилизирующие функции. На фоне ослабления позиций доллара как резервной валюты активно идёт формирование и развитие региональных валютных союзов, заметно возрастает роль развивающихся экономик. Параллельно предпринимаются скоординированные действия в области ужесточения стандартов финансовой отчётности. То же самое можно сказать о налоговой политике. 
В кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать резких изменений в структуре валютных резервов, в силу того что «распродажа» долларовых обязательств привела бы к существенному сокращению их стоимости. Это относится и к российским резервам, которые уже характеризуются меньшей долей доллара, чем мировые: около 49%, при 41% для евро. Вероятнее всего, будет происходить дальнейшая плавная диверсификация резервов, в том числе за счёт наднациональных единиц. В контексте предложений ЮНКТАД перспективным было бы изменение структуры резервов с тем, чтобы она отражала структуру внешней торговли. Впрочем, в данном случае возникает проблема недостаточной ликвидности рынка соответствующих обязательств и/или неполной конвертируемости соответствующей валюты, поэтому это предложение трудновыполнимо. 
Резервной валютой может стать только та, которая устойчива на протяжении десятилетий при последовательной политике правительства по обеспечению стабильной макроэкономики. Кроме того, она должна быть конвертируемой и страна-эмитент должна иметь заметную долю в мировой торговле. Китайский юань сейчас неконвертируемая валюта, но лет через 10 она может стать конвертируемой и резервной.

Российский рубль если ещё не стал полностью региональной резервной валютой, то имеет признаки таковой. Наиболее благоприятные условия  для расширения сферы использования  рубля как одной из валют международных  расчётов складываются в торгово-экономических  отношениях с партнёрами по ЕврАзЭС, СНГ и с Китаем. В 2008 г. доля расчётов в рублях между участниками ЕврАзЭС составила 52,6%. Наибольший прогресс в использовании российского рубля достигнут с Белоруссией – порядка 60%. 
Взаимосвязь стоимости нефти и курса рубля еще одна из наиболее важных проблем. 
Встает вопрос о том, что в будущем эта связка может неблагоприятно отразиться на курсе рубля. 
С одной стороны, если посмотреть на данные по ценам на нефть и реальному обменному курсу за последнее десятилетие, вывод о «глобальности» подобной связи напрашивается сам собой. Эпизоды роста цен на нефть сопровождались укреплением, падения – ослаблением курса. 
С другой стороны, условия торговли, в том числе цены на нефть, являются лишь одним из факторов, влияющих на обменный курс. Другой фактор – производительность труда. 

Снижение зависимости  курса рубля от цен на нефть, снижение его волатильности в среднесрочном  периоде достигается путём накопления или использования Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, в долгосрочном – только через  диверсификацию экономики. 
Еще одна проблема – дефицитный бюджет. Вопрос, насколько дееспособным окажется дефицитный бюджет России с точки зрения поддержки экономики, реализации ранее инициированных проектов, социальных обязательств очень остро стоит на данный момент времени.  
Безусловно, дефицитный бюджет, тем более с дефицитом более 8% ВВП, – это чрезвычайная мера и угроза для долгосрочной бюджетной устойчивости любой страны. 

Изначально бюджет этого  года верстался исходя из прогнозируемой среднегодовой цены на нефть марки  Urals $95 за баррель. Ситуация изменилась, теперь цена нефть, очевидно, такой высокой не будет. Значит, и доходы будут гораздо меньше, чем ожидалось.  
 
Эффект антикризисных мер по многим направлениям пока неясен, а спад, по прогнозам, существенно превысит оценки начала года. Покрывать такой дефицит за счёт заимствований при текущей конъюнктуре финансовых рынков было бы невозможно, поэтому дефицит федерального бюджета будет сокращен с 6,8% ВВП в 2010 г. до 3% в 2012 г.

 

1.4.Международные валютно-кредитные отношения и мировая валютная система в посткризисных условиях

 

Понятие конвертируемости (от лат. conversion – превращение) валюты менялось по мере эволюции денежной и валютной систем. При золотомонетном и серебряном стандарте оно означало возможность обмена национальных монет на иностранные; при разменных кредитных деньгах – их размен на золото (серебро) и иностранную валюту; при неразменных кредитных деньгах – обмен национальной валюты на иностранные.

Под полной конвертируемостью понимается отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную (хотя некоторые ученые считают достаточным условием для полной конвертируемости валюты ее свободный обмен для резидентов и нерезидентов внутри страны и за рубежом для осуществления текущих операций).

Под частичной конвертируемостью подразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям, то есть для выполнения обязательства статьи VIII Устава МВФ: «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом» (раздел 2(а) данной статьи). Другими словами, возможно сохранение ограничений на приобретение национальной валюты нерезидентами с целью ее использования для закупки товаров на внутреннем рынке.

На сегодняшний день указанную  статью подписали уже 158 стран. Тем  не менее это позволяет многим из них сохранять ограничения на операции движения капитала. Некоторые из этих стран ограничивают и отдельные виды текущих операций.

Выделяют следующие типы частичной конвертируемости:

· внешняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных платежах (включая расчеты между нерезидентами через иностранные банки);

· внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами.

Частичная конвертируемость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в  наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов:

·   внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны);

·   по двухсторонним правительственным соглашениям;

·   блокированные;

·   конвертируемые (полностью или частично). [4]

Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные  валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для достижения определенных целей называется блокированием  счетов. Эта мера применяется при  валютных ограничениях и в качестве санкции к другим странам, а также  по судебному иску к владельцу  счета. [4]

К замкнутым валютам относятся валюты стран, которые устанавливают различные ограничения и запреты на покупку и продажу иностранной валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а также применяют иные меры валютного регулирования. [4]

Говоря о фактически полной конвертируемости рубля, зачастую имеют  в виду другое понятие – свободную конвертируемостьвалюты (СКВ), то есть ее полную конвертируемость плюс широкое использование для осуществления международных текущих и капитальных операций. Для этого должны функционировать и эффективная система платежей в данной валюте, и ее ликвидный мировой рынок. [8]

Главное преимущество СКВ  – возможность для резидентов страны-эмитента использовать национальную валюту в целях проведения международных  расчетов без дополнительных трансакционных издержек. Это повышает конкурентоспособность ее экспортеров. Кроме того, свободная конвертируемость валюты позволяет создавать ликвидные международные рынки номинированных в ней финансовых инструментов. Таким образом, страны, валюты которых являются свободно конвертируемыми, получают дополнительные конкурентные преимущества для своих предприятий. [8]

Собственно говоря, в этом и заключается отличие понятий  «полностью конвертируемая валюта»  и «свободно конвертируемая валюта»  – последняя реально котируется на мировом валютном рынке и задействована  в международных операциях. Впрочем, МВФ применяет еще более узкое  определение – «свободно используемая валюта». К их числу относятся  лишь доллар США, евро, йена, фунт стерлингов и швейцарский франк. Для котировок  международного ликвидного актива МВФ  – специальных прав заимствования (СДР, или SDR) МВФ вообще использует только четыре первые валюты. В «корзину»  для расчета СДР включают валюты стран, характеризующихся высокой  долей в мировом товарообороте  и международных резервах.[8] Кроме  понятия «свободно используемая валюта» в уставных документах МВФ  в настоящее время используются термины «конвертируемость по текущим  операциям» и «конвертируемость  по капитальным операциям».

Степень конвертируемости национальной валюты регламентируется выполнением  страной условий статьи VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущим операциям  платежного баланса (даже при сохранении ограничений на конвертируемость по операциям движения капитала), отмену множественности валютных курсов и  практики проведения дискриминационных  валютных мероприятий.

Постепенно расширяется  число стран, присоединившихся к  Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. - 27, в 1978 г. - 46 (1/3 стран -членов МВФ), в 1985 г. (апрель) - 60 (40%), в 1994 г. (апрель) - 88 49%), в 2004 г. - 158 (85%), в том числе Россия с июня 1996 г. [4] Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В этом проявляется ориентация современной валютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных отношений. Валютная либерализация сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций.

Конвертируемость валюты – показатель степени открытости экономики, необходимое условие  интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация  хозяйственных связей требует взаимосвязи  рынков товаров, услуг, капиталов, валют. Степень конвертируемости валюты находится  в прямой зависимости от экономического потенциала страны, масштабов ее внешнеэкономической  деятельности, устойчивости внутреннего  денежного обращения, степени развития национальных товарных и денежных рынков и рынков капитала. Кроме того, необходимым  условием поддержания конвертируемости является постоянное участие центрального банка страны в валютных интервенциях для удержания курса своей  национальной валюты к доллару США  или к какой-либо определенной корзине  иностранных валют на оптимальном  уровне.

 

1.5.Исследование тенденций развития мировой валютной системы и перспективы внешней конвертируемости российской валюты.

 

Развитие мирохозяйственных  связей, глобализация различных сфер экономической жизни привели  в конце прошлого столетия к существенным изменениям в мировых валютных отношениях, включая конвертируемость национальных валют. Произошло коренное изменение  самих подходов к определению  этого понятия. Так, в странах  Западной Европы после окончания  Второй мировой войны переход  к конвертируемости национальных валют  был непосредственно связан с  восстановлением разрушенной промышленности и сельского хозяйства, экономическим  ростом и другими позитивными  переменами. [5]

Теперь Международный  Валютный Фонд практически автоматически  регистрирует заявку любой страны о ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже 150 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми. [5]

В первые годы после Второй мировой войны только США и  Швейцария сохранили конвертируемость своих валют, т.е. свободный обмен  на иностранные валюты по текущим  операциям платежного баланса для  резидентов и нерезидентов. Тогда  же Великобритания заключила с рядом  государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все иностранные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия. Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в частично конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуждены были поддерживать конвертируемость своих валют в интересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип обратимости в 1952 г. [4]

Информация о работе Лекции по "Правовое обеспечение ИС"