Великая депрессия и новый курс Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

Целью исследования является анализ предпосылок, сущности и последствий Великой депрессии, а также программа выхода из неё, осуществлённая «новым курсом» Рузвельта.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать состояние американской экономики в преддверии Великой депрессии;
-проследить развитие и течение экономического кризиса;
-определить механизмы кризиса и выявить особенности Великой депрессии;
- дать характеристику «нового курса» Рузвельта;
-определить результаты политики «нового курса».

Содержание

Введение 2
1.Особенности Великой депрессии в США 8
1.1. Американская экономика в преддверии Великой депрессии 8
1.2. Течение экономического кризиса 10
1.3. Механизмы кризиса 12
1.4.Особенности Великой депрессии 15
2.Общая характеристика «нового курса» Рузвельта 17
2.1.Идеология реформ 17
2.2.«Новый курс»: первые 100 дней 19
2.3.Политическая борьба 21
2.4. Результаты политики «нового курса» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВЕликая депресси и нов. курс Рузвельта (МГОУ).doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Рост количества полноценных  денег завершился к концу 1928 г. Совокупная денежная масса на 31 декабря 1928 г. составляла $73 млрд. 29 июня 1929 г. она равнялась $73,26 млрд. Рост составил всего 0,7 % в пересчете на год16. С этого момента денежная масса оставалась на одном уровне, рост был ничтожным. Это очень важный момент. Но поскольку бум в экономике продолжался, то, чтобы обойти нехватку живых денег в экономику хлынули денжные суррогаты: расписки, векселя... В августе 1929 года Федеральный Резерв начал сокращать объем денег в обращении. В течение нескольких лет инвестиционного и индустриального бума, предшествовавших Великой Депрессии,   деньги вкладывались в самые разные отрасли промышленности (не только в сельское хозяйство), покупались акции, по которым ошибочно ожидалась высокая прибыль; на покупку акций в банках брались большие займы. Особенно активно велась торговля недвижимостью. Представления людей о её полезности обусловили резкий рост цен на недвижимость. Продавались даже такие бумаги как право на покупку земли. Поскольку промышленность переживала бум, все товары активно покупались17.

Возникли две противоречивые тенденции. Рост производительности труда  в промышленности уменьшился, а количество псевдоденег росло. Хотя количество циркулирующих денег было ограничено золотой привязкой, но чтобы ее обойти использовались денежные суррогаты, акции, долговые расписки, векселя... Да и количество кредитных денег в условиях практической бесконтрольности банковской деятельности продолжало расти. С другой стороны, бум на рынках требовал для своего обслуживания денег, а Федеральный Резерв  стал ограничивать рост денежной массы. Все это и привело к экономически необоснованному накоплению денежных суррогатов в финансовой системе. Последствия этого раздвоения в финансовой политике стали ощущаться только к октябрю. Несмотря на это, американские экономисты глубоко верили в возможности ФРС, считая, что она сможет стабилизировать экономику, если возникнет кризис. Сам британский экономист Джон М. Кейнс провозгласил управление долларом со стороны ФРС в 1923-1928 гг. «триумфом» центрального банка.

В 1928 году на пост президента был избран Герберт Гувер. Фондовый рынок ставил рекорд за рекордом, и, казалось, ничто не предвещало катастрофы. 19 октября 1929 года крупнейший американский экономист-математик, один из основателей неоклассической экономики Ирвинг Фишер патетически писал: «Страна марширует по высокогорному плато процветания», а  через 10 дней, 29 октября 1929 года, фондовый рынок рухнул18.

 

1.2. Течение экономического кризиса

 

1.2.1.Биржевой крах 1929 г.

Весной 1929 г. ФРС запретил банкам членам ФРС выдавать кредиты на покупку  акций. В марте 1929 г. произошло некоторое  падение рынка, однако затем котировки  возобновили рост. 8 августа, незадолго  до кризиса, ФРС еще раз подняла  ставку - с 5 до 6 %. Несмотря на ряд предупреждений, практически все верили в то, что рынок будет расти.

3 сентября индекс достиг  своего максимума – 381.17. 5 сентября 1929 г. финансовый консультант Роджер У. Бэбсон высказал предположения о надвигающейся катастрофе. Однако тот же И.Фишер тут же опроверг эту оценку: «Падение цен акций возможно, но ничто, что походило бы на крах, нам не грозит». Через некоторое время он еще более обнадежил инвесторов: «Биржевые цены достигли уровня, который похож на постоянно высокое плато». Тем не менее, рынок стал постепенно сползать вниз.

До катастрофы оставалось немного. Уже 24 октября (так называемый «черный  четверг», «Black Thursday») на Нью-Йорской  фондовой бирже произошел биржевой обвал. Уже через час после  открытия торгов курсы акций стали  падать и к 12.00 возникла паника - практически все стремились продать свои пакеты акций. Паника охватила весь рынок, все со страхом следили за падением котировок. В этот день индекс Dow «просел» с 305.85 до 272.32, опустившись в минимуме до 11%, закрывшись на уровне 299.47 после некоторой поддержки. Было продано около 12.8 млн. акций. Артур Рейнольдс, руководитель Continental Illinois Bank of Chicago заявил: «Этот крах не будет иметь серьезных последствий для бизнеса».

Чтобы спасти ситуацию группа банков (во главе с Томасом Ламонтом, заместителем Д.П.Моргана) решило поддержать рынок и собрав сумму около 25 млн. долл. вышли на рынок в качестве покупателей. На некоторое время это задержало спад, но затем все покатилось по наклонной. В понедельник, 28 октября, «черный понедельник» - «Black Monday», рынок продолжил падение, снизившись на 13.47 %, объем продаж составил более 9 млн акций.

Но более известным стал следующий  день - 29 октября (так называемый «черный  вторник», «Black Tuesday»), когда на Нью-Йоркской бирже был поставлен рекорд Гиннеса - объем продаж составил 16,4 миллиона акций. В этот день индекс Dow индекс упал до уровня 240.07, снижение составило – 11.73 %. Ходили слухи, что ФРС снизит ставку. Рынок опять охватила паника. Стало ясно, что никакой группе поддержать котировки не получится. Обесценение акций потребовало пополнять маржевое обеспечение, банки стали требовать возвращения кредитов у брокерских контор, последние вынуждены были сливать акции по любым ценам.

1 ноября ФРС снизила  ставку до 5.5%, а 15 ноября до 4.5 %. Однако несмотря на эти меры, и небольшие «отскоки» рынок пошел вниз по наклонной. 13 ноября Dow был уже 199, потеряв со своего максимума около 48 % примерно за 2 месяца. Потери инвесторов за октябрь-ноябрь составили около 25-30 млрд.долл., т.е. примерно около 30 % от ВВП. С сентября 1929 по 1932 индекс Dow упал с 381.17 до 41.22, т.е. 9 раз. Выйти на до кризисные значения рынку удалось только в 1954 г. - период восстановления составил около 25 лет.

Падение перешло на европейские  рынки (Лондон, Париж, Берлин). Поначалу среди обычного населения, не занимавшегося спекуляциями преобладало настроение злорадства – алчность наказана. Однако затем в США начались массовые разорения компаний и частных лиц, затем по цепочке неплатежей кризис захватил все экономику. Помимо акций, стала обесцениваться недвижимость. Экономический спад, признаки которого существовали еще до биржевого краха, резко пошел по нарастающей. Кризисные явления перекинулись и на Европейские страны.

 

1.2.2.Реакция Правительства: обещания и результаты

Американский истеблишмент, исповедавший доктрину невмешательства государства  в дела рынка поначалу считал, что  все придет в порядок само собой  примерно за 2 месяца, чем и была обусловлена  слабость экономических мер президента Гувера. Герберт Гувер и министр финансов Эндрю Меллон призывали набраться терпения - они обещали, что оживление экономики должно вот-вот начаться. Когда провал был осознан, некоторые, по сути правильные меры (государственные закупки сельскохозяйственной продукции, оказание помощи банкам и компаниям) были предприняты, но они проводились нерешительно и непоследовательно. В результате кризис продолжался. Любое вмешательство государства требовало роста расходов и дефицитного финансирования бюджета, что решительно противоречило экономическим традициям того времени. Нужно различать либеральные идеи экономистов, заботящихся об эффективности экономики и политическое использование этих идей национальными элитами, желающими повышать концентрацию своей экономической власти и часто - уходить от социальной ответственности.

Экономику и финансовую систему необходимо было спасать  за счет денежных вливаний и расшивки неплатежей. В это период Правительство  и ФРС США и власти еще одну, оказавшейся роковой ошибку, отказавшись  от активного вмешательства в ситуацию. В течении 1930 года с февраля по июнь ФРС последовательно снижала ставку с 4 % до 2.5 %, однако эти меры не смогли остановить кризис. Денежная масса М2 сокращалась. Если в 1929 г. объем М2 составлял 46.6 млрд. долл., то в 1930 -45.73, 1931 – 42.69 млрд.долл. Но уже в 1932 объем М2 упал до 36.05 (на 15.5 % ), в 1933 г. М2 достигла значения 32.22 млрд.долл., снизившись за год на 10.6 %. Сокращение денежного предложения ударило по совокупному спросу, началась дефляция, внешне выглядевшая как кризис перепроизводства, товары ломились на полках магазинов, но не находили покупателей.

 

1.2.3.Банковский кризис

В начале 20-х годов в США насчитывалось  около 30 тыс. банков. В их активах  значительную часть составляли ценные бумаги, ссуды под залог ценных бумаг, городской недвижимости и сельских земель. После биржевого краха большая часть ценных бумаг и недвижимости резко обесценилась, а значительная часть ссуд стала невозвратной, при этом произошло резкое сокращение ресурсной базы банков за счет массового изъятия вкладов населения, снижение остатков предприятий. Активы и пассивы банков стали «усыхать». В результате банкротства банков приняли массовый характер.

Население стремилось изъять деньги, чтобы спрятать их под «матрас». За период 1929-1933 г. объем депозитов банковской системы США сократился на 37 %, с 46.3 до 29.1 млрд.долл. За тот же период объем ссуд уменьшился с 36.0 до 16.2 млрд.долл., т.е. в 2.2 раза. В результате финансового кризиса объем инвестиций с 1929 г. по 1933 г. упал на 85 %. В 1932 г. значительная часть банков пыталась ограничить выдачу наличных своим вкладчикам. Первый прецедент создал штат Невада, закрывший в октябре 1932 г. все банки штата. Напряжение стало нарастать с начала 1933 г. Банковский кризис США начал свое шествие с февраля 1933 г., когда в Детройте рухнул один из крупных банков. Волна закрытий банков прокатилась по многим штатам.

Из отчетных данных ФРС  следовало, что и до краха 1929 г. банкротство  банков имело достаточно массовый характер, однако после биржевого краха 1929г. их число увеличилось многократно. В 1921 г. общее число коммерческих банков составляло 29 788, в 1929 – 24 026. Но уже в 1933 г количество банков составляло - 14 404, уменьшившись примерно на 9600. Таким образом, за период с 1929 по 1933 г. прекратило деятельность около 40 % всех банков.

 

1.2.4.Масштабы кризиса

Великая депрессия привела  к обнищанию и огромным страданиям десятков миллионов людей, значительным образом изменили их психологию и  мировоззрение. Это нашло отражение  в следующем сравнении: «Люди будут говорить «до 1929 года» и «после 1929 года», как, вероятно, дети Ноя говорили о временах до и после всемирного потопа».

О масштабе кризиса свидетельствуют  следующие данные: объем ВНП США в текущих ценах за 1929-1933 гг. упал в 1,85 раза с 103.9 до 56 млрд.долл., объем инвестиций упал на 85 %. Стремительно росла безработица, увеличившись c 3 % до 25 % , в марте 1933 г. ее объем составил около 17 млн. человек. Около 2.5 млн. человек остались без жилья. Разорилось более 110 000 компаний. Объем производства автомобилей сократился на 80 %, выплавки стали – на 76 %, производства проката – 74 %, добычи угля – на 42%. Объем производства металлургической промышленности оказался на уровне 1900 г. Наибольший ущерб был в аграрном секторе – производство пшеницы сократилось на 36 %, кукурузы – на 45%, падение цен на зерно составило около 2.7 раз, хлопок – более 3 раз. Произошло резко падение цен на недвижимость. Фермерская недвижимость многократно упала в цене – так ферма стоившая в 1929 г. около 100 тыс.долл. ушла за долги примерно за 5 тыс.долл. Началось массовое разорение фермеров, не способных погасить ссуды. Во время кризиса разорилось около 1 млн. фермерских хозяйств. За счет падения спроса началась дефляция – общее снижение индекса цен за 1929-1933 г. составило около 25 %. Снижение заработной платы составило более 30 %.

Из-за падения платежеспособности фермеры лишались земли, домовладений, пострадавшие граждане селились на окраинах городов в трущобы, построенные  из тары и отходов, получивших меткое название «бидонвилли» («поселки Гувера»). Имевшие бизнес оказывались на бирже труда, все хватались за любую, самую черную работу, в городах выстраивались очереди за бесплатной похлебкой. Народ стал понимать, что прежние идеалы «свободной» экономики в условиях кризиса не работают - многие ранее успешные люди не в состоянии были ничего изменить, они теряли надежду, у многих опускались руки. Широкий размах приняло бродяжничество, беспризорность, стали появляться заброшенные города. Америка левела, расширялись акции социального протеста. Стране нужны были смелые, революционные решения, разрушающие существующие каноны. Америка ждала нового, сильного, знающего лидера. Таким стал член демократической партии Ф.Д.Рузвельт. В результате краха американской экономики республиканцы надолго потеряли власть – Ф.Д.Рузвельт избирался 4 раза подряд, а после него Президентом стал также демократ Г.Трумен.

1.3. Механизмы кризиса

 

 Во время кризиса в выигрыше оказываются наиболее опытные и информированные «игроки», которые заблаговременно продают свои активы и выходят в «ликвидность». Те инвесторы, которые перед кризисом не успели выйти из акций, и те, кто успел начать новые проекты, реализуемые за счет кредитов, обречены на самые серьезные проблемы. Тяжелым оказывается положение всех заемщиков. Кризис 1929 г. был дефляционным и имел длительный период – экономика восстановилась лишь к 1940 г. Любой кризис создает механизм передела собственности, «очищая» экономику не только от «неэффективных» собственников, но в некоторых случаях способствуя ее монополизации. Обладатели ликвидности после кризиса могут выкупить активы по намного меньшей (иногда в разы) цене. Во время Великой Депрессии огромная масса граждан США оказалась лишенной не только своих сбережений, потерянных на фондовом рынке, но и своей собственности, что оказалось своеобразной экспроприацией. В то же время крупные корпорации и землевладельцы еще более укрепили свои позиции в экономике.

На фондовом рынке  всегда происходит перераспределение  сбережений от менее информированных, «пассивных» инвесторов к наиболее информированным игрокам. В период нормального роста экономики, когда входящие потоки денег превышают исходящие, выигрывают и они. Но в «предварительной» и начальной фазе кризиса, когда входящие потоки иссякают, происходит «перетекание» (или длительное замораживание) сбережений инвесторов, пытающихся сыграть на повышение в пользу «медведей». Именно поэтому при любых серьезных проблемах на финансовых рынках инвесторов охватывает паника - они продают бумаги.

Самая большая опасность - возникновение денежного дефицита, способного «схлопнуть» рынок. В первую очередь стагнирует межбанковский рынок, поражаемый обесценением залоговых инструментов. Далее эффект «домино» порождает цепную реакцию неплатежей по всей экономике.

1.4.Особенности  Великой  депрессии

 

Почему Великая депрессия  названа «депрессией», а не «кризисом»? По мнению Д.Прокудина, существенна не только экономическая, но и психологическая, ментальная ее составляющая19. Общество и в самом деле погрузилось в состояние депрессивного оцепенения, прерываемого вспышками отчаяния, подобного зимним голодным маршам на Вашингтон 1931 и 1932 годов, блокаде Белого дома ветеранами Первой мировой войны летом 1932-го или вооруженному сопротивлению фермеров продаже ферм за долги . С другой стороны, название Великая депрессия утвердилось не сразу. Гэлбрейт пишет о том, что название менялось, было, например, "the Great Contraction" (Великое сокращение) как минимум. Были и другие.

Информация о работе Великая депрессия и новый курс Рузвельта