Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:12, курсовая работа
В интересах граждан и в целях развития международного сотрудничества государства создают специальные правила, предназначенные для регулирования частноправовых отношений с участием иностранцев, — нормы международного частного права. В настоящее время без такого регулирования не может обойтись ни одно государство.
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Общая характеристика правового регулирования брачно-семейных отношения………………………………………………………………....6
2. Порядок заключения брака…………………………………………….…9
3. Основания возникновения и способы разрешения коллизий в ……сфере заключения международных браков…………..…………………..19
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список………………………………………..………….28
Институт брака тесно связан с культурой и историей каждой данной страны. Следовательно, ее закон наилучшим образом подходит для регулирования брака ее граждан. Исходя из этого, в отношении материальных условий определяющим является личный закон. Испанский Гражданский кодекс устанавливает: «Если оба лица, вступающие в брак, являются иностранцами, то брак может быть заключен ими в соответствии с испанским законодательством или в соответствии с личным законом любого из них»27.
Нередки случаи, когда рассматриваемая коллизионная привязка действует одновременно и как закон, применяемый к форме брака, и в качестве права, определяющего материальные условия его действительности. Из смысла приведенных выше положений испанского Гражданского кодекса со столь же явной однозначностью вытекает, что они исходят из той же презумпции действия соответствующих норм как в отношении формы, так и материальных условий брака. В Российской Федерации регистрируются браки между российскими гражданами и иностранцами, между иностранцами, в том числе между гражданами разных государств на основе коллизионных принципов закона гражданства для лиц, являющихся гражданами какого-либо государства, и закона постоянного места жительства (домицилия) — для лиц без гражданства. Таким образом, на основании этой нормы условия заключения браков с иностранными гражданами определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является.
Кроме того, должны быть соблюдены требования семейного законодательства России в отношении установления обстоятельств, препятствующих заключению брака, как закона места совершения брачной церемонии. Это явление получило название в доктрине международного частного права кумуляции коллизионных привязок. Подобное решение закреплено ныне в национально-правовом регулировании всех стран, подписавших и ратифицировавших многостороннюю Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях от 22 января 1993 г., действующую в редакции Протокола от 28 марта 1997 г., а также двусторонние соглашения о правовой помощи (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии)28.
В свете всего сказанного возникает вопрос общего характера: каковы предпосылки действительности в России браков, заключенных за рубежом? В частности, будет ли признан брак семнадцатилетней гражданки Российской Федерации, заключенный ею с двадцатилетним американским гражданином в штате Калифорния? Вправе ли российская гражданка, проживающая с ребенком в Москве, подать в российский суд требование к американскому гражданину, постоянно проживающему в Америке, о взыскании алиментов на ребенка, родившегося в браке, заключенном в церкви штата Делавэр, предъявив в суд церковное свидетельство о браке? Будет ли квалифицироваться как ничтожный брак, если он заключен в государстве, имеющем более низкий, чем в России, брачный возраст? Отвечая на все эти вопросы, надлежит руководствоваться статьей 159 Семейного кодекса РФ, согласно которой недействительность брака, заключенного за пределами России, определяется законодательством, которое в соответствии с его статьями 156 и 158 применялось при заключении брака.
Следовательно, если брак между семнадцатилетней гражданкой РФ и американцем заключался на территории штата Калифорния, к форме и материальным условиям должно было применяться право этого штата. По законодательству, действующему в нем, на брак с несовершеннолетним лицом требуется разрешение графства и согласие родителей. Если такое согласие имело место и вступающие в брак не являются кровными родственниками, брак должен быть признан действительным как в США, так и в РФ, поскольку в данном случае не наличествуют обстоятельства, перечисленные в статье 14, которые в соответствии со статьей 158 Семейного кодекса РФ образуют материальные препятствия для его действительности.
В другом примере брак между российской гражданкой и американским гражданином в штате Делавэр, совершенный духовным лицом, является соответствующим по форме и порядку заключения законодательству штата. Следовательно, его действительность, с точки зрения американского и российского права с учетом положений статьи 158 Семейного кодекса, не вызывает сомнений. Таким образом, исковое требование о взыскании алиментов на ребенка, родившегося в подобном браке, основывается на обязанности отца доставлять содержание ребенку, и российский суд компетентен его рассматривать.
В третьей из указанных ситуаций брак, заключенный российской гражданкой, скажем, в Канаде или во Франции — странах, где установлен более низкий брачный возраст для женщин, чем в России, — также не может быть признан недействительным, поскольку недостижение брачной дееспособности — 18 лет — не упомянуто в статья 14 в качестве условия, препятствующего браку. На основании же статьи 158 для признания недействительности в Российской Федерации браков российских граждан, заключенных за пределами России, принимаются во внимание именно положения статьи 14, если по закону государства совершения брака были соблюдены предъявляемые им требования к браку.
С другой стороны, каковы должны быть в нынешних условиях РФ действия работников органов ЗАГС при оформлении брака двадцатилетнего американского гражданина с шестнадцатилетней гражданкой Беларуси на территории России? Какие документы будут потребованы от сторон? Достаточным ли актом будет представление американским гражданином справки из посольства или консульства США о том, что данное лицо не состоит в браке, или, скажем, предъявление лицензии на брак, выданной муниципалитетом города Нью-Йорк, штата Нью-Йорк? Очевидно, что сегодня подобные документы не смогут удовлетворить должностных лиц ЗАГС, поскольку, применяя право штата Нью-Йорк как личный закон вступающего в брак, необходимо потребовать у американского гражданина свидетельство (сертификат), выданное муниципальными властями Нью-Йорка, представляющее собой соединение в одном документе аффидевита и заявления о разрешении на заключение брака за пределами юрисдикции Соединенных Штатов Америки, нотариально удостоверенное и апостилированное. К тому же данный акт должен быть предъявлен в российские органы в пределах указанного на сертификате срока. Истечение срока сделает необходимым для лица повторное его получение в соответствии с установленной процедурой.
Подчинение вопросов действительности брака личному закону каждого из вступающих в брак лиц, является в настоящее время одной из важных тенденций коллизионно-правового регулирования семейных отношений в части заключения брачного союза.
Нередко вопросы признания действительности заключеных иностранных или «смешанных» браков зависят от положений брачно-семейного права, формулирующих оговорку о публичном порядке. Например, классическое мусульманское право запрещает браки между мусульманами и «неверными» — немусульманами. Право Европы и Америки, а также многих государств Азии не принимает во внимание препятствия для заключения брака, хотя бы и существующие в личном законе кого-либо из вступающих в брак, но которые устанавливаются иностранным правопорядком по расовому или религиозному признаку. Так, вряд ли суд Испании или Франции, Швейцарии, Бельгии или Люксембурга признает в качестве препятствия для действительности брака и статуса незаконнорожденности появившихся в нем детей вследствие применения норм марокканского Дахира учреждающего кодекс законов о личных и наследственных правах, который устанавливает следующее: «Запрещен брак мусульманки с немусульманином». Брак, заключенный в нарушение этого императивного правила, является в Марокко недействительным. Поскольку марокканское право не допускает в этом отношении «предполагаемую действительность» брака, единственным способом устранения недействительности подобного брака является обращение немусульманина в мусульманскую веру.
Заключение
В заключении хотелось бы подчеркнуть, семья - это социальный институт союз между мужчиной и женщиной, то есть брак, заключенный между супругами с целью создания семьи. Люди своим сознанием и поведением признают и стремятся создать семью, стремятся к дальнейшему ее развитию, функционированию и укреплению семейного очага, сознание которого протекает у молодых людей на протяжении всей их ней личной жизни. Стремление к созданию семьи, ее развитию, укреплению, воспитание детей — все это составные части семьи как весь сложный комплекс взаимодействия супругов и детей, которое изменяется под воздействием как личных, так и общественных факторов, которые составляют основу семьи для ее развития и укрепления. Все это является на сегодняшний день актуальной темой и, потому, претерпевает кризис.
Разобщенность законодательного регулирования в России семейных отношений с участием иностранцев, вызывающая иногда «нестыковку» законодательных норм и затруднения при их применении, а также необходимость восполнения пробелов в регулировании, на наш взгляд, могла бы быть преодолена, если бы был принят специальный закон о международном частном праве. Также целесообразно развивать сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в вопросах оказания правовой помощи на двухсторонней основе, особенно если в договор будут включаться коллизионные нормы семейного права.
В отношении стран Европейского союза следовало бы стремиться к заключению российско-европейской конвенции по вопросам оказания правовой помощи, которая включала бы разграничение подсудности, выполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений.
В результате рассмотрения коллизионных вопросов заключения и признания брака с участием иностранного элемента недействительным, сформулированы и обоснованы положения, содержащие элементы научной новизны. В российском семейном законодательстве отсутствует определение брака, что дает основания говорить о придании статуса брака однополым и полигамным союзам. В целях устранения указанного пробела необходимо закрепить в статью 10 Семейного кодекса Российской Федерации следующее определение: «Брак — это зарегистрированный в установленном законом порядке и основанный на взаимном соглашении, добровольный, равноправный и моногамный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности». Также, обязательным является закрепление понятия брака с участием иностранного элемента в Разделе VII Семейного кодекса Российской Федерации.
Действующее
законодательство не содержит указания
на признание иностранных решений о недействительности
брака, вынесенных в государствах, с которыми
Российская Федерация не имеет международных
договоров, предусматривающих признание
таких решений. Это влечет возможность,
признав заключенный за границей брак
действительным, продолжать считать его
таковым в случае вынесения на территории
иностранного государства решения о признании
его недействительным. В целях устранения
правовой неопределенности в данном вопросе
желательно дополнить статью 159 Семейного
кодекса Российской Федерации следующее
содержание: «Решение суда иностранного
государства о недействительности брака,
совершенное с соблюдением законодательства
соответствующего иностранного государства
о компетенции органов, принимавших решения
о расторжении брака, и подлежащем применению
при расторжении брака законодательстве,
признается действительным в Российской_Федерации». ……………………………..
Международные нормативно-правовые акты:
Нормативно-правовые акты Российской Федерации: