Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:12, курсовая работа
В интересах граждан и в целях развития международного сотрудничества государства создают специальные правила, предназначенные для регулирования частноправовых отношений с участием иностранцев, — нормы международного частного права. В настоящее время без такого регулирования не может обойтись ни одно государство.
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Общая характеристика правового регулирования брачно-семейных отношения………………………………………………………………....6
2. Порядок заключения брака…………………………………………….…9
3. Основания возникновения и способы разрешения коллизий в ……сфере заключения международных браков…………..…………………..19
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список………………………………………..………….28
Дискуссия о том, следует ли официально разрешить в России многоженство, продолжается уже не первый год. Малайская организация по защите прав женщин "Сестры в исламе" борется за то, чтобы в стране соблюдались требования к полигамному браку, описанные в Коране. В 1984 году исламский закон о семье выдвигал мусульманину, который хотел взять себе в жены еще одну женщину, пять условий: у него должно быть соответствующее материальное положение; он должен гарантировать, что все жены будет содержаться в одинаковых условиях; уже имеющейся жене или женам не будет нанесено ни малейшего вреда; новый брак должен быть "справедливым и необходимым"; новый брак не должен ни прямо, ни косвенно понижать уровень жизни уже имеющейся жены и прочих материально зависимых лиц. В 1996 году было отменено последнее условие, а в 2004 году "справедливый и необходимый" заменили на "справедливый или необходимый".
Проведя исследование, мусульманские правозащитницы п
Согласно результатам опроса, проведенного
Фондом «Общественное мнение», именно
такого сценария развития событий опасаются
противники многоженства в России. По
их мнению, если уже и сегодня в нашей стране
довольно многие мужчины не утомляют себя
тяжелым трудом, предпочитая жить за счет
материально обеспеченных жен, то в случае
официального признания полигамии, когда
таких жен-кормилиц можно будет иметь
три или четыре, у мужчин в таком случае
обязанностей по отношению к женам будет
вдвое меньше. В целом же идею многоженства
не поддерживают более 60 процентов россиян.
По их мнению, любовь — это дело двоих,
а полигамия не соответствует нашему
менталитету18.
Очевидно, что если в России мужчина
и женщина по закону имеют равные права,
и следовательно, чтобы не было прямого
нарушения Конституции и половой дискриминации
законодатель должен узаконить не только
многоженство, но и многомужество. А
это в свою очередь, усложнит брачно-семейные
отношения между гражданами Российской
Федерации и иностранцами.……………………………………………
… Есть мнение, что браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, могут быть признаны действительными в Российской Федерации, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака. Гомосексуальность не является обстоятельством, препятствующим заключению брака и не входит в перечень установленный в статью 14 Семейного кодекса РФ. В данном случае рассматривается вопрос признание именно брака, а не других институтов партнерства.
Существуют
также другие условия
Оглашение по законодательству ФРГ действует в течение шести месяцев после даты его совершения. Если в этот период брак не заключен, оглашение теряет силу. Брак может быть заключен и без оглашения, если состояние здоровья одного из будущих супругов внушает опасение и не позволяет откладывать брак.
В некоторых странах для лиц, вступающих в брак, необходимо медицинское освидетельствование. Во Франции оно направлено на информирование будущих супругов о его или ее собственном здоровье21. В Российской Федерации условие о медицинском освидетельствовании является диспозитивной нормой. Однако, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица факт наличия венерических болезней или ВИЧ-инфекции, другое лицо вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным22. По законодательству других стран в определенного рода ситуациях медицинское заключение является обязательным.
Бывают препятствия и другого плана. Например, в Туркменистане указ Президента регламентирует, что «иностранцы или лица без гражданства, прежде чем вступить в брак с подданными Туркменистана, должны: во-первых, внести на расчетный счет Государственной страховой организации Туркменистана в обеспечение гарантий несовершеннолетних детей на случай расторжения брака страховую сумму в размере не менее 50 тысяч долларов США; во-вторых, предоставить справку о том, что проживают на территории республики не менее одного года и имеют в личной собственности жилую площадь»23. Необходимым условием вступления в брак станет также заключение брачного контракта, в котором оговариваются. имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения брака.
Как
мы видим, семейное право
Самая острая проблема брачно-семейных отношений в международном частном праве — большое количество «хромающих» браков, то есть браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. Например, в Израиле «смешанные» браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге.
«Хромающие» браки представляют собой серьезное явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия. Не так давно была предпринята попытка устранить это явление — принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. Однако эта Конвенция в силу пока не вступила, она имеет ограниченный круг участников, государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.
Браки, заключенные за границей, признаются действительными с точки зрения формы, если она соответствует закону гражданства одного из супругов или закону места совершения брака. Брак между иностранцами, заключенный за границей, действителен с точки зрения формы, если он совершен уполномоченным должностным лицом государства, гражданином которого является один из супругов, и в форме, соответствующей законодательству этого государства.
В связи с коллизионными проблемами брака нередко возникает вопрос о том, какое право должно применяться в споре о действительности брака, если один или оба супруга имеют иностранное гражданство.
Как правило, вопросы недействительности брака решаются на основе права, применяемого в вопросах заключения брака (с точки зрения материальных условий вступления в брак): если оба супруга имеют одинаковое иностранное гражданство, применяется закон государства гражданства; при разном иностранном гражданстве супругов принимаются во внимание совпадающие предписания законов гражданства обоих супругов; при отсутствии совпадающих предписаний применяется право, предусматривающее условие недействительности; если один из супругов имеет местное гражданство, применяется закон суда.
В законодательстве многих государств установлена необходимость получить специальное разрешение для вступления в брак с иностранцем. Так, разрешение на вступление в брак с иностранцем требуется для всех граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и других стран. При регистрации браков российских граждан с иностранцами в ряде случаев учитывается законодательство страны гражданства иностранца, что позволяет уменьшить возможность непризнания брака, заключенного по нашим законам, в стране гражданства иностранца.
В современном международном праве определено, что изменение гражданства одного из супругов автоматически не влечет за собой изменение гражданства другого, но презюмирует облегченный порядок изменения гражданства. Так, Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г., гласит, что «Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем не будет отражаться автоматически на гражданстве жены»24.
При заключении «смешанных» и иностранных браков, согласно статьи 156 Семейного кодекса на территории России их порядок и форма подчиняются российскому законодательству. Законодатель предусмотрел способ построения коллизионной привязки: условия заключения брака определяются личным законом каждого из супругов (то есть, возможно применение одновременно постановлений двух правовых систем). При этом необходимо учитывать положения российского права относительно обстоятельств, препятствующих вступлению в брак25.
Регулирование порядка вступления в брак бипатридов и апатридов производится в особом порядке. Если бипатрид имеет и российское гражданство — условия его вступления в брак определяются по российскому праву. Для лиц с множественным гражданством условия вступления в брак определяются законодательством государства, но выбору самого лица.
При определении условий вступления в брак для апатридов применяется право государства их постоянного места жительства. Таким образом, в статье 156 Семейного кодекса Российской Федерации установлена «цепочка» коллизионных норм, по-разному регулирующая порядок заключения брака для разных категорий физических лиц. Браки между иностранцами, заключенные в консульских и дипломатических представительствах иностранных государств на территории России, признаются действительными на условиях взаимности.
Норма статьи 157 Семейного кодекса сразу же вызывает много вопросов: какой характер она имеет — императивный или диспозитивный; что именно она устанавливает — право или обязанность для граждан РФ заключать браки за границей в дипломатических или консульских учреждениях России; имеют ли российские граждане право вступать за пределами России в браки между собой не в дипломатических или консульских учреждениях Российской Федерации, а в местных органах регистрации браков?
Браки, заключенные между российскими и иностранными гражданами за пределами Российской Федерации, признаются действительными в России, если их форма и порядок заключения соответствуют закону места заключения брака и не нарушены предписания статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации.
Характеризуя нынешнее положение дел в коллизионных вопросах регулирования брачно-семейных отношений, необходимо отметить следующее. Международное частное право в современный период, в большинстве государств различает коллизии законов в области формы и коллизии, относящиеся к материальным (существенным) условиям заключаемых «иностранных» браков. В этом смысле по-разному подходят к выбору права, подлежащего применению для обстоятельств, характеризующих форму брака, и к его материальным условиям. Так, традиционный принцип регулирования коллизий в брачных отношениях lex loci celebrationis, в течение веков использовавшийся как единый коллизионный принцип, в настоящее время применяется практически безусловно к отношениям формы, но не к существу. Например, Чехия, Венгрия, другие страны континентальной Европы определяют действительность брака с точки зрения его существа по закону гражданства или домицилия (личному закону) вступающих в брак. Большинство стран Латинской Америки, Дания, Южно-Африканская Республика и некоторые штаты США из соображений публичного порядка формулируют правила о том, чтобы заключаемые на их территории смешанные браки удовлетворяли некоторым основным требованиям местных законов, отдавая известную часть регулирования личному закону. Лишь немногие из стран полностью остаются на позициях закона места совершения брачного обряда. К их числу относится КНР. В гражданском праве Китая юридическая действительность брака определяется по закону места его заключения. Как признают китайские ученые, подобный анахронизм существенно облегчает положение китайских органов ЗАГС при оформлении международных браков, так как не нужно входить в подробности содержания иностранного права для определения брачной дееспособности лица или лиц; кроме того, это защищает китайских граждан-супругов, поскольку гарантирует им применение китайского стандарта для юридической безупречности брака с точки зрения законодательства Китая. Однако в гражданском законодательстве КНР не говорится о «смешанных» браках, то есть таких, в которых участвуют два иностранца, когда они вступают в брак на территории Китая. В этом случае китайские органы проявляют определенную долю гибкости, уделяя внимание определенным материальным условиям, имеющимся в соответствующем праве (возраст, степень кровного родства), являющемся личным законом сторон или стороны, в той мере, в какой это не противоречит китайскому публичному порядку26.