Общая характеристика Конституции Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. Также, стоит отметить её конфедеративное строение, что обуславливает её многоаспектное конституционное развитие, так как каждая административно-территориальная единица (кантона) имеет свою конституцию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.26 Кб (Скачать документ)

Вступление

Актуальность  темы исследования. Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. Также, стоит отметить её конфедеративное строение, что обуславливает её многоаспектное конституционное развитие, так как каждая административно-территориальная единица (кантона) имеет свою конституцию.

Эти факторы вместе обуславливает повышенный интерес к тому, каким образом закрепляются и толкуются конституционные основы Швейцарской Конфедерации и принципов деятельности его высшей судебной инстанции.

Цель: комплексный анализ Конституции Швейцарской Конфедерации и ее высшего судебного органа – Федерального Верховного Суда.

Объект: Конституция Швейцарской Конфедерации и Федеральный Верховный Суд.

Предмет: конституционно-правовое законодательство, иные национальные и международно-правовые акты, регулирующие базисные начала формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности в Швейцарии, а также, акты, которые регулируют судебную власть государства, в частности Федеральный Верховный Суд, на который Конституцией было возложено осуществление правосудия в сфере федеральной компетенции.

Методологическую  основу исследования составила система общетеоретических и специально-правовых методов познания, в частности, диалектический, формально-юридический, исторический, структурно-функциональный, системного анализа, социологический, статистический и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух взаимосвязанных разделов, выводов и списка использованной литературы.

В разделе 1 рассматривается характеристика действующей Федеральной Конституции, в частности, конституции кантонов, а так же закрепленные Конституцией Швейцарии основы правового статуса человека и гражданина и общественного строя

В разделе 2 был проведен анализ формирования и компетенции Федерального суда Швейцарии, его функций и аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Характеристика действующей  Федеральной Конституции 

 

    1. Конституции кантонов

Говоря о Федеральной  конституции Швейцарии, нельзя не прибегнуть к рассмотрению Конституций кантонов. Кантон — это высшая административно-территориальная единица, которая имеет свою конституцию, парламент, правительство и совершенно самостоятелен в решении внутренних проблем. В ведении центрального правительства находятся международные вопросы, федеральный бюджет и выпуск денег. Тем не менее, Швейцария — единое государство. Девиз страны: «Один за всех и все за одного!» (самым последним по дате образования является кантон Юра, который был отделен от кантона Берн в 1979 году по итогам референдума).

Как уже говорилось, каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. В некоторых кантонах конституции были приняты еще до принятия первой федеральной Конституции 1848 г. или до принятия ныне действующей Конституции. Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв. Некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в 1968 г., в Аарау — в 1980 г., в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Конституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной власти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основных прав и свобод, провозглашают принципы правового государства, определяют политические задачи кантонов, а также устанавливают основные цели их политики. Кроме этого некоторые акты расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко определяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов.1

Чтобы действительно убедиться  в том, что кантональные конституции  вполне идут в ногу с достижениями современного конституционализма достаточно привести два примера. Так, в преамбуле Конституции кантона Жюра 1979 г. содержатся ссылки на такие основополагающие документы, как Декларация прав человека и гражданина 1789г., Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948 г. и европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. На основании их принципов и акта о свободном учреждении кантона от 23 июня 1974 г. республика и кантон Жюра содействует социальной справедливости, поощряет сотрудничество между народами, играет активную роль в сообществах, частью которых кантон себя считает.

Также можно процитировать ч. 2 ст. 2 новой Конституции полукантона Базель-сельский 1981 г., посвященную правам и обязанностям граждан. В полукантоне гарантируются:

  • право на жизнь, на неприкосновенность личности и свободу мнений, а также свобода передвижения;
  • свобода вероисповедания и совести;
  • свобода информации, мнений и печати;
  • свобода ассоциаций, собраний и манифестаций;
  • свобода образования, исследований, а также свобода искусств;
  • защита частного имущества, тайна переписки и телекоммуникаций, а также неприкосновенность жилища;
  • защита от злоупотреблений сведениями;
  • право на брак и на образование семьи;
  • свобода учреждения предприятий;
  • право на свободный выбор и свободное осуществление своей профессии, а также право на свободное осуществление экономической деятельности.

Все кантональные конституции, как и федеральная, предусматривают  возможность своего полного или  частичного пересмотра, причем почти  во всех кантонах эти пересмотры могут  осуществляться по народной инициативе. При этом для каждого кантона существуют свои условия пересмотра конституции:

  • в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден требуется число подписей от 0,01% до 5,85% от численности избирательного корпуса в кантоне Невшатель;
  • для инициативы общего пересмотра конституции в кантоне Гларус требуется от одной подписи избирателя до 12 тыс. в кантоне Во и 15 тыс. в кантоне Берн;
  • в кантоне Цюрих народная инициатива по пересмотру Конституции в период между созывами парламента — Большого совета влечет немедленное возобновление полномочий парламента прежнего созыва;
  • в кантоне Женева полный пересмотр может осуществляться раз в 15 лет, в пяти кантонах он осуществляется общими собраниями — ландсгемайнде.2

Инициатива пересмотра может исходить и от кантональных парламентов, например в кантонах Жюра, Во, или от парламента и правительства, например, в кантоне Тичино.

Кроме того, любые конституционные реформы в кантонах подлежат утверждению на референдуме. Для пересмотра кантональной конституции требуется согласие абсолютного большинства избирателей.

Согласно ст. 51 швейцарской  Конституции каждый кантон обязан принять  для себя демократическую конституцию, которая нуждается в согласии народа и должна пересматриваться по требованию большинства избирателей. Конституции кантона нуждаются  в гарантии Союза, который дает такую  гарантию, если конституция не противоречит федеральному праву.

Как правило, конституции  не называют субъекты федераций суверенными, однако есть некоторые исключения и  из этого правила. Так, согласно ст. 3 швейцарской Конституции (она воспроизводит  ст. 3 прежней Конституции 1874 г.) «кантоны суверенны, поскольку их суверенитет  не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые  не переданы Союзу». Вопрос о том, может  ли суверенитет быть ограниченным, в теории спорен.

Стоит обратить внимание на то, что согласно ст. 6 Федеральной конституции, кантоны обязаны испрашивать у Конфедерации гарантию для своих конституций; она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий:

  • в них не должно содержаться ничего противоречащего предписаниям Федеральной конституции;
  • они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами — представительными или непосредственно-демократическими;
  • они должны приниматься народом и пересматриваться по требованию абсолютного большинства граждан.

Гарантия дается в случае одобрения конституции Федеральным собранием. При этом отказы в гарантии встречаются довольно редко: в 1948 г. было отказано в гарантии измененных ст. 58 Конституции полукантона Базель-городской и ст. 57 Конституции полукантона Базель-сельский на основании противоречия ст. 1 Федеральной конституции; в 1958 г. последовал отказ в гарантии ч. 3 ст. 84, включенной в 1956 г. в Конституцию кантона Во, на основании противоречия ст. 4 Федеральной конституции.3

Согласно воззрениям швейцарских  ученых, требование федеральных гарантий для каждой новой или пересмотренной конституции кантона должно интерпретироваться не как необходимое условие законности акта, но как мера, связанная с  выполнением федеративного договора, как средство контроля со стороны  федеральных властей за законностью  и соответствием Федеральной конституции. Отказ в гарантии со стороны федеральных властей должен быть отмечен в соответствующей конституции кантона, но такой отказ не лишает законности опротестованные статьи или статью.

В качестве примера можно  отметить отказ в предоставлении гарантий новой Конституции полукантона Базель-сельский, принятой на референдуме 4 ноября 1984г. совсем незначительным большинством избирателей: 16 522 — «да» и 16 264 — «нет». В ее ч. 2 ст. 115 правительство полукантона обязывалось следить за тем, чтобы никакие атомные электростанции не воздвигались на территории полукантона или по соседству с ним. В августе 1985г. Федеральный совет в целом благоприятно отозвался об этой Конституции, однако в сентябре того же года Совет кантонов (верхняя палата парламента страны) отказал в гарантиях из-за указанной нормы, узрев в ней посягательство на суверенные права других кантонов. Национальный совет (нижняя палата) в марте 1986 г. все же предоставил гарантии, и Совет кантонов присоединился к этому решению. Обе палаты, однако, высказались в том смысле, что за Конфедерацией остается приоритет в решении вопросов, касающихся атомной энергии.4

Из всего вышеуказанного становится очевидным, что процедура гарантий в Швейцарии считается слишком сложной и длинной, даже если она не дает оснований для споров по конкретным вопросам.

 

1. 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

 

Для большего понимания  данного вопроса, рациональным будет  разделить подраздел на несколько пунктов.

Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей

Права, свободы и обязанности  человека и гражданина регулируются в Швейцарии на двух уровнях —  федеральном и кантональном —  соответствующими конституциями и  законами.

Первоначально Федеральная  конституция провозглашала только те права, свободы и обязанности, которые содержались в конституциях кантонов. Но затем их перечень в  Федеральной конституции стал увеличиваться. Однако, как ни странно, сегодня Швейцария в данном отношении отстает от других стран как по перечню конституционных прав и свобод, так и по их детализированности. Это служит одним из доводов в пользу полного пересмотра Конституции.5

Пробельность конституционных  прав и свобод и отсутствие их систематизации привели в начале 60-х гг. высший судебный орган страны — Федеральный  суд — к необходимости признать приравненными к конституционным  такие отдельные права и свободы, которые не записаны в Федеральной  конституции. Речь идет, в частности, о личной свободе, свободе выражения  мнений, свободе собраний, свободном  выборе языка. Суд исходил из того, что без указанных свобод не могут  существовать некоторые свободы, записанные в Конституции. Так, конституционная  свобода совести не может существовать без личной свободы, а право на свободное политическое волеизъявление в форме права на инициативу проведения референдума или принятия закона не может быть реализовано без  свободы собраний и свободы выражения  мнений.6

Кроме того, в 1974 г. Швейцария  ратифицировала европейскую Конвенцию  о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая стала одним из источников и гарантий прав и свобод человека и гражданина в стране. Конвенция гарантирует, в частности, такие отсутствующие в Федеральной конституции права и свободы, как:

- право на жизнь,

- запрещение пыток, жестоких и позорящих наказаний,

- запрещение рабства или подневольного состояния,

- право на свободу и неприкосновенность,

- процессуальные права (например, право иметь адвоката),

- право на уважение своей частной и семейной жизни,

- право на свободу мысли, совести и религии, убеждений, мирных собраний,

- право на образование ассоциаций (например, профсоюзов) и вступление в них,

- запрещение дискриминации в пользовании правами и свободами по основаниям пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения.7

Кроме этого, в ст. 4 Конституции установлено, что все швейцарцы равны перед законом. В стране нет ни отношений подданства, ни привилегий для места, рождения, семей или лиц, мужчина и женщина равноправны, а законодатель обязан позаботиться об их равном положении в семье, образовании и труде.

Гражданские права, свободы и обязанности

Согласно ст. 45 Конституции, каждый швейцарец может поселяться в любом месте страны и не может быть изгнан из Швейцарии. На Конфедерацию ст. 45 возлагает обязанность укреплять связи находящихся за границей швейцарцев с родиной и между собой и создавать для этой цели специальные учреждения. С учетом особого положения находящихся за границей швейцарцев Конфедерация может издавать нормы, необходимые для регулирования их прав и обязанностей, в частности осуществления политических прав, выполнения воинской обязанности и получения поддержки. Перед изданием таких норм следует заслушивать мнение кантонов.8

Информация о работе Общая характеристика Конституции Швейцарии