Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 00:23, курсовая работа
В международных отношениях часто возникает необходимость в дипломатической защите подданных государства, причем такая защита имеет место в отношении не только граждан /физических лиц/, но и юридических лиц государства. Необходимость определить, к какому именно государству принадлежит то или иное юридическое лицо, возникает, например, в тех случаях, когда в торговых договорах указывается, что юри-дическим лицам договаривающихся государств предоставляется ре-жим наибольшего благоприятствования или национальный режим, то есть встает вопрос о правосубъектности иностранных юридических лиц, о допуске их к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства. В таких случаях необходимо также устанавливать, какие лица могут рассматриваться в каче-стве юридических лиц данного государства, а какие - нет. Например, в одном государстве какое-то образование признается юридическим лицом, а в другом такое же образование рас-сматривается не как юридическое лицо, а как простая совокуп-ность физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………………… 4
Глава I. Государственная принадлежность и личный закон юридического лица
1.1 Способы определения национальности юридического лица………………………..4
1.2 Основные доктрины определения личного статуса………………………………….6
Глава II. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации
2.1 Правовой режим деятельности иностранных инвесторов………………………….12
2.2 Правовые ограничения иностранных юридических лиц…………………………...14
Глава III. Деятельность Российских юридических лиц за рубежом
3.1 Правовая база действий Российских инвесторов …………………………………..16
3.2 Действия Российских юридических лиц в рамках положений международных договоров……………………………………………………………………………. ..18
Глава IV. Международные юридические лица…………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………………… 20
Библиография …………………………………………………………………………… 22
В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее, нужно обратить внимание на известное противоречие между формальным и фак-тическим моментами в вышеприведенных констатациях. Дей-ствительно, строго юридически специального разрешения на осу-ществление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельно-сти не требуется. С другой стороны, без получения карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один субъект права на территории РФ не может ничего реально осуще-ствить в рамках центрального звена такой деятельности - обеспе-чения таможенной очистки товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком положении вещей стано-вится принципиальной задача получения соответствующей реги-страции, следовательно, разрешений не формального характера, а по существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможен-ного кодекса РФ от 16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и вывозу товаров также сопряжено с определенными препятстви-ями юридического характера. Требование относительно необходимости соблюдения им-перативных материально-правовых норм, регулирующих внеш-неэкономическую деятельность, - в свою очередь является од-ним из главных составляющих, характеризующих правовое по-ложение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере. Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспе-чивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям определен-ного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятель-ности в связи с операциями на территории РФ и т. д.
Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартер-ных сделок», вступившим в силу 1 ноября 1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это распро-страняется и на иностранные юридические лица. В связи с этим необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, ре-зультатов интеллектуальной деятельности должен сопровож-даться обязательным ввозом на таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по стоимости экспорти-рованным товарам либо зачислениям на счетах в уполномочен-ных банках валютной выручки от экспорта товаров в установ-ленном порядке.
Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наиболее значимой для иностранных юридических лиц, как упо-миналось выше, является инвестирование с их стороны капита-лов в российскую экономику (подробнее см. об этом в гл. 10). Возникающая вследствие этого соответствующая хозяйствен-ная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т. е. в качестве предприятий с ино-странным участием (ранее именуемых «совместными предприя-тиями») либо на основе только иностранного учредительства. В подавляющем большинстве случаев - это хозяйственные об-щества и товарищества: товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Новый закон о регулировании иностранных инвестиций, принятый в Россий-ской Федерации, устанавливает «количественные» параметры для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на пользование льготами и преимуществами, ус-тановленными указанным актом (ст. 4).
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Правовая база действий Российских инвесторов
Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР Ведомости РСФСР. 1991 №29. Ст.1005 предусмотрел, что граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но предписаний Закона 1991 г. оказалось недостаточно для обеспечения защиты интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений в этой области. К сожалению, и поныне правовая база, определяющая условия участия российских инвесторов в деятельности за рубежом, далека от совершенства и состоит в основном из подзаконных актов.
Вывоз российскими инвесторами капитала за границу может осуществляться не иначе как в разрешительном (лицензионном) порядке. Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либеризации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» Ведомости РСФСР. 1991. №47. Ст.1612; Ведомости РФ. 1992. №44. Ст.2517 было установлено (п.9), что «осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР».
Сохраняет юридическое
значение ряд положений постановления
Совета Министров СССР от 18 мая 1989г. №412
«О развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом» СП
СССР.1989.№24.Ст.82;1990.№21.
В средствах массовой информации публиковались рекламные объявления, призывающие российских граждан и предприятия приобретать находящуюся на территории иностранных государств недвижимость или права на неё, регистрировать компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в так называемых оффшорных зонах, покупать акции и делать взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открывать счета в банках за пределами РФ. В связи с такими публикациями Центральный банк России в информационном письме от 25 октября 1994 г. См.: Правовой режим российских инвестиций за рубежом. Сб. нормативных правовых актов. М.:Легат, 1997.С.57. обратил внимание предприятий и граждан, рассматривающих возможность совершения упомянутых действий, на требования законодательства РФ в этой сфере. В информационном письме отмечалось, что в соответствии с п.10 ст.1 и п.2 ст.5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» эти операции относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, установленном Банком России.
«В целях ограничения вывоза капитала из страны, - напоминалось в письме, - Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определён Банком России на основании пункта 2 статьи 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов на время пребывания за границей)».
Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского юридического лица или физического соответствующего разрешения Банка России.
На государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ на правах государственного учреждения, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 (С3 РФ 1994 №8.Ст.866). Передана в ведение Министерства юстиции РФ (С3. РФ. 1998. №37. Ст.4616). Палата «регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством государства инвестирования, а также ведёт Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно - правовой формы и доли в капитале российского участника» (См. Иностранный капитал в России: налоги, учёт, валютное и таможенное регулирование. 1997. №6.С.13). И далее: «Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений».
3.2 Действия Российских юридических лиц в рамках положений международных договоров
Российские юридические лица следуют за рубежом положениям международных договоров, включая договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и другие, а также положениям местного законодательства.
Возникновение новых независимых государств на территории бывшего СССР повлекло необходимость заключения между ними многосторонних и двусторонних договоров, направленных на защиту прав и интересов не только граждан, но и юридических лиц этих стран на территории друг друга. Положения многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусторонние договоры о правовой помощи между государствами-участниками СНГ применяются как к гражданским, так и к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством сотрудничающих сторон.
Заключённое странами СНГ соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. представляет инвестициям, производимым инвесторами Сторон, включая юридические лица, на территории Сторон полную и безусловную правовую защиту по месту инвестирования; инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законом, случаях. В случае принятия государством решения о национализации или реквизиции - а такое решение принимается в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования, - инвесторам Сторон должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируются беспрепятственный перевод в государства-участники Соглашения, а также в другие государства прибыли и иных сумм, полученных в связи с осуществлёнными инвестициями. Предприятие с инвестициями Сторон может создавать на территории государства по месту инвестирования дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. При этом должны соблюдаться условия, установленные законодательством соответствующих государств.
На двусторонней основе определяются статус российских и иностранных инвесторов, условия их деятельности в международных договорах РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Меры по защите интересов российских юридических лиц за рубежом принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учётом законодательства государства пребывания входит в состав основных задач и функций Посольства РФ.
4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧАСТНЫЕ ЛИЦА
Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивает-ся территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.
Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые соз-даны, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона од-ного или двух государств, принятого в соответствии с междуна-родным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество хи-мической обработки облученных горючих материалов /"Еврохемик"/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /"Еврофирма"/, Банк международных расчетов /БМР/.
В советской юридической литературе понятие международ-ного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотруд-ничества длбэс/ и Международному инвестиционному банку /МИБ/.
В современной экономической литературе монополии, дея-тельность которых охватывает многие страны, делятся на несколь-ко групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компа-нии и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочер-ние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" /США/, "Фольксваген" /ФРГ/, "Филипс" /Нидерланды/.
Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфе-ре деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.
Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые обще-ства или производственные предприятия, капитал которых принад-лежит юридическим лицам или гражданам различных государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международными юридическими лицами современная западная доктрина признаёт те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором.
В международных отношениях возникает множество вопросов, касающихся юридического лица; например, как определить, является ли то или иное образование юридическим лицом. Для того, чтобы это выяснить, необходимо установить к какому государству это образование относится. Международное частное право выдвигает несколько доктрин, отвечая на этот вопрос.