Сибирская язва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

В качестве введения я решила представить краткие исторические сведения. А также краткую характеристику сибирской язвы.
Под различными названиями сибирская язва известна еще со времен Гиппократа. Русский врач Н. Ножевщиков в 1762 г. описал кожную форму болезни. Современное название «сибирская язва» предложено С.С. Андриевским, который в 1788 г. опытом самозаражения доказал идентичность этой болезни у животных и человека.

Содержание

Введение
Этиология
Эпидемиология
B.anthracis как агент биологического оружия
Токсины
Патогенез
Клиническая картина
Клиническая диагностика различных форм сибирской язвы
Лечение
Инфекционный контроль
Вакцинопрофилактика
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 241.82 Кб (Скачать документ)

Взятие материала от вынужденно убитых животных и его исследование проводят в соответствии с ГОСТом 212375 «Мясо. Методы бактериологического анализа» действующими «правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов».

Техника постановки лабораторного диагноза описана в «Методических указаниях по лабораторной диагностике сибирской язвы у людей и животных, обнаружение возбудителя в сырье животного происхождения в объектах внешней среды» (1989).

Значительные трудности возникают при индикации возбудителя сибирской язвы в объектах внешней среды и кормах, связанные с наличием в них большого количества сапрофитных спорообразующих бацилл, которые имеют родство с сибиреязвенными микробами. Подращивание на питательных средах проб полученных из объектов внешней среды, не приводят к накоплению возбудителя сибирской язвы, так как микробы-антогонисты частично или полностью подавляют рост сибиреязвенного микроба.

В настоящее время в диагностике сибирской язвы возникли определенные трудности, связанные с широким применением в ветеринарии антибиотиков, инактивированных и живых вакцин привело к реверсии и длительной персистенции вакцинных штаммов в организме животных, загрязнению окружающей среды живыми микроорганизмами с измененными свойствами, циркуляции атипичных штаммов.

Для диагностики сибирской язвы в условиях отгонного скотоводства большое значение приобретает экспресс-метод. Поэтому наряду с учетом эпизоотологических данных, клинической картины ветврач должен на месте падежа животного сделать мазок крови, покрасить и здесь же в полевых условиях провести микроскопию, подтвердив или же опровергнув первоначальный диагноз на сибирскую язву. Конечно, диагноз на сибирскую язву должен быть подтвержден лабораторно, но, к сожалению, в условиях тропиков микроскопия мазков может оказаться единственным реально осуществляемым методом исследования, ввиду дальности расположения ветлабораторий или их отсутствия.

Таблица 2.

Диагностика сибирской язвы.

Случаи, вызывающие подозрение на сибирскую язву.

Эпизоотологические данные.

Клинические признаки.

Патологоанатомические изменения.

 

Внезапная гибель животных при пастбищном содержании на ранее неблагополучной территории или после проведения земляных работ, сильного ливня или паводка.

У овец – тяжелое дыхание, дрожь, судороги, из носовых отверстий и рта выделяется кровянистая пена. У лошадей и крупного рогатого скота – возбуждение, сменяющееся угнетением, отдышка, синюшность слизистых оболочек, температура до 41-42°С, гибель в судорогах.

Быстрое разложение трупов, отсутствие их окоченения, наличие кровянистых истечений. В области подчелюстного пространства, щек, подгрудка, живота могут быть тестоватые припухлости.

Клинико-эпизоотологическое обследование хозяйства, комплексное лабораторное исследование животных и объектов внешней среды.

Бактериологическое

Серологическое

Аллергическое

  • микроскопическое
  • посев на питательные среды
  • идентификация выделенной культуры по культуральным и биохимическим свойствам
  • заражение лабораторных животных
  • обнаружение возбудителя сибирской язвы в сырье животного происхождения и объектах внешней среды

РП по Асколи (при исследовании кожевенного сырья, загнившего патматериала).

РНГА, МФА, ELISA, ПЦР

Использование сибиреязвенного аллергена для постановки прижизненного диагноза у свиней и оценки иммунитета у привитых против сибирской язвы лошадей, у крупного и мелкого рогатого скота.


 

По результатам лабораторных исследований диагноз на сибирскую язву считается установленным при получении одного из следующих показателей:

  • выделена из патологического материала культура со свойствами, характерными для возбудителя сибирской язвы и гибели хотя бы одного лабораторного животных из двух зараженных исходным материалом или полученной культурой с последующим выделением ее из органов павшего животного;

  • отсутствие в посевах из исходного материала роста культуры, но гибели хотя бы одного лабораторного животного из двух зараженных и выделению из его органов культуры, характерной для возбудителя сибирской язвы;

  • положительная реакция преципитации при исследовании кожсырья и загнившего патологического материала.

Во ВНИИВВиМ разработана реакция непрямой гемагглютинации (РНГА), которую применяют в отдельных случаях для исследования сывороток крови животных с целью обнаружения сибиреязвенных антител и дифференциации поствакциональных антител от постинфекционных. Реакция признается положительной при обнаружении агглютинации не менее чем на 2 креста в разведении сывороток крови 1: 80 для кроликов,1:160 для овец, и 1:320 для крупного рогатого скота.

Для идентификации возбудителя сибирской язвы от микробов-сапрофитов, близкородственных Bac. anthracis (Bac. cеreus, Bac. mycoides, Bac. thuringiensis и др.), широко распространенных в природе, применяют методы, выявляющие фенотипические различия штамма, в том числе определение характера роста на различных питательных средах, чувствительность к пенициллину и бактериофагу, образование капсул, тест на образование сибиреязвенного токсина, РП в геле, РНГА в комплексе с другими бактериологическими методами (микроскопия, культивирование, биопроба на лабораторных животных) и др.

Для выявления обсемененности спорами сибирской язвы различных объектов внешней среды разработаны «Методические указания по индикации возбудителя сибирской язвы в объектах внешней среды и кормах с помощью твердофазного иммуноферментного метода».

В настоящее время для проведения более тонкого и углубленного эпизоотологического анализа вспышек болезни разработаны рестрикционный анализ,  молекулярная гибридизация, полимеразная цепная реакция.

Применение ПЦР и молекулярной гибридизации позволяет проводить диагностику бактериальных и вирусных болезней с более высокой чувствительностью и специфичностью, чем определение специфических антител и антигена, и количественно обнаружить микроорганизмы, присутствующие в очень низких концентрациях.

ПЦР- циклический процесс, при котором в каждом цикле происходит удвоение числа тестируемых молекул. Процесс удвоения повторяют 20-30 раз до получения миллионов копий исходной молекулы ДНК.

Оценивая многочисленные методы лабораторной диагностики сибирской язвы животных следует отметить, что в практической деятельности основной метод диагностики остается традиционным – микроскопия мазков из патологического материала; посев на питательные среды и идентификация выделенной культуры; заражение лабораторных животных; постановка реакции преципитации по Асколи (при исследовании кожевенного сырья или несвежего, загнившего патологического материала).

Дифференциальный диагноз. У крупного рогатого скота необходимо исключить эмфизематозный карбункул, злокачественный отек, пастереллез (отечная форма) и пироплазмидозы, тимпанию незаразного характера, лейкоз. У овец – брадзот, инфекционную энтеротоксемию и пироплазмидозы; у свиней – рожу, чуму, пастереллез; у лошадей – злокачественный отек, сверхострое течение инфекционной анемии, пироплазмидозы, петехиальную горячку, кормовые отравления.

При эмфизематозном карбункуле пораженные мышцы и прилегающие ткани вследствие образования газов при пальпации крепитируют, а при перкуссии дают тимпанический звук. При сибирской язве карбункулы не крепитируют; микроскопией мазков крови из ушной раковины обнаруживают палочковидные формы бактерий с обрубленными концами. Возбудитель сибирской язвы имеет капсулу, располагается короткими цепочками; спор в зараженном организме не образует. При пастереллезе основные изменения развиваются в легких в виде крупозно-геморррагической пневмонии с образованием крупных очагов некроза. Студенистый отек области гортани обычно не сопровождается резко выраженной гемморагической инфильтрацией. При микроскопии возбудитель окрашивается биполярно.

При злокачественном отеке опухоль из-за пропитанности газами крепитирует. Заболевание связано с родами, проведенными оперативными вмешательствами или травматическими повреждениями кожного покрова. При брадзоте в печени, почках обнаруживают очаги некроза. При инфекционной энтеротоксимии  устанавливают размягчение почки. Тимпании незаразного характера отличаются отсутствием температуры отечных опухолей. Пироплазмоз отличается сезонностью, наличием клещей, при микроскопии мазков в эритроцитах обнаруживают пироплазмы. При чуме свиней наблюдают явления геморрагического диатеза и лимфаденита. По периферии лимфоузлов заметны кровоизлияния в виде каемки темно-вишневого цвета, часто по краям селезенки отмечают наличие инфарктов; при хроническом течении дифтеретические наложения на слизистых и серозных оболочках.

Роже при остром течении свойственны септические изменения; при подостром течении выделяют поражения кожи в виде темно-вишневого цвета пятен разной формы; при хроническом течении отмечают некрозы, артриты, эндокардиты.

Сверхострое течение инфекционной анемии по многим симптомам схожи с острым течением сибирской язвы. Дифференциация их возможна по результатам микробиологического и гематологического исследований. Петехиальная горячка сопровождается некрепитирующими отеками, массовыми кровоизлияниями на слизистых оболочках, причем температура тела остается нормальной. Колики не самостоятельная болезнь, а сложный симптомокомплекс, наблюдаемый при многих заболеваниях, преимущественно желудочно-кишечного тракта, протекают обычно без лихорадки, а колики при сибирской язве (и других инфекционных болезнях) сопровождаются резким повышением температуры тела. Кормовые отравления протекают без повышения температуры тела.

Основой дифференциального диагноза является комплексный метод исследования, в котором результаты лабораторной диагностики имеют решающее значение.

Лечение. В соответствии с санитарными и ветеринарными правилами «Профи

лактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» (1996) в эпизоотическом очаге сибирской язвы ветеринарный специалист проводит клинический осмотр и термометрию всего поголовья скота, кроме свиней, которых исследуют кожно-аллергической пробой с сибиреязвенным аллергеном. По результатам исследования животных делят на две группы. В первую группу входят животные, имеющие клинические признаки болезни или повышенную температуру тела, а также свиньи, положительно реагировавшие на введенный аллерген. Этих животных подвергают лечению. Через 14 дней после клинического выздоровления им прививают противосибиреязвенную вакцину. Во вторую группу входят остальные животные, находящиеся в эпизоотическом очаге. Животных этой группы вакцинируют с последующим (в течение трех дней) ежедневным клиническим осмотром и измерением температуры тела. Животных с клиническими признаками сибирской язвы и повышенной температурой переводят в первую группу.

Для лечения животных применяют гипериммунную противосибиреязвенную сыворотку, специфический гамма-глобулин и антибиотики.

Противосибиреязвенную сыворотку применяют не только с лечебной, но также и с профилактической целями. Ее вводят, как правило, подкожно в дозах, указанных в табл. 3.

Таблица 3.

Дозы гипериммунной противосибиреязвенной сыворотки

Вид животных

Профилактическая

доза, мл

Лечебная доза, мл

Лошади и верблюды

15-20

100-200

Крупный рогатый скот

15-20

100-200

Овцы, козы, телята,

свиньи

8-10

50-100


 

В тяжелых случаях сыворотку можно вводить внутривенно, а крупному рогатому скоту – внутрибрюшинно в область голодной ямки. Перед введением сыворотку необходимо прогреть на водной бане до 37-38° С. Во избежание анафилактического шока рекомендуется сыворотку вначале ввести подкожно в дозе 0,5-1,0 мл, после чего через 15-30 мин ввести остальное количество. Если через 5-6 часов температура тела у больного животного не снижается, то сыворотку вводят повторно. У животных, привитых сывороткой, пассивный иммунитет сохраняется до 14 дней.

Лечебная эффективность гамма-глобулина значительно выше, чем сыворотки.

Противосибиреязвенный глобулин – это комплекс белковых фракций, выделенных из гипериммунной противосибиреязвенной  сыворотки. Применяют его также с лечебной и профилактической целями подкожно в дозах, указанных в табл. 4.

Таблица 4.

Дозы противосибиреязвенного гамма-глобулина

Вид животного

Профилактическая доза, мл

Лечебная доза, мл

Лошади и верблюды

6,0-7,5

40-80

Взрослый крупный рогатый скот и олени

6,0-7,5

40-80

Овцы, козы, телята и свиньи

3-4

20-40


 

Вводят его так же, как противосибиреязвенную сыворотку, у привитых животных иммунитет сохраняется до 21 дня.

Применение гипериммунной противосибиреязвенной сыворотки или гамма-глобулина рекомендуется сочетать с инъекциями антибиотиков.

В.М. Козинниковой, И.А. Бакуловым, В.А. Гавриловым (1988) во ВНИИВВиМ разработана и предложена схема комплексного применения антибиотиков при лечении сибирской язвы разных видов животных. Опыты, проведенные на естественно восприимчивых животных, показали высокую эффективность предложенной схемы, позволяющей при своевременном применении добиться 100-процентного выздоровления заболевших животных и, что очень важно, полного освобождения их организма от возбудителя сибирской язвы.

Комбинированная антибиотикотерапия применяется в эпизоотическом очаге для профилактики и лечения сибирской язвы у сельскохозяйственных животных.

Комбинированное использование антибиотиков с различным механизмом действия препятствует образованию в организме устойчивых форм возбудителя сибирской язвы, позволяет уменьшить дозы входящих в сочетании антибиотиков, что способствует более эффективному использованию имеющихся антибиотиков, снижению токсичности и материальных затрат.

Информация о работе Сибирская язва