Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:48, реферат
Падение импорта оказывается особенно серьезным, если учесть что снизился не только абсолютный его объем, но и доля импорта лекарственных средств в общем импорте в Россию: если в 1997 и 1998 годах доля фармацевтики составляла 2,17% от общей стоимости ввезенных товаров, то в 1999 году этот показатель снизился до 1,86%. Причины такого уменьшения объемов рынка очевидны: падение платежеспособного спроса со стороны населения и государства.
АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
РОЛЬ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ СПРОСА НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
SWOT-АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ "ВИЛАР"
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1999 г. наблюдалось определенное повышение роли аптечных сетей в крупных городах РФ. Так например, в Москве успешно работает эксперимент компании СИА Интернешнл по сотрудничеству с более, чем 30 аптеками на основе договора комиссии. Покупка розничной сети "Мультифарма" компанией ICN, а также наличие сильных розничных сетей в Москве, Самаре (Вита, Имплозия), Омске (Лекарства Сибири, Здоровье), Санкт-Петербурге (Фармакор, Невис, Натур Продукт, Генезис, ICN) и др. дает серьезные основания ожидать увеличение концентрации розничного сегмента в данных городах.Розничный сегмент в России становится более сконцентрированным в крупных регионах. Количество позиций в ассортименте продукции варьируется в зависимости от региона, так например для Москвы это в среднем от 2500 до более чем 5000 наименований. В Самаре - 1500 - 2000 наименований. Средний товарооборот также значительно различается. В Москве он составляет 10-70 тыс. долл. в месяц, Самаре 9-12 тыс. долл. в месяц, Кемерово 5-10 тыс. долл. в месяц, Краснодаре 8-15 тыс. долл. в месяц.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Экономические факторы
Развитие фармацевтического рынка зависит от двух групп факторов — экономических и регуляторных, весьма существенных в области здравоохранения.
В любой стране здравоохранение в целом и потребление фармацевтических препаратов, в частности, финансируется из двух источников: государственное финансирование и личные средства пациентов. В странах с развитой экономикой государственное финансирование является основным источником. К сожалению, в России дело обстоит иначе.
Здравоохранение по-прежнему занимает одно из последних мест в ряду государственных приоритетов, поэтому и финансируется на очень низком уровне. Нельзя сказать, что государственное финансирование значительно возрастет в ближайшем будущем. Основным источником позитивных перемен в России может стать решение другого вопроса — о правильном использовании имеющихся средств.
Государственное финансирование лекарственного обеспечения населения осуществляется из трех источников: федерального бюджета, региональных бюджетов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства, полученные из этих источников, используются при помощи двух инструментов — льготное предоставление лекарств определенным категориям граждан и тендеры для госзакупок.
На долю федерального бюджета приходится около 10% финансирования. Остальная часть ложится на регионы. Поэтому и большая часть решений принимается органами управления здравоохранением на местах. В результате в России возникло более 80 различных систем льготного лекарственного обеспечения и более 80 систем проведения тендеров.
Ни один из трех источников не расширился за последние годы. Общие затраты здравоохранения находятся на уровне менее 3% валового внутреннего продукта, что совершенно несопоставимо с показателями западных стран. После финансового кризиса затраты на охрану здоровья россиян снизились еще больше, и не предвидится существенного их роста. Хорошо, если финансирование в ближайшие пять лет хотя бы останется на нынешнем уровне.
Правда, по некоторым заболеваниям, таким как туберкулез, диабет и онкологические, федеральные власти несколько усилили финансирование. За счет этого в последние годы затраты в рублевом отношении на лекарственное обеспечение увеличились. Но в валютном исчислении, наоборот, отмечено снижение примерно на 35%.
Федеральные закупки лекарственных средств в прошлом году составили 60 млн долларов. В нынешнем году Министерство здравоохранения планирует несколько большие затраты — до 100 млн долларов. Вероятен и дальнейший рост федеральных закупок, но это будет связано с перераспределением, а не с увеличением финансирования.
Согласно федеральным законам, около трети населения страны может получать «льготные» лекарства. Это 45 млн человек. Однако местные власти ограничивают списки «льготных» ЛС, включая в них, как правило, отечественные или устаревшие препараты. По-видимому, такое положение сохранится и в будущем.
Из-за недостатка финансирования среди покупателей на рынке снизилась доля лечебно-профилактических учреждений — с 20 до 15%. С 1996 г. начала снижаться и доля «льготных» препаратов в ассортименте российских аптек. К сегодняшнему дню это снижение достигло отметки 20%.
Правовые факторы
Российское правительство поддерживает и будет поддерживать отечественных производителей путем законодательной политики и административных мер. Основными инструментами поддержки являются: а) таможенные пошлины на импорт, повышающие стоимость импортируемых препаратов и, следовательно, снижающие их конкурентоспособность; б) преимущества для препаратов российского производства при проведении государственных закупок; в) налоговые и другие льготы для российских производителей фармпродукции.
Сейчас активно обсуждаются потенциальные ограничения импорта лекарственных средств. Что касается преимуществ для отечественных препаратов при госзакупках, то министерства здравоохранения и экономики пришли к согласованному решению: препараты, производимые иностранными компаниями в России, при проведении тендеров считаются российскими.
Ценообразование
Меры регулирования ценообразования первоначально применялись только в отношении короткого перечня ЖНВЛС (как российских, так и импортных), но постепенно их планируется распространить на все препараты. Официальные лица, специалисты Минздрава утверждают, что это приведет к снижению цен. Но многие аналитики с такими утверждениями не согласны.
Вспомним в этой связи, что начиная с 1995 г. на региональном уровне вводились различные ограничения надбавок для оптовых и розничных предприятий. Типичной и практически официальной стала надбавка к цене производителя в размере 50% в центральных районах и 80% — в отдаленных. Несмотря на эти формальные ограничения, фактические надбавки зачастую превышают максимально разрешенный уровень.
Терапевтический сегмент рынка
Предполагаемые изменения в структуре терапевтического сегмента рынка после кризиса базируются на следующем:
1. Потребление лекарственных препаратов в количественном выражении изменилось меньше, чем в качественном. Население России исключило из своего потребления «комфортные» препараты (например, витамины), но не препараты, применяемые по жизненным показаниям.
2. Там, где была возможна замена на более дешевые препараты (в том числе, и российского производства), это произошло. В итоге отечественные препараты стали явно преобладать, например, среди кровезаменителей, а импортные продолжают удерживать позиции среди противоопухолевых и гормональных.
Принимая во внимание вышеприведенные предположения, можно сделать вывод, что импортные препараты будут доминировать и сохранять устойчивое положение в тех сегментах рынка препаратов, назначаемых по жизненным показаниям, где российское производство имеет слабые позиции.
Было проанализировано около 100 различных безрецептурных лекарственных средств, которые были разделены на группы и сравнены с данными 1997 г. Потеряли более 60% продаж в основном западные ОТС, которые входили в 1997 г. в первую двадцатку: мезим, маалокс, тавегил, ламизил, бронхикум, колдрекс, аспирин + витамин С, панадол. То же самое можно сказать и о эффералгане, калполе и других видах импортного аспирина. Правда, за последние полгода такие препараты, как ламизил и бронхикум, несколько улучшили свое положение.
Причин падения продаж этих лекарств две. С одной стороны, они рассматривались как «комфортные», а не жизненно важные; с другой — конкуренцию им составили препараты значительно более дешевые, но не намного менее эффективные. Именно по этой причине тавегил проиграл супрастину, бронхикум — бронхолитину, панадол — парацетамолу и так далее.
Во вторую группу включены препараты, продажи которых снизились пропорционально сокращению рынка (т.е. на 40-60%). Это хорошо известные препараты, у которых также имеются более дешевые конкуренты.
Третья группа — «относительные победители». Их продажи снизились менее, чем на 40%, а доля рынка даже увеличилась. Эту группу можно разделить на несколько подгрупп. Во-первых, это известные и недорогие дженерики, пользующиеся хорошей репутацией у врачей (например, эссенциале и но-шпа, остающиеся на нашем рынке лидерами уже многие годы); во-вторых, «брэндированные» дженерики; в-третьих, «дженериковые» дженерики (преднизолон и некоторые другие).
Основными же «победителями» можно признать те препараты, продажи которых после кризиса увеличились. Как правило, это средства, назначаемые по жизненным показаниям. Некоторые из них перед кризисом начали терять свою долю рынка (например, баралгин, уступавший болгарским конкурентам, антидиабетические средства), но затем восстановили позиции благодаря уходу более дорогих препаратов.
Выводы
1. Российский фармрынок после кризиса 1998 г. вновь начал расти, но медленно, и достигнет уровня 1997 г. не ранее 2004 г.
2. После кризиса рынок изменился в связи с переходом на более дешевые препараты.
3. Дорогие западные «комфортные» препараты потеряли существенную часть своей доли рынка и объемов продаж, и вряд ли вернут утраченные позиции в обозримом будущем. С другой стороны, жизненно важные импортные препараты успешно конкурируют на рынке и демонстрируют рост продаж.
4. Западные фармпроизводители, которые будут выпускать свою продукцию в России, получат поддержку Министерства здравоохранения как «отечественные».
Таким образом, критическим фактором успеха для работы в России сегодня является стратегия присутствия в ней, отвечающая существующей реальности.
РОЛЬ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ СПРОСА НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
Одним из главных субъектов рынка и главных активаторов спроса на фармацевтическом рынке является население. Влияние населения на конкурентную обстановку на российском фармацевтическом рынке идет преимущественно по двум каналам, а именно, население выступает, как совокупность пациентов и как совокупность покупателей.
Население как совокупность пациентов
Население, как совокупность пациентов, характеризуется, во-первых, численностью, динамикой роста и половозрастной структурой, во-вторых, объемом и структурой заболеваемости в стране. Население определяет объективную потребность в лекарственных средствах и задает потенциальный объем и структуру всего фармацевтического рынка. На рисунке 1 приведены данные, характеризующие динамику численности населения России.
Рис.1. Динамика численности населения России в 1980-1999 гг.
Демографический фактор
Главными характеристиками российской демографической ситуации с точки зрения ее воздействия на объем и динамику фармацевтического рынка являются:
большая общая численность населения (145.7 млн. человек - оценка на 1 января 2000 г.);
медленное сокращение численности населения в последние годы. Максимум в 148,5 млн. человек был достигнут в 1991 г., с тех пор численность населения снизилась на 1,9%, т.е. сокращалась в среднем на 0,2% в год. Впрочем, в последние годы темп падения численности ускорился, достигнув 0,5-0,6% в год;
низкая плотность населения (8,6 человек на 1 кв. км) и значительная пространственная удаленность крупных городов.
Основными причинами сокращения численности населения России были:
естественная убыль населения;
сокращение миграционного притока.
Типичное для предыдущих десятилетий превышение рождаемости над смертностью, с началом радикальных реформ и сопровождающего их кризиса, сменилось в 1991 г. обратной ситуацией. Кривая смертности пересекла кривую рождаемости и прочно закрепилась на более высоком уровне. Соответственно, естественный прирост населения превратился в естественную убыль. Этот перелом демографических тенденций оказался столь резким и не типичным для других стран, что даже получил особое название – “русский крест”. С тех пор в стране уже 9 лет наблюдается естественная убыль населения. В 1999 году естественная убыль населения достигла максимальной, за весь период наблюдений, скорости – 0,63% в год.
На ранних этапах эпохи реформ естественная убыль населения компенсировалась спровоцированным распадом СССР, миграционным притоком. Максимальной величины (810 тыс. человек или около 0,6% населения) он достиг в 1994 г. Однако к 1999 г. интенсивность притока резко упала, став даже более низкой, чем в предреформенный период. За 11 месяцев 1999 г. миграционный приток населения составил лишь около 143 тыс. человек или 0,1% населения (за 11 месяцев 1998 г. миграционный прирост составил почти 284 тыс. человек или 0,2% населения). Таким образом, фактически миграция перестала быть фактором роста численности населения.
Как естественный прирост населения, так и миграция, вряд ли претерпят в ближайшие годы существенные изменения. Высокая смертность и низкая рождаемость прямо связаны с затяжным социально-экономическим кризисом, и лишь через несколько лет после его надежного преодоления, можно будет рассчитывать на улучшение этих показателей. Основные же потоки миграции, вызванной распадом СССР, к настоящему времени, видимо, в основном, себя исчерпали. По крайней мере, до 2003 года следует ожидать сохранения современной тенденции сокращения численности населения России, при темпах 0,4-0,7% в год. На 1 января 2004 г. (ожидаемая) численность населения страны составит примерно 142 млн человек.
Таким образом, объективно, динамика численности населения способствует стагнации и некоторому сокращению потенциала российского фармацевтического рынка.
Информация о работе Особенности рынка фармацевтических товаров