Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 12:03, курс лекций
Необходимость в избавлении больного от ЖКБ продиктована не только возникающими приступами желчных колик, но и опасностью возникновения тяжелых осложнений (острого холецистита, механической желтухи, деструктивного панкреатита и др.), которые могут потребовать срочного оперативного вмешательства, а при длительном течении основного заболевания – развитием рака желчного пузыря.
Желчнокаменная болезнь: алгоритм диагностики и лечения
Внешнесекреторная недостаточность поджелудочной железы при желчнокаменной болезни: этиопатогенез, диагностика и принципы лечения
Литература
Лапароскопическая холецистэктомия
Появление в медицинской практике
метода лапароскопической
К показаниям для проведения ЛХЭ относят симптоматическую неосложненную ЖКБ, бессимптомно протекающую форму заболевания и холестероз желчного пузыря. Совершенствование технологии эндоскопической операции позволило расширить показания к вмешательству при сочетанных поражениях желчных протоков. Среди противопоказаний к этой операции выделяют плотный воспалительный инфильтрат в области шейки желчного пузыря и гепатодуоденальной связки, беременность, перенесенные лапаротомии, ожирение, цирроз печени, внутрипеченочное расположение желчного пузыря, механическую желтуху и острый панкреатит. Некоторые авторы считают эти противопоказания, за исключением первых двух, относительными и при этом подчеркивают, что успех операции во многом определяется уровнем подготовки хирурга и технической оснащенностью операционной. Однако недооценивать эти противопоказания нельзя, так как при указанных ситуациях существует риск развития интраоперационных осложнений и к тому же возникает необходимость в конверсии (переходе к лапаротомии), что удлиняет время операции в 2–3 раза.
Операцию ЛХЭ проводят обычно под общим обезболиванием, добиваясь при этом глубокой релаксации брюшной стенки. Основными этапами эндоскопической операции являются: создание пневмоперитонеума, введение троакаров и инструментов, ревизия брюшной полости, выделение желчного пузыря из сращений, пузырного протока и пузырной артерии с последующим их клипированием и пересечением; выделение желчного пузыря из ложа печени и извлечение его из брюшной полости (иногда с использованием контейнера) и установка контрольного дренажа в подпеченочном пространстве. Для введения троакаров в брюшную полость производят дугообразный разрез длиной 1,5–2 см над или под пупком и три разреза длиной 5–6 мм в правом подреберье.
Небольшая травматичность при операции ЛХЭ, щадящая инструментальная техника обеспечивают легкое течение послеоперационного периода, кратковременное нахождение больного в стационаре (3–5 дней) и сокращение сроков восстановления трудоспособности (2,5–3 нед). Этими факторами определяется низкий процент послеоперационных осложнений со стороны операционной раны, брюшной полости и сердечно-легочной системы. Перечисленные достоинства ЛХЭ делают ее социально значимой и перспективной в лечении ЖКБ.
Наряду с неоспоримыми преимуществами операция ЛХЭ таит в себе опасность развития серьезных осложнений: кровотечение в брюшную полость, пересечение холедоха, травма внутренних органов, желчеистечение в брюшную полость, гнойный процессы в зонах вмешательства. Причинами их возникновения чаще всего являются спаечный и воспалительный процесс в гепатодуоденальной зоне; нарушение техники операции и отказ от своевременного перехода к широкой лапаротомии. При операции ЛХЭ послеоперационная летальность невысокая, она колеблется от 0,5 до 1,5%.
Холецистэктомия из мини-лапаротомного доступа
В нашей стране приоритет в разработке технологии холецистэктомии из малого оперативного доступа принадлежит И.Д. Прудкову и его последователям.
Этот способ операции холецистэктомии состоит из открытого малого оперативного доступа с элементами эндохирургии. Операцию осуществляют с помощью комплекта инструментов, включающего в себя кольцевой ранорасширитель, шарнирные ретракторы-зеркала (изменяющие свою геометрию), осветительный прибор и электрокоагуляторы.
Для выполнения операции из мини-доступа производят вертикальный трансректальный разрез длиной 4–5 см в правом подреберье. Ретракторы-зеркала создают значительное по объему операционное пространство, позволяющее оперировать на глубине 5–20 см, визуально контролировать ход операции и свободно манипулировать инструментами. Изменяя положение ретракторов-зеркал и увеличивая тем самым операционное пространство в зоне “интереса”, можно производить не только изолированную холецистэктомию, но и расширить вмешательство: выполнить холедохолитотомию, холедохоскопию, сформировать супрадуоденальный холедоходуоденоанастомоз.
Применение мини-лапаротомного доступа при холецистэктомии целесообразно в тех случаях, когда имеются противопоказания к лапароскопическому вмешательству. Технология этой операции позволяет произвести удаление желчного пузыря при наличии воспалительной инфильтрации и спаечного процесса в зоне гепатодуоденальной связки; при ранее перенесенных лапаротомиях, когда можно ожидать спаяния органов брюшной полости с брюшной стенкой; при ожирении и внутрипеченочном расположении желчного пузыря. Мини-доступ предпочтителен у больных с сопутствующими заболеваниями сердечной и легочной систем, у которых нежелательно создавать напряженный пневмоперитонеум.
Операция холецистэктомия из мини-доступа
не является альтернативой
Холецистэктомия из открытого лапаротомного доступа
Удаление желчного пузыря из стандартного
широкого лапаротомного доступа
относится к категории
Итак, из существующих способов лечения ЖКБ наиболее эффективным является хирургический – удаление желчного пузыря. При плановых операциях у больных с неосложненной ЖКБ послеоперационная летальность не превышает 0,5%. Важно своевременно выявить показания к операции, не дожидаясь развития осложненных форм заболевания.
» РМЖ, Том 10 № 4, 2002
Профессор В.А. Петухов, П.Ю. Туркин
РГМУ
Желчнокаменная болезнь
(ЖКБ) по праву признана одним из самых
распространенных заболеваний и уступает
лидерство в этой печальной статистике
лишь атеросклерозу, оставив позади язвенную
болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки [3]. В этой связи проблема лечения
«болезни благополучия», как образно иногда
именуют ЖКБ, относится к числу наиболее
важных и актуальных в современной медицине.
Статистические данные лишь подтверждают это. Так, по сведениям различных авторов, ЖКБ выявляется у 10 – 40% населения различных возрастов, начиная с эмбрионального периода [6,12,51,95]. Прослеживается явная тенденция к увеличению заболеваемости ЖКБ: если в период с 1911 по 1931 гг. конкременты в желчном пузыре на аутопсии обнаруживали лишь в 1,1% случаев, то в 1956–1985 годах уже в 14,4% [6,11,12,81].
Ежегодно в мире проводится около 2,5 млн. операций на желчевыводящих путях, при этом в нашей стране до 100000 холецистэктомий в год, а в США – в 5–6 раз больше [28].
Развивающиеся в последние годы неоперативные методы лечения холецистолитиаза, в частности, экстракорпоральная литотрипсия (ЭКЛТ) и литолитическая терапия, несмотря на атравматичность и практическую безопасность, не всегда эффективны и не являются радикальными и, следовательно, не могут заменить операцию холецистэктомии [5,20,32,40,44,53,57]. Оперативное лечение, таким образом, является «золотым стандартом» в лечении ЖКБ.
Широкомасштабными эпидемиологическими исследованиями установлено, что основными факторами риска ЖКБ являются наследственность, избыточная масса тела [31,60,83], гиперлипидемия [8,18,19,21], принадлежность к женскому полу [17,18,80,85]. Последний фактор усиливается тем, что увеличение заболеваемости женщин холестериновым холелитиазом начинается уже с периода полового созревания, тогда как у мужчин она совершенно не связана с гормональными перестройками [27]. В возрасте до 25 лет у женщин камни в желчном пузыре обнаруживают в 3,1%–4,8% случаев [12,17,22,84]. Если дать оценку в целом, то женщины страдают холестериновым холелитиазом в 2–6 раз чаще мужчин [4,17].
Интерес к проблеме лечения ЖКБ в последние годы, как это ни парадоксально, ограничился очень узким кругом вопросов, которые характеризуются в основном разработкой и усовершенствованием различных методов хирургического и неоперативного лечения (лапароскопическая холецистэктомия, экстракорпоральная литотрипсия и т.д.) [3,12].
Это, однако, не изменило определенную неудовлетворенность хирургов и гастроэнтерологов последствиями операций и дробления камней в желчном пузыре, в связи с чем в последние годы появились критические подходы к оценке отдаленных результатов хирургических вмешательств и экстракорпоральной литотрипсии.
Новый взгляд на эту чрезвычайно важную проблему на фоне последних достижений клинической физиологии позволил в определенной степени переосмыслить существовавший на протяжении многих лет хирургический оптимизм, дополнить ранее сложившиеся традиционные взгляды на многие вопросы лечения ЖКБ.
Этиология и патогенез
Целью всех
хирургических вмешательств на органах
пищеварения (ЖКБ при этом не является
исключением) является удаление либо всего
патологически измененного
До сих пор в хирургических кругах существует мнение о том, что пациенты, перенесшие операцию холецистэктомии, не нуждаются в какой–либо дальнейшей медикаментозной «вспомогательной» коррекции, т.е. само по себе удаление желчного пузыря вместе с конкрементами «автоматически» устраняет факторы, способствовавшие развитию и прогрессированию заболевания [39,47,54,56].
На самом деле все происходит иначе. Любая операция, выполненная по поводу ЖКБ или ее последствий, связана с развитием в дальнейшем сложных патофизиологических процессов, приводящих к нарушению переваривания и всасывания пищи или, согласно современной международной классификации, – малассимиляции [23]. Не вдаваясь в подробности механизмов развития и реализации синдрома малассимиляции, следует отметить, что ее основу составляет дефицит панкреатических ферментов (первичный, связанный с недостаточной выработкой, и вторичный, обусловленный их инактивацией) [23].
Рассмотрим два основных патофизиологических варианта формирования ферментативной недостаточности при ЖКБ. Первый из них подразумевает наличие, помимо камненосительства, других заболеваний органов пищеварения (включая поджелудочную железу), второй – последствия хирургической операции холецистэктомии при ЖКБ.
Ферментативная
В этом аспекте важным в фактическом отношении является вопрос о дальнейшей «судьбе» основной причины болезни после того, как она (болезнь) уже началась. Причина заболевания может сохранять свое значение на всем протяжении страдания, а может, «запустив» патологический процесс, больше уже не играть решающей роли в его прогрессировании, отойти на второй план или вовсе исчезнуть, уступив место другим факторам [30]. С осознанием этого роль ферментативной недостаточности поджелудочной железы при ЖКБ, не связанной с поражением панкреатической паренхимы, становится существеннее и значительнее.
Отсутствие же четких представлений о подлинной этиологии различных, в том числе, казалось бы, детально изученных заболеваний, к которым относится и ЖКБ, является главной причиной того, что их лечение до сих пор ограничивается воздействием на отдельные звенья патологического процесса [29,30]. В связи с этим после любого хирургического вмешательства, выполненного по поводу ЖКБ, должна следовать заместительная терапия (в данном контексте – буквальная ферментозаместительная терапия) с целью восполнения отдельного звена (имеется в виду отсутствие желчного пузыря и связанных с этим нарушений процессов желчевыведения), выпавшего из целостной системы организма [30]. Игнорирование этого постулата в последующем и служит основным препятствием к восстановлению истинного гомеостаза, который в клиническом понимании следует приравнять к выздоровлению.
Известно, что поджелудочная железа является наиболее «чувствительным к повреждению» органом брюшной полости, ее экзокринная функция снижается при различных непанкреатических заболеваниях пищеварительного тракта [58].
Работ, посвященных исследованию внешнесекреторной функции поджелудочной железы при ЖКБ нам обнаружить не удалось, однако имеются сведения о развитии в паренхиме этого органа грубых деструктивных изменений при желчекамнеобразовании, характерных для острого панкреатита [73], которые не вселяют оптимистических надежд на адекватную ферментативную активность поджелудочной железы при пищеварении.
Кратко охарактеризуем основные причины развития синдрома малассимиляции, которые принято подразделять на гастрогенные, гепатогенные, панкреатогенные, энтерогенные и сосудистые (последние подразумевают нарушение кровоснабжения кишечника) [15].