Эпидемия чумы в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы стали исторические очерки и летописи по истории эпидемий чумы в 14-15 веках.
В этой связи поставлены следующие задачи:
- Выявить основные очаги распространения инфекции в Европе, в том числе в Российской империи.
- Выявить особенности распространения и последствий чумы в 14-15 веках.
- Проанализировать данные летописных источников о распространении эпидемии чумы в России в 15 веке.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Эпидемия чумы в Европе 6
1.1. Причины распространения чумы и ее глобальная цикличность 6
1.2. Очаги Чумы 12
1.2.1 Западная и Восточная Европа 12
Глава 2. Эпидемия чумы в России 17
2.1. Распространение чумы в России в середине XIV – XV вв 17
2.2. Картина чумы в летописях XIV – XV вв 20
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

История Чумы.docx

— 84.19 Кб (Скачать документ)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Современная наука давно доказала, что чем более интенсивны контакты между представителями различных ареалов, сообществ, поселений тем более высока вероятность инфекционных заболеваний, эпидемий и пандемий. Показательный пример Великий чумной мор 15-го века, прошедший по всей Европе.

Фактически это был результат расширявшихся контактов между Западной цивилизацией и Китаем. Последствия стали губительными для обеих  цивилизаций. Тоже самое произошло и в конце 19-го века: третья пандемия чумы началась в Китае, прошла через Индию и прокатилась по всей Европе, задев и границы Российской Империи. В нынешнем 21- ом  веке контакты еще более интенсифицируются, соответственно опасность распространения инфекций очень велика.

На страже населения планеты стоят современная медицина и средства коммуникаций, позволяющие в короткие сроки локализовать и воздействовать на очаги распространении инфекций. Наиболее опасной эпидемиологическая обстановка становится когда действуют факторы затрудняющие нормальное реагирование международных санитарных и карантинных служб. Это периоды военных конфликтов, экономических кризисов, крупных природных и техногенных катастроф.

Чума трижды становилась причиной пандемий. В шестом веке новой эры – сохранилась в истории как «Чума Юстиниана». Начавшись в Египте болезнь за 60 лет прошлась чередой массовых смертей через все страны Средиземноморского бассейна. В 14 – 15 веках пандемия получила прозвище «Черная смерть». Западная Европа столкнулась с вполне реальной опасностью обезлюдеть. Третья пандемия, началась в 1892 году в Индии (там погибло более шести миллионов людей), продержалась до конца первой трети 20-го века дойдя до Американского континента и Азорских островов.

Актуальность темы. История пандемий, эпидемий и борьбы с ними позволяет сделать выводы об эффективности тех или иных подходов к контролю санитарно-эпидемиологической обстановки, прежде всего – не на медицинском, а на социальном уровне. Неравномерная для различных уголков Земли и различных социо-культурных сообществ динамика возникновения инфекционных эпидемий свидетельствует о том, что для возникновения массового заболеваний, равно как и для возникновения безопасных регионов в периоды эпидемия, существуют наборы условий и факторов, которые можно четко вывести аналитически и определить опытным путем.

Кроме того, изучение исторических анналов и непосредственных регионов, бывших в прошлом очагами эпидемий позволяет получить ценные данные, способные существенно облегчить или направить в верном направлении современные эпидемиологические исследования в различных областях знания.

Научная новизна состоит в изучении причин возникновения чумы, характера ее распространения и последствий в определенном ареале.

Отмечается, что исследованиями в области истории эпидемий уже достаточно ясно доказано, что уровень развития общества существенно влияет на эпидемиологическую обстановку.

При сравнении даже современных народов, стоящих на различных уровнях общественного развития, и использующих различные модели общественного устройства очевидно, что чем ниже уровень общей культур тем более высока опасность эпидемий инфекционных заболеваний. Тем более тяжелы и трудно предсказуемы последствия таких эпидемий.

Целью курсовой работы стали исторические очерки и летописи по истории эпидемий чумы в  14-15 веках.

В этой связи поставлены следующие задачи:

  • Выявить основные очаги распространения инфекции в Европе, в том числе в Российской империи.
  • Выявить особенности распространения и последствий чумы в 14-15 веках.
  • Проанализировать данные летописных источников о распространении эпидемии чумы в России в 15 веке.

Объектом исследования в курсовой работе стала история пандемии чумы в Европе и России в 14- 15 веках.

Предмет исследования курсовой работы -  причины, последствия и основные очаги распространения чумы.

Хронологические рамки работы. Середина 14 – 15 веков. Работа, за неимением достаточного времени и возможностей, рассматривает только указанный период и круг источников.

Источники и историография проблемы. В ходе работы были изучены статьи, очерки, монографии как отечественных так и зарубежных авторов. Византийский историк Никифор Григора  об эпидемииписал так: «Около этого времени овладела людьми тяжкая чумоподобная болезнь, которая, двигаясь от Скифии и Меотии и от устьев Дуная, господствовала еще в первую весну. Она оставалась весь этот год (1347), проходя только в точности по берегам, и опустошала как города, так и села, и наши, и все, которые последовательно простираются до Гада и Столбов Геркулесовых. В следующем году она отправилась и к островам Эгейского моря; потом поразила Родос, также Кипр и жителей остальных островов». 

Византийский император Иоанн VI Кантакузин также указывал на то, что чума началась весной 1347 г. в «стране гиперборейских скифов» (Таврический полуостров) и распространилась на Понт, Фракию, Македонию, Грецию, Италию, острова Средиземного моря, Египет, Ливию, Иудею, Сирию.  

Наиболее осведомленным оказался русский летописец в записи 1346 (6854) г.: «Того же лета казнь была от Бога на люди под восточною страной на город Орнач (приустье Дона) и на Хавторо-кань, и на Сарай и на Бездеж (город на рукаве Волге) и на прочие грады во странах их; бысть мор силен на Бессермены (хивинцы) и на Татары и на Ормены (армяне) и на Обезы (абазинцы) и на Жиды и на Фрязы (генуэзцы и венецианцы в колониях при Черном и Азовском морях) и на Черкасы и на всех тамо живущих яко не было кому их погребати как прежде казнил Бог египтян». 

 Анализ показывает, что эпидемия, начавшись на территории  где присутствовало значительное  влияние каффских работорговцев, включающей низовья Волги, Северный Кавказ, Закавказье, Крым, Восточные Карпаты, Причерноморье, Ближний и Средний Восток, Малую Азию, в 1346—1347 годах - распространилась на Балканы, Сицилию, Родос, Кипр, Мальту, Сардинию, Корсику, Северную Африку, юг Пиренейского полуострова, устье Роны и в итоге на всю Европу. Т.е. практически на весь ареал распространения христианства, где началась синхронная пульсация очагов чумы. Произошла столь массовая гибель людей, что умерший от чумы человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза» (Боккаччо, «Декамерон»). 

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эпидемия чумы в Европе

1. Причины распространения  чумы и ее глобальная цикличность

 

Чума, или великая чума, как её называли - пришла в Европу в конце 1347 года. Утверждалось, что занесли её генуэзские купцы, или жители города Кафа (территория нынешней Феодосии), которые спасались бегством от притеснявших их местных татарских племен. Так чума была занесена в Европу, и продолжалась там в течение 5 лет с 1347 по 1352 год, унеся жизни каждого третьего человека. В некоторых городах, таких как, Любек или Бремен, умерло до 70% населения. В других городах - до 30-ти %. Чума ударила, прежде всего, по крупным городам, по местам скопления городских жителей.

Если смотреть на этот сюжет с позиции глобальной, или всеобщей истории, необходимо отметить звеньев великой цепочки эпидемий, которые охватили многие Страны Старого света, начиная от Дальнего Востока, Китая, и заканчивая Дальним Западом.

Самая крупная вспышка чумы была впервые зарегистрирована в Китае в 1331 году. И эта цепочка китайских эпидемий продолжалась на протяжении более 20 лет. В Китае чума оказала менее разрушительное воздействие, чем в Европе. Правда, последствия эпидемии чумы в Китае в 30-е, начале 40-х годов 14-го столетия были достаточно серьезными. Если в 1200 году в Китае жило более 120 миллионов человек, то по прошествии столетия с небольшим, после окончания первой вспышки чумы, осталось жить только 65 миллионов человек. Дальневосточная трагедия была ещё более значимой, чем трагедия на Дальнем Западе, или в Европе.  

 

Анализируя выдержки из работы «Черная Смерть»1 - Второе пришествие чумы в Европу  (1345- 1351)  выявим основные причины бобовой чумы, как в последствии ее прозвали «Черная смерть».  Болезнь вызывается бактерией Yersinia pestis, которая была открыта в конце 19 века учеными Ерсеном и Китасато, и проявляется двумя основными формами. В природе существуют бубонная чума и легочная чума, распространяющиеся грызунами, от которых человеку передается инфекция при укусе инфицированными блохами. Форма чумы, которая преобладает у человека, – это бубонная чума. 2Она представляет собой воспаление лимфатических узлов, по внешнему виду напоминающих бобы Согласно статистике, уровень смертности при бубонной форме чумы варьируется от 27 до 95%, при лёгочной – до 100%. Экспериментальные данные свидетельствуют еще об одном феномене, характерном для паразитизма патогенных для человека микроорганизмов у простейших — упрощении генома паразита при специализации его к своему одноклеточному хозяину. Сравнение геномов Yersinia pseudotuberculosis и Y. pestis для ученого, привыкшего считать, что патогенность микроорганизмов обусловлена приобретением генов факторов патогенности (т. е. усложнением генома), требует преодоления некоторого психологического барьера. Возбудитель чумы, более патогенный для человека и большинства модельных животных, чем возбудитель псевдотуберкулеза, оказывается, утратил значительную часть генов, которые традиционно относят к генам вирулентности и патогенности. По данным, обобщенным А. П. Анисимовым (2002), по сравнению с псевдотуберкулезным микробом, Y. pestis утрачивает гены адгезинов, уреазы (сдвиг рамки считывания), инвазинов Inv и Ail (вставка IS-элементов), подвижности, способности к синтезу О-боковых цепей ЛПС (не установленные механизмы образования мутаций) и ряд других. Из 17 «биосинтетических» генов, выявленных у псевдотуберкулезного микроба, 5 в геноме Y. pestis инактивированны за счет вставок и делеций. Компьютерный анализ полного генома чумного микроба (штамм CO92, биовар Orientalis; выделен от человека, погибшего от легочной чумы) показал наличие 149 псевдогенов.

Сегодня бурно развивающимся направлением микробиологии является изучение бактерий в экосистемах, включающих почвенных и водных простейших. Такие простейшие живут в широком интервале условий окружающей среды. Адаптация бактерий к протозойным хищникам происходила миллиарды лет, сами простейшие являются эволюционными предшественниками фагоцитирующих клеток крови многоклеточных организмов (более подробно см. у Купера Э., 1980; и в моей монографии — Супотницкий М. В., 2009). В настоящее время ученые насчитывают не менее четырех форм взаимодействия простейших и микроорганизмов.

Во-первых, отдельные бактерии могут использовать их для увеличения своей численности в окружающей среде, как это показано для Klebsiella aerogenes, паразитирующих в Acanthamoeba castellanii. Во-вторых, некоторые бактерии продуцируют литические компоненты, разрушающие простейших, и за счет этого предотвращающие фагоцитоз, например Bacillus liqueniformis синтезирует литический компонент, направленный против Nagleria fowleri. В третьих, между бактериями и простейшими могут устанавливаться эндосимбиотические отношения. Бактерии могут оставаться в простейших длительное время в некультивируемом состоянии. Было установлено экспериментально, что отдельные бактерии могут существовать в простейших в таком состоянии не менее шести лет. В четвертых, в процессе эволюции и коэволюции бактерии могут совершенствовать механизм внутриклеточного существования в амебах и затем, после проникновения в организм позвоночных, пользоваться этим механизмом для выживания в макрофагах.

Обзор G. Greub и D. Raoult (2004) включает около 50 видов бактерий и отдельные виды риккетсий и вирусов, способных поддерживаться в простейших. Возбудитель чумы также может существовать в простейших почвы, что показано еще в 1993 г. российскими учеными С. В Никульшиным с соавт. (1993). Тем самым, два выше поставленных вопроса снимаются. Y. pestis размножается в почве, но как паразит одноклеточных организмов. Эти организмы компенсируют полиауксотрофность возбудителя чумы. И нет ничего ненаучного в таком объяснении механизмов его поддержании в природе, так как для других опасных для человека микроорганизмов они являются уже давно общеизвестными.

Экспериментальные данные свидетельствуют еще об одном феномене, характерном для паразитизма патогенных для человека микроорганизмов у простейших — упрощении генома паразита при специализации его к своему одноклеточному хозяину. Сравнение геномов Yersinia pseudotuberculosis и Y. pestis для ученого, привыкшего считать, что патогенность микроорганизмов обусловлена приобретением генов факторов патогенности (т. е. усложнением генома), требует преодоления некоторого психологического барьера. Возбудитель чумы, более патогенный для человека и большинства модельных животных, чем возбудитель псевдотуберкулеза, оказывается, утратил значительную часть генов, которые традиционно относят к генам вирулентности и патогенности. По данным, обобщенным А. П. Анисимовым (2002), по сравнению с псевдотуберкулезным микробом, Y. pestis утрачивает гены адгезинов, уреазы (сдвиг рамки считывания), инвазинов Inv и Ail (вставка IS-элементов), подвижности, способности к синтезу О-боковых цепей ЛПС (не установленные механизмы образования мутаций) и ряд других. Из 17 «биосинтетических» генов, выявленных у псевдотуберкулезного микроба, 5 в геноме Y. pestis инактивированны за счет вставок и делеций. Компьютерный анализ полного генома чумного микроба (штамм CO92, биовар Orientalis; выделен от человека, погибшего от легочной чумы) показал наличие 149 псевдогенов.

Первая и вторая пандемии чумы развивались на фоне масштабных эпидемий проказы, или той болезни, которая тогда считалась проказой. Другим пандемическим событием-предвестником чумы, средневековые авторы считали распространение среди людей натуральной оспы. В 1436 г. знаменитый врач Конкорегио , выживший в период масштабных чумных и оспенных эпидемий, заметил, что эпидемия оспы нередко оказывается предвестницей эпидемии чумы, и что чума в таких случаях оказывается более опасной. Среди врачей бытовало твердое убеждение, что variola (оспа) и morbilli (корь) могут встречаться одиночными случаями в любое время, но когда эти болезни распространяются весьма сильно, то в этом случае они являются предвестниками большой эпидемии чумы.3

Примерно за два века до пандемии чумы в исторических источниках появляются упоминания о распространении проказы. Правительством принимаются соответствующие законы, открываются тысячи лепрозориев в странах, где сегодня о существовании проказы даже не подозревают. За несколько десятилетий «до чумы» активизируется натуральная оспа и только на фоне этих двух бедствий, появляется третье — чума в ее пандемическом распространении.

Жестокая пандемия натуральной оспы 1870–1874 гг. напомнила современникам оспенные пандемии средневековья, вот только разница между ними была в том, что эта пандемия развилась уже на фоне массовых противооспенных вакцинаций и ревакцинаций населения. С конца 1870-х гг. активизировалась чума (эпидемии в Южном Китае, на севере Персии, в Астраханской губернии, в Маньчжурии и др. местах). Вновь «проснулась» проказа. После почти 200-летнего перерыва она появилась в Прибалтике. Значительно увеличилось количество выявленных больных проказой в Астраханской губернии, на Кавказе и в Закавказье.

Для эпидемий чумы, воспринимаемых современниками как катастрофические (пандемия «черной смерти», вспышки чумы в Лондоне в 1665 г., в Марселе в 1721 г., в Москве в 1771 г. и др.), характерны: 1) постепенное распространение болезни по территории и 2) цикличность эпидемического процесса. Первые случаи болезни вызываются маловирулентными возбудителями, сотни людей ходят с бубонами, но смертность среди них не высока. Затем вирулентность Y. pestis повышается, смертность среди людей нарастает, бубоны «затвердевают», болезнь проявляет себя в крайне тяжелых формах. По восприятию современников чума на этой стадии эпидемического цикла не поддается лечению, но, достигнув определенного пика, эпидемия резко идет на убыль. Болезнь вновь проявляется в относительно легкой форме. Врачи получают возможность сообщать о своих успехах в лечении чумы с помощью порошка из крабьего глаза, «уксуса четырех разбойников» или просто выжигая бубон раскаленной кочергой.

Информация о работе Эпидемия чумы в Европе