Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:07, лекция
В последние сто лет приобрела самостоятельность новая отрасль медицинской науки – фармакология, что было обусловлено появлением создаваемых органической химией многочисленных новых веществ, потенциально обладавших биологической активностью, и необходимостью подвергнуть их специальному исследованию для установления возможности использования с лечебными целями. Фармакология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина со специфической методологией и выделилась из отделов физиологии.
КРЫСЫ
Крысы относятся к роду Rattus, семейству мышеобразных (Мridae). Для экспериментальных исследований в лабораториях используют белых крыс, которые являются альбиносами черной (Rattus rattus) и серой (пасюк — Ruttus norvegicus) пород. Альбиносов норвежской крысы стали разводить в Англии, начиная с XVIIIвека, в качестве экзотических экспонатов в зоопарках (зверинцах). Считается, что такие линии современных крыс, как Вистар, Левис, Спрагью-Девлей, происходят только от норвежской (серой) крысы, в то время как для выведения других линий крыс использовались черные и египетские крысы (Rattus alexandricus).
В Западной Европе серая крыса была известна в XVI веке. Места ее распространения связаны с жильем человека. Черная крыса появилась в Европе в XII веке. Останки крыс обнаружены в археологических находках I и II тысячелетий до н.э.
Использование в эксперименте. Важное преимущество белых крыс как лабораторных животных заключается в том, что они довольно устойчивы к инфекционным заболеваниям и дают большой приплод. Небольшая масса белых крыс, относительно простое содержание и успешное разведение их в лабораторных условиях позволяют проводить массовые опыты.
Крысы необходимы для установления
токсичности лекарственных
Методом инбридинга получено свыше 20 линий крыс.
Линия крыс со спонтанной гипертензией (spontaneously hypertensive rats, SHR) была выведена в 1963г. японскими учеными L. Okamoto и Aoki от крыс линии Вистар, которые имели высокое артериальное давление. По мере старения животных уровень артериального давления возрастает, развивается гипертрофия миокарда. В поздней стадии гипертензия осложняется артерио- и артериолосклеротическим нефросклерозом, возникновением некрозов в миокарде или кровоизлияниями в головной мозг.
Причина гипертензии у крыс данной линии окончательно не выяснена, но по целому ряду патогенетических звеньев она является наиболее адекватной моделью гипертонической болезни человека.
Реакции у крыс, мышей и других лабораторных животных на всевозможные раздражители, в том числе на введение лекарственных препаратов, ядов, существенно зависят от группового или изолированного содержания. Токсические и смертельные дозы многих веществ у сгруппированных животных в десятки раз отличаются от доз того же препарата, введенного животным той же популяции, возраста и пола, но содержащихся изолированно.
МЫШИ
Для лабораторных целей используют чаще всего белую мышь — Mus musculus L., которая является альбиносом серой, домашней мыши. Принадлежит она к отряду грызунов (Rodentia), семейству мышиных (Muridae), подсемейству — Murinae.
Мышиные — одни из наиболее многочисленных животных среди млекопитающих. Археологическими документами доказано, что альбиносы домашней мыши разводились в Египте, Китае, Японии задолго до начала нашей эпохи.
В настоящее время, с помощью методов селекции, выведено свыше 200 линий лабораторных мышей, которые используются как биологические модели самых разнообразных заболеваний и широко применяются научными работниками.
Использование в эксперименте. Как лабораторные животные мыши нашли широкое распространение. Их используют для всевозможных научных целей в биологии, онкологии, токсикологии, фармакологии, физиологии, микробиологии, генетике.
Белые мыши являются наиболее подходящим объектом для определения токсичности химических и биологических препаратов, стандартизации гормональных препаратов, вакцин, сывороток, для изучения злокачественных опухолей, лейкозов. Используются мыши также для изучения патогенеза различных инфекционных заболеваний и для воспроизведения таких заболеваний, как сибирская язва, листереллез, сальмонеллезы, ботулизм, столбняк, раневые инфекции, риккетсиозы, грипп, энцефалиты, пневмококковые инфекции и др. Мыши являются незаменимыми лабораторными животными для разработки проблем наследственности, для диагностики вирусных и других инфекционных заболеваний.
* * *
В статье «Живосечение» в 1893г И.П. Павлов упоминает о «психологических» особенностях животных, влияющих на выбор экспериментатора: «С горечью надо признать, что лучшее домашнее животное человека — собака, благодаря именно ее высокому умственному и нравственному развитию, чаще всего является жертвой биологического эксперимента. Только от нужды делают опыты на кошках — нетерпеливых, крикливых и злостных животных. При хронических опытах, когда оперированное животное, оправившись от операции, служит для долго длящихся наблюдений, собака незаменима, даже больше, того — в высшей степени трогательна. Она является как бы участником вашего опыта над ней, своей понятливостью и готовностью чрезвычайно способствуя удаче исследования. Только жестокий человек мог бы такое животное применить потом для другого, связанного со страданием и смертью опыта. Наиболее частым экспериментальным животным после собаки идет кролик — безответное, пассивное, только редко кричащее и протестующее животное».
ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ СОЗДАНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В основе этичного отношения к животному лежит способность человека к сопереживанию, альтруизм человеческой личности, который отличает человека от других биологических форм и представляет самое драгоценное приобретение человека в ходе эволюции. Гуманность по отношению и к человеку, и к другим биологическим видам имеет единую психологическую природу, в ее основе лежат внутренние запреты духовно развитого человека, не позволяющие ему причинить вред другому существу. Заслуживает внимания факт, что Ч. Дарвин отстаивал необходимость гуманного обращения с животными, когда в Англии еще не было законодательства по охране экспериментальных животных и боролся за принятие такого рода закона. Ч. Дарвин писал: «Мысль о жестоком обращении с животными вызывает у меня тошноту и не дает спать по ночам». Дарвин был одним из первых ученых, кто разрабатывал проблему рассудочной деятельности у животных в своих научных трудах.
Вопрос этики эксперимента с использованием животных давно стал одной из важных сторон проблемы экспериментирования. В настоящее время вопрос гуманности эксперимента решается на международном уровне; выработаны критерии гуманного обращения с животными, которые положены в основу законоположений, регулирующих порядок работы с животными. Современные книги по использованию экспериментальных животных, международные форумы, посвященные этой проблеме, включают обсуждение вопросов гуманизации эксперимента на животных. При этом необходимость щажения животных в эксперименте считается вопросом давно решенным, и ряд авторов поднимают уже вопрос о том, следует ли считать животное просто орудием исследования, или существом, по отношению к которому у человека есть моральный долг.
Процесс работы ученых с лабораторными животными сложный и мало изученный. Он в разных странах понимается по-разному и является ареной борьбы и развития этических категорий.
У народов разных стран на протяжении многих веков животные были и продолжают оставаться символами силы, мудрости, красоты, гармонии. Изображения животных мы видим на государственных гербах и флагах многих стран мира. Эта символика пронизывает различные сферы нашей деятельности. Существуют виды спорта с использованием животных. Их используют также в качестве помощников при выполнении различных работ, для доставки корреспонденции (голубиная почта), в охранно-сторожевой службе, для помощи слепым и т.п. Наконец, животные являются объектами медико-биологических исследований.
Медико-биологический эксперимент имеет три основных аспекта: научный, экономический и этический. Первый аспект касается научной ценности получаемых на животных данных; второй — объема материально-технических затрат на проведение эксперимента и соотносительную с ним ценность получаемых данных; третий — соответствия выполняемых на животном процедур принципам гуманного отношения к животным.
Медико-биологический эксперимент лишь частный случай общения человека с животным. Однако именно в этой сфере на протяжении почти двух веков развиваются события, имеющие не только научный, но и этический, гуманный, юридический характер. Любая дискуссия (особенно с участием общественности) на тему использования животных в эксперименте всегда приобретает остроту и яркую эмоциональную окраску. И по сей день ведется широкая дис куссия о необходимости и допустимости экспериментов на животных. В свое время создавались различные общества охраны исследований. Их противники также объединялись и создавали «антиобщества», организованно добиваясь отмены всяких экспериментов на животных. Наиболее горячие сторонники охраны природы и в настоящее время разделяют такую же точку зрения. В качестве аргументов они выдвигают, в частности, возможность использования альтернативных способов получения знаний с помощью последних достижений кибернетики, компьютерной техники, неинвазивных методик, допускающих исследования на людях и т.п. Их голос настолько силен, что этим вопросом занимается Всемирная организация здравоохранения.
Таким образом, прежде всего нужно рассмотреть вопрос, действительно ли так необходим эксперимент в биологии и медицине? Нужен ли он, что он дал и что может дать?
Понятие «эксперимент» (от лат. experimentum — проба, опыт) — это прежде всего метод — метод познания.
В отличие от «наблюдения», «эксперимент» — активное воздействие человека на природу и искусственное воспроизведение различных явлений природы с целью познания ее объективных закономерностей.
По словам К.А. Тимирязева, «эксперимент» является важнейшей формой, осуществляющей взаимодействие субъекта с изучаемым объектом. Теоретический анализ этого исследования обусловливается и тем, что в нем переплетено практическое и теоретическое. Эксперимент также одна из форм практики, он выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Международный
Комитет по Лабораторным животным в
1974г. предложил следующее
Эксперимент позволяет во много раз быстрее, чем в реальной жизни, изучить повторяемость фактов в клинической практике. Даже при учете того, что человек отличается от животных и далеко не все экспериментальные модели болезней аналогичны болезням человека, ценность научного опыта исключительно велика. Он сужает область поиска, делает его более целенаправленным, обеспечивает получение фактического материала в режиме диалога, т.е. в форме «вопрос — ответ».
Естественнонаучное обоснование эксперимента дал И.П. Павлов. Он считал, что экспериментальное изучение патологических изменений позволит ученым действовать более сознательно и целесообразно. О клиническом значении эксперимента И.П. Павлов писал, что чем полнее будет проделан опыт на животных, тем менее часто больным придется быть в положении опытных объектов, со всеми печальными последствиями этого.
Основатель экспериментальной медицины К. Бернар считал, что научный опыт в медицине должен произвести такую же революцию, как и в других науках. Таким образом, эксперимент как активный научный метод ускоряет процесс познания. Однако только ли ускоряет? Только ли количественный это процесс? Очевидно, нет. Качественное влияние эксперимента на процесс познания состоит в возможности моделирования не существующих в природе условий, ситуаций и создании в результате этого принципиально новых природных условий и направлений исследований. Эксперимент допускает разнообразие условий его проведения, любое их сочетание и последовательность, и, наконец, позволяет быстро определить личные качества исследователя как ученого и его пригодность к теоретическим исследованиям.
Исследование может быть поставлено и на изолированных органах, и на культуре клеток, и т.п. Для чего же нужен эксперимент на живых животных? В каких случаях он незаменим?
Эксперимент незаменим:
1) когда изучаются популяции животных; 2) когда по условиям опыта необходимо изучить реакцию целостного организма, взаимовлияние органов и систем, последовательность выхода из строя (или излечения) различных органов и систем; 3) когда необходимо изучить отдаленные результаты воздействия; 4) при проведении заключительных опытов по обработке новых методик хирургических вмешательств; 5) когда органы и системы животного не могут быть изолированы; 6) для исследований на изолированных органах; 7) когда животных используют для получения биологических препаратов (вакцины, сыворотки и т.д.).
В настоящее время количество экспериментов исчисляется миллионами. Большинство экспериментальных животных — грызуны.
История использования животных в качестве моделей для медицинского эксперимента показывает положительную эволюцию человеческих представлений о необходимости щажения животного.
Воззрения человека как представителя определенной эпохи на этичность тех или иных способов использования животного, значительно менялись от эпохи к эпохе. Об историческом характере этики отношения к животному пишет А. Швейцер, выдающийся гуманист, общественный деятель, доктор медицины и философии: «Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям понадобилось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни».
Информация о работе Экспериментальная фармакология и создание новых лекарственных средств