Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:33, контрольная работа
Вопрос 1. Предмет, метод и функции математики. Математика как феномен культуры. Математика и философия. Математика и искусство.
ПРЕДМЕТ науки обычно понимают как совокупность, систему тех закономерностей, которые изучаются ею. Строго говоря, математика непосредственно не изучает реально законы развития природы или общества, как, например, физика, химия, биология, история и др. Она помогает в их изучении другим наукам, связывает эти науки, законы, усиливает их.
Математика позволяет получать абстрактное знание о законах и процессах, а эти знания затем используют все другие науки.
Служение наукам не является единственной функцией математики, ее главной целью. У нее есть свои, важнейшие внутренние цели эволюции.
Вопрос 1. Предмет, метод и функции математики. Математика как феномен культуры. Математика и философия. Математика и искусство.
ПРЕДМЕТ науки обычно понимают как совокупность, систему тех закономерностей, которые изучаются ею. Строго говоря, математика непосредственно не изучает реально законы развития природы или общества, как, например, физика, химия, биология, история и др. Она помогает в их изучении другим наукам, связывает эти науки, законы, усиливает их.
Математика позволяет получать абстрактное знание о законах и процессах, а эти знания затем используют все другие науки.
Служение наукам не является единственной функцией математики, ее главной целью. У нее есть свои, важнейшие внутренние цели эволюции.
Специфика математического МЕТОДА изучения действительности определяет и особенность критерия истины в математике. В математике критерий истины выступает в своеобразной форме: мы не можем доказать истинность математического предложения, основываясь лишь только на практике, как во многих других науках.
Простой факт отсутствия общих
точек у двух параллельных прямых
нельзя проверить на практике, сколько
бы мы не брали точек на
этих прямых. Более сложный пример - так
называемая функция
Дирихле: значение функции для рациональных
чисел равно 1, а для
иррациональных чисел - 0. Нельзя построить
график этой простой
по определению функции.
Практика является исходным пунктом математических понятий, но в качестве непосредственного критерия истины утверждений теоретической математики она обычно не выступает. Только в прикладной математике практика может определять адекватность и эффективность математического аппарата для описания конкретных систем и процессов. При этом практика как критерий адекватности теории не всегда применима.
В астрофизике есть математические
модели зарождения и эволюции
космических систем, которые нельзя проверить
на практике, но
можно описать проверенными математическими
моделями других теорий
- скажем, ядерной физики.
Деление математики на теоретическую
и прикладную хотя и традиционно,
тем не менее, как отмечено выше,
- часто лишь условное. Математика, наряду
с созданием новых
Те достижения математики, которые еще не нашли приложения, развивают внутреннюю сущность и структуру математики и могут обрести в дальнейшем самые неожиданные применения, вплоть до революционных для развития науки и техники.
Древнегреческими математиками
была создана теория конических сечений,
которая была использована лишь через
2000лет, когда Кеплер создавал
теорию движения небесных тел. Эта теория,
в свою очередь, затем помогла
Ньютону создать классическую механику.
Математика реализует не только мировоззренческие, но и воспитательные, культурные и эстетические ФУНКЦИИ.
Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений, происходящих в окружающем нас мире, особенно тех, что не лежат на поверхности, выявлять, описывать и исследовать как внешние, так и внутренние связи системы.
Дифференциальные уравнения эволюционных систем различной природы и различного происхождения - часто одни и те же, что демонстрирует общность законов природы, общества, познания.
"Не зная математики,
нельзя знать ни прочих наук,
ни мирских дел. И что еще
хуже, люди, в ней не сведущие,
не ощущают собственного
Воспитательная роль математики состоит, в частности, в том, что ее изучение и применение вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Воспитательная функция математики подчинена функциям общечеловеческого воспитания.
"Нигде, как в математике,
ясность и точность вывода
не позволяет человеку
КУЛЬТУРНАЯ роль математики состоит, в частности, в том, что повышение общематематической культуры естественным образом, в соответствии с функциями математики, содействует повышению и профессиональной и общей культуры (мышления, поведения, выбора).
Математика - это своего рода особая культура и искусство формализации знаний.
"Если поручить двум
людям, один из которых
Эстетическая роль математики
(эстетика - наука о прекрасном) состоит,
в частности, в том, что она
сводит разрозненные элементы и связи
системы в целостную
"Математик так же, как
художник или поэт, создает узоры.
И если его узоры более
Математизация сфер общества
- характерная черта нашей эпохи.
Математизации подвержены не только
естественнонаучные области, но и социально-гуманитарные:
история, филология, социология и др.
Благодаря математизации
Математика широко используется как в традиционных, естественнонаучных, областях (физика, биология, экономика и др.), так и в гуманитарных - истории, лингвистике, психологии, социологии и др. Она образует специальные ветви (математическая физика, математическая биология, математическая экономика и др.) или методы (математические методы лингвистики, социологии и др.).
Математизация - существенный фактор прокладывания и укрепления междисциплинарных связей, решения междисциплинарных проблем, проникновения не только в количественно отражаемую сущность явлений, но и в их качественную сущность.
"Никакой достоверности
нет в науках там, где нельзя
приложить ни одну из
ФИЛОСОФИЯ в математике. Констатации и оценки
Тезис о взаимных влияниях математики и философии хотелось бы подкрепить высказываниями самих ученых.
Еще Платон считал математику
необходимым введением в
По мере развития науки
область контактов математики и
философии все более
Известный французский математик XIX в. Л. Пуансо, занявшись исследованиями теории чисел, посчитал необходимым обратиться к философии, поскольку увидел, что эта тема не только пересекается, но тесно связана с философскими проблемами. Проводя, например анализ алгебры, Пуансо ставит проблему следующим образом. Он считает, что надо выявить "специфические свойства алгебры, ... чтобы бросить свет на философию науки"5. Пуансо убежден, что именно философское осмысление математических проблем способно придать им более глубокое понимание. Лишь на этом пути может быть, по его мнению, "выявлена истинная природа алгебры и найдено истинное решение первых основ математики"6.
Близкие мысли о взаимных
отношениях математики и философии
высказывает несколько
Также и другой немецкий математик Г. Вейль, много занимавшийся философскими аспектами математики, природой математического мышления, отмечает, что два этих раздела человеческой культуры соприкасаются очень близко. Его поражало, насколько "тесно сплетаются в своих основах математика с общими проблемами познания"8.
Чем же именно, если говорить конкретнее, философия становится методологически полезной для математики?
Философия ценна своим
умением и нацеленностью
Значение философии
В литературе отмечается и такое важное назначение философии, проявившееся в современных течениях анализа языка. Представители аналитического направления в частности, интересующиеся философскими аспектами языка точной науки, отмечают следующее. По мнению М. Даммита, обратившего внимание на язык физики и математики, "философия может быть принята нами только как то, что дает возможность овладеть ясным видением тех понятий, посредством которых мы думаем о мире, и таким образом достигнуть более точного охватывания того способа, каким мы репрезентируем мир в нашем мышлении"9.
Необходимость сотрудничества математики с философией стала острой особенно на современном этапе. Реализуя внутренние потенции, математика ныне поднялась к абстракциям, особенно отрешенным от мира действительности. Конечно, она всегда умела находить аналогии, выявляя сходства, часто весьма далеких, явлений, наводя между ними перемычки. Но если вначале то были аналогии между утверждениями и доказательствами, позднее - между теориями (за которыми стояли уже более абстрактные объекты, чем констатируемые утверждениями и описываемые доказательствами), то современная математика ставит вопрос о самой природе аналогий. Все это усиливает роль формальных методов исследования, подчеркивает настоятельность развития в математике тех начал, которые, по определению Н. Бурбаки, делают ее "скоплением абстрактных форм".
Тем самым нарастает опасность
такого применения приемов формализации,
которое односторонне заслонит иные
возможности исследований. Здесь
стоит напомнить об одном предупреждении
И. Лакатоса: "При современном
господстве формализма невольно впадаешь
в искушение перефразировать
Канта: история математики, лишившись
руководства философии, сделалась
слепой, тогда как философия
Мы отметили немало фактов позитивного влияния философии на математику, как и событий обратного влияния, хотя и отмеченного здесь в меньшей мере, но достаточно мощного, поскольку математика питает философию явно сильнее, чем это делают другие науки. Такова ее природа. Хотелось бы выделить еще один момент. Принимая роль философии, математики связывали даже надежды в развитии своей науки именно с философией. В этом отношении очень показательно признание Д. Гильберта.