Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:31, реферат
В XIX веке жители штата Северная Каролина (США), осваивая новые жизненные пространства, выбрали себе подходящий девиз: “Быть, а не казаться!”. В 1970 году французские манекенщицы объединились уже под лозунгом: “Казаться, чтобы быть!”. Последний лозунг тоже имеет смысл. Когда?
При равных условиях затрат (деньги, нервы, время) уважаемый Избиратель голосует за того, кто ему “наиболее приятен и понятен”.
Имиджмейкинг
Кто создает имидж?
Имидж политика
Удачный имидж политика
Психологические аспекты создания имиджа
Методы построения имиджа
Методы формирования имиджа
Техника конструирования имиджа и его воздействия на СМИ
Использование в публицистических
передачах психологических
Нередко в публицистических передачах можно встретиться с ситуацией, когда журналисты стремятся оказать психологическое давление на аудиторию, применяя разнообразнейшие психологические уловки. Психологическая уловка - это специально применяемый прием психологического воздействия на оппонента, снижающий силу его аргументации и затрудняющий успешность полемического общения. Следует добавить, что психологические уловки к тому же провоцируют возникновение стресса у оппонента.
Весьма сильными психологическими
уловками являются «вопросы-суждение»
и «ответы-суждение». Обычно такой
вопрос задается по следующей схеме:
сначала пространное
«Ответы-суждения». В этом случае сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задал вопрос, или о характере самого вопроса, а потом уже коротко на него отвечают. Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него явно будет невыигрышным.
Пример. Депутат государственной Думы В. С. Медведев, приезжая в свой родной регион, всегда встречал множество вопросов от журналистов, которые напоминали ему о наказах избирателей и предвыборных обещаниях. Вопросы звучали по-разному, но суть, в общем-то, была одна: всех интересовала судьба закона «О соглашении, о разделе продукции». Владимиру Сергеевичу ответить особенно было нечего. Однако он с завидным спокойствием и уверенностью практически в течение года (!), отвечая на данный вопрос, долго говорил о том, что «проблемы севера он знает не понаслышке: это суровые климатические условия, дорогостоящее строительство, плохая оснащенность производства и так далее, так далее...» Затем он плавно переходил на пересказ режима работы Государственной Думы. Подробно рассказывал о том, кто совсем не появляется на пленарных заседаниях, о чем говорят в кулуарах... (два года назад из уст очевидца это было интересно слушать). Завершал тем, что его фракция постоянно работает над лоббированием закона «О соглашении, о разделе продукции».
Спираль или цикличность вопросов.
Типичным примером подобной тенденциозности
можно назвать пресс-
Один из журналистов задал вопрос:
Какие судьбоносные решения были приняты городской думой за время Вашей депутатской деятельности?
Кандидат:
В течение двух лет таких решений было немало. Одно из них - это оформление ордеров нефтяникам, проживающим в общежитиях.
Последовал вопрос от другого журналиста:
Выполнили ли Вы обещания, данные в период предвыборной борьбы избирателям на выборах в городскую Думу?
Кандидат:
Практически все обещания, выполнение которых зависело от меня, были исполнены.
Прозвучали еще несколько подобных вопросов, а затем последовал заключительный:
Какую оценку Вы можете дать своей депутатской деятельности?
Кандидат:
Конечно, я не совсем удовлетворен результатами, но я делал все, что было в моих силах. Но в Думе, где из тринадцати депутатов, девять находятся в прямом подчинение мэра, невозможно продуктивно работать. Практически все вопросы, которые я пытался «раскручивать» не находили понимания среди большинства депутатов.
Журналисты, задав вопрос и получив на него исчерпывающий ответ, задавали его еще и еще, несколько раз, видоизменяя форму. Депутат прилежно и последовательно на них отвечал. В результате от ответа к ответу, его аргументация становилась все менее убедительной. В конце концов, устав говорить на одну и ту же тему, а вернее оправдываться, он произнес последнюю фразу, которой и расставил точки над «и». Журналисты, которые, видимо, договорились о такой тактике заранее, были удовлетворены результатом.
Еще одна отработанная психологическая уловка - применение «тяжелых слов», попросту - обвинений. Задавая вопрос, журналист высказывает суждение в виде обвинения в обидной форме. В результате создается очень сложная ситуация.
В случае подобных уловок необходимо действовать очень решительно, разоблачая тех, кто такие уловки применяет. Следует давать решительную отповедь, но при этом «не терять своего лица».
О проявлениях тенденциозности
и необъективности в
Политическая ангажированность, тенденциозность
и необъективность в
«Образы врага» в деятельности СМИ.
В процессе политического противоборства одним из наиболее действенных приемов является «атака» или «использование эффекта контраста». В высказываниях политических деятелей, в теле- и радиопередачах, в газетных и журнальных публикациях эти приемы нередко трансформируются в жесткую критику. «Критика! Критика! Критика!» типичным примером предвыборной атаки, мощно поддержанной СМИ, была компания «борьбы с привилегиями партаппарата», развернувшаяся в конце «перестройки» и приведшая к власти Бориса Ельцина. Эта волна беспримерной критики способствовала формированию в умах избирателей устойчивого представления о том, что во многих бедах нашего общества виноваты конкретные лица или социальные (и национальные) группы. Так формировался «образ врага».
Отрицательный образ или «образ
врага» имеет истоки в национально-культурных
и исторических стереотипах, поэтому
с большей готовностью
Психология враждебности приводит к формированию специфической «политической морали» с набором принципов, типа: «Кто не с нами, тот против нас», «Что плохо для врага, хорошо для нас». Мышление, находящееся во власти «образа врага» по сути безвариантно, лишено гибкости, критичности, сводит многие решения к крайностям, например, враждебное поведение противника как бы работает на его образ, а разумное рассматривается как хорошо замаскированные происки. Отсюда возникает немало препятствий для ведения политического диалога. Нередко в «образе врага» проявляется то, что не нравится в себе самом, не согласуется с представлениями об «образе Я».
Благоприятным условием для формирования
«образа врага» является невежественность,
неинформированность и
Часто применяется и такая уловка:
сравнивание высказываний политика
до выборов и после них. При
этом задавший подобный вопрос журналист,
в глазах аудитории стремится
выглядеть как минимум
Другие распространенные уловки: демонстративное умалчивание, манипулирование жанром (если выгодно, то «новости без комментария», если нет, то «сплошной комментарий без новостей»), изменение масштабов явления.