Создание имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:31, реферат

Краткое описание

В XIX веке жители штата Северная Каролина (США), осваивая новые жизненные пространства, выбрали себе подходящий девиз: “Быть, а не казаться!”. В 1970 году французские манекенщицы объединились уже под лозунгом: “Казаться, чтобы быть!”. Последний лозунг тоже имеет смысл. Когда?
При равных условиях затрат (деньги, нервы, время) уважаемый Избиратель голосует за того, кто ему “наиболее приятен и понятен”.

Содержание

Имиджмейкинг
Кто создает имидж?
Имидж политика
Удачный имидж политика
Психологические аспекты создания имиджа
Методы построения имиджа
Методы формирования имиджа
Техника конструирования имиджа и его воздействия на СМИ

Прикрепленные файлы: 1 файл

1_08_Имиджмейкинг.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Героические лидеры приходят и уходят вместе с эпохой, их породившей. На Западе последними политиками такого типа были герои второй мировой войны Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль. С 1960-х гг. в западной политике стали доминировать «обаятельные» лидеры – Кеннеди, Клинтон, Жоспен. Время от времени их теснят «свойские мужики» - Картер, Мейджор. Постепенно сходят со сцены и «отцы нации» - Миттеран, Рейган, Тэтчер.

Российская политическая история и современность являют нам образцы практически всех перечисленных выше имиджей. Однако, то, что хорошо для Запада, негодно для России. Ситуация, в которой почти половина населения чувствует себя обездоленными сиротами, чужими «на этом празднике жизни», порождает жгучую потребность в заботливом «отце», который обо всех позаботится, никого не обойдя лаской и щедротами. Активнее всего патерналистский имидж разрабатывался Б. Ельциным, начинавшим в свое время прямым и бесхитростным правдолюбцем.

Трудно приживается на российской почве тип «обаятельного политика». Попытавшийся стать таковым М. Горбачев вряд ли имеет серьезные шансы для возвращения на президентский пост.

Галерея политических типажей постоянно  пополняется. Необходимость постоянно  думать о своем имидже, поддерживать его и подкреплять раздражает многих политиков традиционного склада. Покидая свой пост, Миттеран с горечью говорил о том, что ныне кандидат в президенты «должен быть знатоком рекламного бизнеса, трибуном, писателем, артистом; короче – всем, чем угодно, только не государственным деятелем».

Политика демократическая и  открытая, предполагающая непрерывную  коммуникацию управляемых и управляющих, с неизбежностью ставит вопрос об имидже последних. «Учитывать надо и  то, что к имиджу политиков наиболее восприимчивы колеблющиеся избиратели, которых в России – добрая половина населения. А около 60% абстенционистов у нас – женщины, так что имиджмейкеру и карты в руки».

Начиная формировать имидж кандидата, менеджер должен, первым делом, оценить его имя и фамилию: зачастую это единственное, что будет знать о кандидате избиратель. Есть, к сожалению, фамилии почти «непроходные» - Дыркин, Селедкин, Дулькин. Намного предпочтительнее шансы тех, кто носит фамилии, ассоциирующиеся с представлениями о славном прошлом России – Пушкиных, Суворовых, Менделеевых. Если фамилия кандидата чересчур проста, хорошо обыграть ее – «на Ивановых Россия держится». Внешний вид кандидата имеет большое значение – он должен быть опрятен: желательно, чтобы были в порядке волосы, зубы, кожа лица. Однако идти ради имиджа на чересчур радикальные меры не стоит, например, красить волосы пожилому человеку, исправлять форму ушных раковин и т.п. Важной составляющей являются произношение, дикция, культура речи – вот над этим работать можно и нужно: косноязычие политика – та традиция, с которой надо побыстрее расставаться. Сложнее дело обстоит с тембром голоса, резкие и пронзительные голоса еще никого не украшали. Впрочем, неприятный голос Тэтчер ее политической карьере не помешал.

Однако не всякому политику можно запросто посоветовать изменить прическу, отказаться от вредных привычек, обновить гардероб. Если политик чересчур прислушивается к мнению имиджмейкера, это может свидетельствовать о его неуверенности в самом себе. Имиджмейкер должен опасаться навязать кандидату имидж, ему совершенно чуждый – надеть на волка овечью шкуру, а на осла – львиную. Зазор между реальной личностью и политическим имиджем должен быть минимальным. Долго играть чужую роль нельзя. А быть раскованным и обаятельным можно, только чувствуя себя в своей тарелке. Работая с кандидатом, надо следовать примеру английских садоводов-декораторов: создавая парк, они не уничтожают всю дикорастущую зелень, а лишь подправляют ее, оставляя в неприкосновенности волшебное естество природы.

Анализ структуры современного российского общества показывает, что  в стране существуют социальные группы, заинтересованные в управлении процессами формирования массового сознания. Также  очевидно, что в России есть специалисты, готовые эти притязания удовлетворить на самом высоком технологическом уровне. Очевидно и то, что сложившиеся в стране условия нисколько не препятствуют эффективности манипулятивных программ, ориентированных на трансформацию массового сознания. И есть все основания предполагать, что механизмы этой высокоэффективной "машины оболванивания" уже запущены. Опыт последних лет показал, что российская элита активно вербует специалистов, владеющих технологиями манипулирования общественным мнением. Активно привлекаются и адаптируются на российской "почве" модели "психопрограммирования», воздействия на социально-психологические процессы. Самое печальное заключается в том, что западные обыватели, давно уже познакомившиеся с теневой стороной демократии, имеют «прививку» от воздействия слишком уж откровенных средств оболванивания, а у российского жителя таковой иммунитет в основном отсутствует. Поэтому освоение политиками (да и не только ими) технологий манипулирования массовым сознанием уже сейчас значительно влияет на политический процесс в нашей стране.

Термин  «избирательные технологии» обозначает действия направленные на достижение необходимого результата на выборах  или различных голосованиях. Однако, избирательные технологии не исчерпываются  невинными агитационными мероприятиями  во время проведения предвыборных кампаний. Манипуляции общественным мнением и «черный PR», считаются бичом демократии, но здесь соблюдается какая-то видимость собственного выбора, к тому же, чаще всего большая часть подобных действий не противоречит законодательству.

К тому же использование компромата может  дать и обратную реакцию электората, вызвать желание защитить, если “наших бьют”. Возьмем яркий пример такой  работы: Доренко против Лужкова. Насколько  эта акция была эффективна вне  Москвы с точки зрения рейтинга ОВР, настолько она была малоэффективна в Москве. Почему? Очень важно, был ли положительный имидж у кандидата до того, как началась эта кампания против него, или нет (политикам следует об этом знать). Потому что, если этого позитивного имиджа нет, как у Лужкова в регионах (его мало кто знал в России, Лужков – это имя абстрактно звучит для не москвича, в регионах люди знают только, что что-то он там делает в Москве), в этом случае компромат может повлиять на рейтинг.

Та  информация, которую выдавал в  эфир Доренко, формировала в регионах негативный образ Лужкова, что называется, на чистом листе бумаги. В Москве же этого делать было нельзя. В Москве уже сформировался образ Лужкова на основе его конкретных действий, люди знали, видели, осязали деятельность Лужкова. Поэтому акция против него в столице и не сработала. Так что политику имеет смысл заботиться о своем положительном имидже в глазах электората не только во время выборной кампании, но и весь период от выборов до выборов.

Четвертая власть или инструмент манипулирования?

Известно, что существуют два качественно  различных социально-психологических  типа влияния лидеров на целевые  группы: это лидерство «лицом к  лицу», когда процесс взаимовлияния  лидера и целевой группы осуществляется при их непосредственном контакте (например, в малых группах), и «отдаленное» лидерство, когда влияние осуществляется в результате коммуникации между политическим лидером и аудиторией с помощью средств массовой информации.

В большинстве случаев аудитория  имеет дело не со своими непосредственными впечатлениями о лидере, его качествах, поступках, деятельности в целом, а с рассказом о лидере, сообщением, подготовленным специально для восприятия другими лицами с целью повлиять на получателя этого сообщения. Лидер-для-публики как сконструированный образ может обладать любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям публики.

Поэтому крайне важно различать две стороны  формирования образа (имиджа) лидера. С  одной стороны, образ лидера есть отражение его политической деятельности, направленной на достижение конкретных результатов, а с другой - следствие специальных усилий по его формированию у населения. Вместе с тем конструирование имиджа политического лидера связано не только с выполнением задач по популяризации лидера у населения, пропаганде его личности, агитации в пользу его программы действий. В современном обществе этот процесс все в большей степени становится механизмом создания искусственного образа лидера-для-публики, замещающего в сознании людей реального политического лидера. Именно к этому сконструированному образу люди обращают свои ожидания и надежды, именно этот посредник между лидером и людьми начинает в процессе политической коммуникации выполнять некоторые важные функции лидера. Лидера пытаются «делать» политические консультанты, эксперты, средства массовой информации. На фоне возрастающей пассивности самого лидера, имидж которого используется в политической коммуникации, возникает угроза манипуляции не только общественным мнением, но и самим лидером. Здесь возможна не просто подмена лидера, а устранение лидера из реального политического процесса. В этой связи общая задача профессионального сообщества сводится в конечном счете к тому, чтобы лидеры не являлись народу в образе «троянского коня» и не подменялись искусственно сфабрикованными «куклами».

А если взглянуть чуть глубже: то, что  происходит в российской политике, - опыт еще и для всех нас. Возможно, многое происходило бы совершенно иначе, если бы мы всего лишь лучше понимали происходящее.

Психологические аспекты создания имиджа

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям  для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.

Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:

  • привлечения и удержания внимания избирателей;
  • формирования установки на доверие (недоверие) со стороны избирателей;
  • использования психологических особенностей отдельных социальных групп;
  • использования общих особенностей восприятия;
  • использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Самый большой вклад в систему Public Relations психологи сделали, пожалуй, в области привлечения и удержания внимания избирателей (потребителей). Существуют различные психологические эффекты, которые используются PR-профи. Одним из важнейших принципов действия этих эффектов - выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне.

Если  надо привлечь к чему-то внимание, то можно:

  1. всячески приукрасить объект или, наоборот, выделить его простотой среди более сложных объектов; («сделать героем»)
  2. поместить объект на тон однотонный либо с простой “фактурой”. (кандидат «рубаха – парень»)

Надо отметить, что способ информирования об объекте PR путем размещения знака  или логотипа в уголке (желательно правом верхнем) или в центре абсолютно  белого листа, стал штампом. Другой вариант - заполнения того же листа какими-либо узорами, стягивающими внимание к необходимому месту - спиралевидные или концентрические линии, в центре которых все тот же фирменный знак или логотип.

Использование определенного цвета  также может вызвать нужный результат, например, для привлечения внимания традиционно используется красный цвет. (или пример «оранжевой революции в Украине)

Кроме того, для удержания и привлечения  внимания избирателя возможны:

  • подача уже известного материала с новыми акцентами;
  • последовательное увеличение какого-либо параметра сигналов (под сигналами следует понимать любые воздействия на избирателя);
  • переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;
  • “свертка” всех акций в хорошо опознаваемый избирателем символ или имя. Например, так происходит с яблоком, символизирующим политическую партию ЯБЛОКО или с медведем, символизирующим политическую партию «Единая Россия».

При формировании установки на доверие со стороны  избирателя имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов.

  • Стереотип влияет на принятие решения избирателем и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя. “По большей части”,- писал У.Липпман, - “Вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры”.
  • Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение - отношение избирателя к себе, каналам информации, продвигаемым объектам.
  • Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно.
  • Стереотипы бывают положительные и отрицательные.

При решении  конкретной PR-задачи всегда полезно  ответить на два вопроса:

    1. Как выявленные типовые отрицательные стереотипы избирателя в данной ситуации мешают адекватному восприятию запрограммированного кандидатом (политиком) действия? Или иначе. Что мешает, чтобы избиратель поверил, проголосовал за кандидат (партию) и т.п.?
    2. Как эти стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов?

Правильно ответив на эти вопросы, имиджмейкер избежит грубых ошибок при создании образа.

Для эффективного использования психологических  особенностей отдельных социальных групп необходимо учитывать, предварительно выяснив, некоторые характеристики. Например, молодежь склонна вести  активный образ жизни, военные ориентированы  на стабильность и т.п.

Информация о работе Создание имиджа