Системный анализ предприятия СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Системный анализ это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_AV.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Нормативные  теории массовой коммуникации

Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета «как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля». Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить «концепцию четырех теорий» еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.

Хотя каждое национальное сообщество придерживается собственной версии нормативной теории, существует свод более общих принципов, на основе которых можно классифицировать каждый конкретный случай. Каждая из основных «теорий», обсуждаемых ниже, связана с формой политической системы и государственного правления. Как отмечает Денис Маккуйэл, ни одна теория прессы не сформулирована достаточно конкретно. Единственным исключением он считает советскую социалистическую традицию, четко определяющую, какой вклад должны вносить в развитие общества медиа. Фактически ни одна медиасистема не руководствуется какой-то одной, «чистой» теорией прессы, равно как и практика не всегда точно следует той теории, которая кажется наиболее подходящей. В большинстве практически применяемых систем взаимодействуют разные элементы из различных теорий. О том, какая нормативная теория главенствует, приходится судить по условностям, предположениям, компонентам правящей идеологии, а иногда также по указам, законам и конституционным решениям [3,с.12].

Во второй половине XX века масс-медиа приобрели ряд черт, которые неоднозначно воспринимаются различными слоями общества, и потому правительствам и национальным органам приходится искать пути решения этих проблем и заниматься разработкой политики в области коммуникации. К пересмотру нормативных принципов и проведению реформ их подталкивают такие факторы, как концентрация собственности в сфере масс медиа, несущая угрозу соблюдению прав граждан на свободное выражение мнений и на получение достоверной информации; рост объема транснациональных и мультимедийных операций, которые могут подорвать национальную культуру или даже политический суверенитет; рост влияния телевидения и Интернета как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля. Решения требуют и такие проблемы, как контроль за использованием и распределением частот, обусловленный расширением объема вещания; внедрение и совершенствование новых коммуникационных технологий, имеющих далеко идущие последствия для общества, для отношений между государствами, а также для существующих средств массовой коммуникации.

Первая попытка  компаративного описания основных теорий прессы, предпринятая Ф. Зибертом, Т. Петерсоном и У. Шраммом в 1956 г., до сих пор  является источником, на которую чаще всего ссылаются исследователи  масс медиа. Свою теорию Зиберт определял как нормативную, поскольку в ней ставилась задача показать не то, как социальные системы функционируют на самом деле, а скорее то, как им надо было бы или как они могли бы функционировать, согласно некому набору критериев.

Маклеод и Бламлер  советуют исследователям масс медиа  сначала решить, в течение какого временного периода предлагаемая ими  теория может считаться действенной. Теория всегда должна быть компромиссом между общими и специфическими критериями, т.е. должно быть определено, «в какой степени эта теория применима ко всем условиям во все времена» [3,с.13]. Поэтому нельзя считать, что теория может быть настолько общей, чтобы одновременно соответствовать коммуникациям времен Римской империи и компьютерной технологии. Теория, созданная в середине XX века, вполне может сохранять свое значение в течение еще 50 лет. Зиберт рассчитывал, что его теория будет полезной исследователям медиа в течение века. Однако последние политические изменения в мире не оправдали его ожидания. Наиболее существенно ситуация изменилась в странах Восточной Европы. После развала Советского Союза стало бессмысленно говорить о «теории советских медиа», поскольку она отражала условия деятельности СМК не только в СССР, но и в КНР. Три другие модели тоже тесно связаны с политическими идеологиями своего века, как объяснял Зиберт. Потенциальная слабость этого подхода становится очевидной, когда роль выбранной политической системы уменьшается. В качестве недостатка концепции Зиберта также указывается на игнорирование самого важного участника в передаче политического содержания для аудитории, когда принимаются во внимание только две стороны: само средство коммуникации и правительство.

Слабости использованного  Зибертом метода «глобальной типологизации», исключившего различия между многочисленными системами прессы в мире, стали очевидными, когда Эверет Роджерс и другие исследователи начали изучать в конце 1960-х годов коммуникационные системы страны «третьего мира». Первая модель систем масс медиа в развивающихся странах появилась в 1980 г.; тогда Международная комиссия ЮНЕСКО по исследованию коммуникационных проблем представила так называемый «доклад Макбрайда» [3,с.13].

Собственную модель медиа, соответствующую трем «мирам», предложил Эрбер Альтшуль. По его мнению, «первому миру» соответствует либеральная система, советская же система оказалась востребованной во «втором мире» и в странах «третьего мира». Эти три системы он назвал «рыночной», «марксистской» и «развивающейся». Некоторые ученые вообще не признают этот подход, считая его слишком простым, чтобы быть полезным.

В том, что подход Зиберта страдает не только упрощенностью, но и предвзятостью, убедились некоторые  исследователи международных моделей  масс медиа. Они пришли к выводу, что Зиберт отдает предпочтение тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным контролем. Среди тех, кто считает эти четыре теории слишком примитивными и не имеющими особой ценности, оказались Лоуэнстейн и Меррилл; «Концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необходимой для должного описания и анализа всех современных систем прессы и поэтому должна быть модифицирована. Многие исследователи коммуникации полагают, что четыре классические теории не достаточно гибки, чтобы соответствовать системам медиа разных стран мира.

Несмотря на определенные недостатки, «четыре теории»  по-прежнему используются для классификации  национальных медиасистем, хотя на самом  деле медиасиетемы зачастую основываются на альтернативных и даже несовместимых философских принципах. Поэтому вполне оправдано появление новых теорий. Изменения в структуре медиа расширили масштаб понятия пресса.

Авторитарная  теория оправдывает предварительную  цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других с явным политическим оттенком. Об авторитаризме в области масс медиа говорят:

- законы;

- прямой контроль  государства за «журналистским  производством»;

- навязывание  журналистам правил поведения; использование налогов и других форм экономических санкций; регулирование импорта зарубежных медиа;

- право государства  назначать редакционный персонал;

- запрет на  публикацию.

Черты авторитарной теории прослеживаются еще в до-демократических  обществах и видны в обществах откровенно диктаторских или репрессивных. Однако неверно не замечать авторитарные тенденции в отношении медиа в обществах, которые в целом не являются тоталитарными. В некоторых случаях авторитаризм выражает волю народа, и почти во всех обществах могут возникать ситуации, когда свобода прессы вступает в конфликт с интересами государства или общества в целом, в особенности во время угрозы террора или войны. Иногда от авторитаризма одни средства массовой коммуникации страдают сильнее, чем другие. Эту теорию не следует рассматривать как пережиток прошлого или относительно редкое отклонение от существующих норм. Можно подумать, что между авторитарной системой медиа и тоталитарным государством существует прямая параллель. В основном это верно, но правительство может навязать авторитарную форму, не являясь откровенно тоталитарным.

Таким образом, нормативные теории описывают, какие  роли медиа должны играть в идеале, они также рекомендуют идеальную  практическую деятельность, и предвидят  некие «идеальные варианты» последствий от такой деятельности; основываются не на эмпирических наблюдениях, а на том, как должно быть.

 

 

2. Работа департамента  по делам средств массовой  информации, печати, телерадиовещании  и средств массовых коммуникаций  Приморского края

2.1 Основные  сведения о департаменте по  делам СМИ

Департамент по делам средств массовой информации, печати, телерадиовещания и средств  массовых коммуникаций Приморского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Приморского края, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в области средств массовой информации, телерадиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности [16].

Департамент в  своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края, а также настоящим Положением.

Положение о  Департаменте, структура, штатное расписание и квалификационные требования по высшей и главным государственным должностям государственной службы Приморского края утверждаются главой администрации края. Департамент в своей деятельности подконтролен заместителю главы администрации Приморского края по вопросам внутренней политики.

Департамент обладает правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Департамент имеет  лицевой счет в отделе казначейского  контроля департамента по финансам, бюджету и контролю Приморского края, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки.

Имущество Департамента является собственностью Приморского края и закреплено за Департаментом на праве оперативного управления [16].

Департамент владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим  ему имуществом в соответствии с  целями своей деятельности в рамках действующего законодательства.

Финансирование  Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание исполнительных органов государственной власти края.

2.2 Основные  задачи и функции Департамента

Основными задачами Департамента являются:

- обеспечение интересов Приморского края в сохранении и развитии единого информационного пространства края;

- реализация основных направлений региональной государственной политики в области средств массовой информации, издательско-полиграфического комплекса и телерадиовещания;

- взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в проведении государственной политики в области средств массовой информации, полиграфии, информатизации и телекоммуникаций на территории Приморского края.

- обеспечение населения оперативной всесторонней информацией о деятельности администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, о событиях в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни края;

- содействие техническому переоснащению и укреплению материально-технической базы издательско-полиграфического комплекса края, разработка предложений по формированию инвестиционной политики в этой сфере;

- организация государственной экспертизы проектов информационных систем и технологий, телекоммуникаций и сетей связи, телерадиовещания, полиграфии и рекламы, а также контроля за их внедрением и использованием на территории Приморского края;

- осуществление государственной поддержки редакций краевых, районных (городских) газет в соответствии с действующим законодательством;

- содействие редакциям средств массовой информации, предприятиям связи и полиграфии, издательствам, предприятиям по  распространению периодических печатных изданий и книжной продукции в решении вопросов обеспечения их деятельности на территории Приморского края.

Информация о работе Системный анализ предприятия СМИ