Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:33, курсовая работа
В России, как и в Германии, знакомство с Г.Э.Лессингом началось с его художественных произведений. Наибольший успех и у зрителей, и у критиков, по свидетельству изданного в 1787 году «Драматического словаря», имела трагедия «Эмилия Галотти» (1772). Н.М.Карамзин был одним из первых переводчиков этой трагедии на русский язык и первым истолкователем ее идейно-художественного содержания. Н.М.Карамзин рассматривал Г.Э.Лессинга, прежде всего, как крупнейшего писателя, а его искусство – как результат чувственно-интеллектуального отражения типичных явлений немецкой действительности. По мнению Карамзина, трагедия «Эмилия Галотти» обладает всеми достоинствами драматургического искусства самого высокого качества: классической композицией, глубиной характеров, мастерством разработки отдельных сцен [9, 233].
В этом отеле его разыскала Минна фон Барнгельм, одна из богатейших и знатнейших наследниц Тюрингии. В свое время она была очень растрогана гуманным поступком Тельхейма и полюбила его. Майор выезжает из Тюрингии женихом Минны, но потом, оказавшись в затруднительном положении, отказывается от нее ради ее же блага. И вот тогда Минна разыгрывает комедию: она объявляет, что ее богатый дядечка, на наследство которого она рассчитывала, лишил ее наследства из-за неприязни к Тельхейму. Теперь они оба бедны и ничто не мешает им соединиться. В это время Тельхейм получает весть, которая восстанавливает его честь, и король возвращает его на службу. Но теперь Минна не дает согласия на брак, поскольку их роли будто бы поменялись. В конце концов, все выясняется, и Минна выходит замуж за возлюбленного ею Тельхейма.
Счастливая развязка, разыгранная Минной роль бедной девушки дали Лессингу основание назвать свою пьесу комедией, но проникновенный читатель не мог не заметить новаторского характера произведения. Это была первая на немецкой сцене пьеса с современным содержанием, которое опиралось на немецкий материал. Лессинг заявил о себе как мастер построения характеров реалистических и психологически убедительных, которые отличались гармоническим объединением индивидуальных и общечеловеческих черт. Майор Тельхейм – прусский офицер, но он очень далек от упроченного стереотипа фридриховского служаки. Это прежде всего человек высоких моральных принципов, благородный и честный. Он горд и не заражен вирусом низкопоклонства, убежден в торжестве справедливости, демократичен с подчиненными, благороден с дамами. Поэтому так преданны ему вахмистр Вернер и слуга Юст. Они знают, что Тельхейм – это смелый и прямой человек. Во время войны он не прятался от снарядов и служил примером для воинов. Майор умеет выдерживать и благосклонность, и немилость капризной солдатской службы. Благородное отношение к побежденным жителям Тюрингии и любовь к красивой саксонке Минне обнаруживают в майоре отсутствие национализма, присущего прусской военщине. Перед нами человек широких взглядов на жизнь, в которой существует воинское призвание и свои вопросы чести. Лессинг, создавая образ Тельхейма, попробовал подчеркнуть в нем прежде всего общечеловеческие добродетели, выразителем которых целиком сознательно уже не впервые сделал человека из «третьего класса».
Несомненным художественным достижением Лессинга стал и волшебный образ Минны. Она исключительно женственна, преданная своему жениху. Главное содержание ее жизни заключается в любви, ради которой она отправляется на поиски своего любимого, пренебрегая всеми общепринятыми нормами и слушая лишь голос собственного сердца и ума. С удивительной изобретательностью и отвагой вступает Минна в бой за свое счастье, готовая бороться до победного конца. И в пьесе ей нет равных. Даже в безнадежных, казалось бы, ситуациях она не теряет мужества, умело используя и женские чары, и женские капризы, но всегда оставаясь жизнерадостной и естественной.
После того, как майор Тельхнйм получает письмо от брата короля, где его оправдывают по всем статьям и очень лестно отзываются о его службе, за «ложную мужскую» гордость Минна решает наказать своего жениха. Она делает вид, будто и сама не согласна на брак, не желает быть ему обузой. «Равенство – вот самые крепкие узы любви!» – побивает она Тельхейма его же «вздорным мужским резоном». Свои ловко разыгранным упорством она доводит Тельхейма до того, что он ей обещает поступиться и чином и деньгами, лишь бы не иметь перед ней каких-либо преимуществ. Минна видит что слишком далеко зашла в своей шутке, и открывает ему правду. На упрек Тельхейма, не стыдно ли ей было его мучить, она отвечает: «Нет, я не могу каяться в том, что сумела так глубоко заглянуть в ваше сердце! Ах, какой же вы человек! Обнимите свою Минну, свою счастливую Минну! Счастливую благодаря вам, только вам!»
Имя Минны совсем не случайно вынесено в заголовок пьесы, ведь конфликт драмы строится как раз на столкновении простых и таких понятных для каждого чувств с бездушной, а потому противоестественной, государственной машиной, которая может лишить честного человека пенсии, но никогда не сможет отобрать право любить и быть любимым, а потому присущие для Минны черты автор умножает, вводя в пьесу оскорбленную, верную и преданную памяти своего мужа вдову (Дама в черном), находчивой и всегда готовой разделить судьбу со своим любимым Франциской (служанка Минны).
Виртуозно выполнены в пьесе и характеры эпизодичных лиц: Дамы в черном, Корчмаря, Юста. Сатирическое мастерство Лессинга проявилось в создании образа Рикко де ла Марлиньера, человека без принципов и без родины; передаче атмосферы, которая властвует в прусском государстве. В этой пьесе Лессинг показал себя мастером, который в совершенстве владеет законами драматического искусства. Он демонстрирует искусство диалогического языка, владеет техникой организации драматического действия, мастерски выстраивает интригу, избегая дешевых трюков и каждый раз поражая зрителя непривычным поворотом событий. Как следствие, комедийная интрига наполняется удивительным по глубине содержанием, изнутри подрывая упроченные рамки комедии. На наших глазах происходит рождение нового жанра, который историки литературы называют «бытовой драмой».
В "Минне фон Барнхельм" Лессинг сумел возвыситься над узким идейно-политическим кругозором, свойственным мещанской драме, и создать реалистическую комедию, с которой частные судьбы героев неразрывно связаны с национальной жизнью, с общественными и политическими судьбами Германии XVIII в. "В первый раз явилось все это в немецкой поэзии, – эта народность лиц и сюжета, идеи и обстановки", – писал о "Минне фон Барнхельм" [25;150]
Герой "Минны фон Барнхельм" майор Тельхейм – прусский офицер, участник Семилетней войны. Но Тельхейм совсем не похож на реакционного прусского юнкера того времени, представителя фридриховской военщины. Это образ передового немецкого патриота XVIII в., полного благородства, чувства независимости и человеческого достоинства. Тельхейм стал офицером Фридриха II не по склонности. "Только под давлением крайней нужды, – говорит он своей невесте Минне, – я мог бы сделать из этого опыта призвание, из случайного занятия – дело всей жизни". Тельхейм чужд верноподданнического духа, он ненавидит произвол властей, насилие и несправедливость. Получив во время войны жестокий приказ взыскать с жителей Тюрингии контрибуцию или расправиться с ними, Тельхейм уменьшает сумму контрибуции до минимума и часть денег для уплаты ее дает тюрингенцам взаймы из своих средств. За этот благородный поступок Тельхейм после войны уволен в отставку и обвинен во. взяточничестве. Ему грозят суд, потеря чести и состояния, он вынужден отказаться от любимой невесты, но ни на минуту не отрекается от своих благородных принципов. Оправданный королем после длительных и несправедливых преследований, Тельхейм отказывается вернуться на королевскую службу. "Служение великим мира сего, – говорит он Минне, – опасно и не вознаграждает труда, насилия над собой, унижений, которых оно стоит". Благородный Тельхейм, умная и энергичная Минна, слуга Юст, не желающий оставить своего хозяина в беде, изобретательная и веселая Франциска, честный и горячо преданный Телльхейму вахмистр Вернер воплощают в пьесе живые силы немецкого народа, противопоставленные жестокости, грубому произволу и несправедливости фридриховских властей. И хотя под конец пьесы запутанные узлы интриги развязывает королевское "правосудие", эта развязка не может изменить того отрицательного мнения о феодальном прусском режиме, которое внушает зрителю и читателю весь ход пьесы.
Направленная против деспотического военно-полицейского государства Фридриха II, в защиту человечности и чести, комедия Лессинга была вместе с тем протестом против политического и духовного разъединения Германии, призывом к национальному единству. Герои Лессинга – прусский офицер Тельхейм и саксонка Минна – представители двух областей Германии, которые в XVIII в. были самостоятельны. Во время Семилетней войны Фридрих II напал на Саксонию и захватил ее. Изображая Тельхейма и Минну, которые обручаются в разгар войны между их монархами, и заканчивая комедию браком между героями, Лессинг подчеркивает мысль о единстве немецкого народа. В то время как монархи ведут междоусобные войны, лучшие люди Германии внутренне осуждают их и тяготеют друг к другу – такова патриотическая идея Лессинга, нашедшая свое отражение в "Минне фон Барнхельм". Чувство национального единства, присущее Тельхейму, Минне и героям из народной среды, чуждым взаимной ненависти, проникнутым стремлением к мирной жизни, Лессинг противопоставляет раздробленности Германии, захватническим устремлениям немецких монархов, их жестокости и безразличию к судьбам подданных.
"Какая ужасная вещь война, – писал Лессинг 22 октября 1757 г., в разгар Семилетней войны, своему другу М. Мендельсону. – Сделайте что-нибудь, чтобы поскорее наступил мир, или назовите мне какое-нибудь место, где бы я не слышал больше криков несчастных!"
"Минна фон Барнхельм" – горячий призыв к миру, к честной трудовой жизни, протест против прусского милитаризма, против аристократического космополитизма. Иностранные проходимцы, к которым был привержен Фридрих II, высмеяны в комедии в образе авантюриста Рикко де ла Марлиньер. Благородные слова Тельхейма, который гневно называет представителей современной ему военщины "подручными мясника", не потеряли своей силы и в наши дни.
«Не много найдется драм, которые составляли бы такое гармоническое целое, как сия трагедия, – в которых бы все приключения так хорошо связаны и все характеры так искусно изображены были, как в "Эмилии Галотти". Главное действие возмутительно, но не менее того естественно.»[9;230]
В антифеодальной бюргерской трагедии «Эмилия Галотти» находят воплощение взгляды Лессинга на искусство и действительность, сформулированные им в «Гамбургской драматургии». Драматург отталкивается от сюжета из «Римской истории» Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Тиран Аппий Клавдий вознамерился силой овладеть ею. Отец заколол Виргинию собственной рукой, ограждая дочь от позора. Это событие привело к восстанию плебеев и к гибели тирана.
Лессинг переносит действие в современную Италию, в которой, как и в Германии, царит деспотический произвол мелких князей. Принц Хетторе Гонзага безраздельно властвует над своими подданными, он волен распоряжаться их честью, жизнью и состоянием в угоду своим прихотям. По складу характера князь Гвасталлы – вовсе не законченный злодей. Он наделен тонким умом, неплохо разбирается в искусстве, способен на возвышенные и страстные чувства. Однако он развращен лестью двора, безграничностью самовластия, не знает меры в стремлении к наслаждениям. Лессинг в своей трагедии обвиняет не отдельного человека, а всю феодально-абсолютистскую систему, уродующую и искажающую личность. Характер Хетторе Гонзага более всего сформирован обстоятельствами, его положением в социальной иерархии.
Практика самодержавной власти подвергается в «Эмилии Галотти» всесторонней критике с позиций просветительства. Законы при дворе обращаются в свою противоположность, поскольку их применяют лишь исходя из выгод или минутных капризов монарха. Например, принц готов подписать смертный приговор неизвестному человеку, не вникая в суть дела, поскольку в это время он увлечен своими любовными переживаниями. Хетторе Гонзага превращается в слепое орудие собственных страстей, чем ловко пользуется его фаворит Маринелли, коварный и расчетливый придворный. Именно его стараниями свершается кровавое преступление – убийство графа Аппиани, жениха юной и прекрасной Эмилии.
Лессинг выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию. Полковник Одоардо Галотти и граф Аппиани презирают нравы двора, отстаивают свое право на человеческое достоинство. Отец Эмилии переживает подлинную трагедию. Робкой покорности и бесчестью он предпочитает гибель дочери, похищенной по приказу принца. Одоардо по просьбе Эмилии предает ее смерти и готов предстать перед божьим и человеческим судом как грозный обвинитель безнравственного и несправедливого князя. Но поднять руку на тирана он не решается. Формируя в демократически настроенных зрителях внутренний протест против старого мира, Лессинг обращается к их моральному сознанию, не призывая их к открытой борьбе.
Эмилия Галотти появляется в середине второго действия, до этого о ней только говорят: отец с матерью, влюбленный в нее принц Хетторе Гонзага. «Она самая пугливая и в то же время самая решительная в нашем роду» – так характеризует Эмилию ее мать Клавдия. Судьба оказалась немилостивой к Эмилии Галотти. На одном из вечеров ее увидел принц Гонзага и стал ее преследовать. Принц не останавливается ни перед чем: при помощи наемных убийц он избавляется от жениха Эмилии в день их свадьбы и похищает девушку. Она понимает, что ей угрожает насилие и бесчестье. Она напугана, но, будучи натурой рассудительной, истинной героиней своего века, находит источник главной опасности в своих чувствах, в своей «горячей крови». И тогда просит отца убить ее, чтобы избежать позора. Умирая от удара кинжала, Эмилия Галотти целует с благодарностью руку отца. Ее последние слова: «Сорвали розу, прежде чем буря успела измять лепестки».
Большинство исследователей, как бы игнорируя название пьесы, считают главным ее героем отца Эмилии Одоардо, хотя и не решившегося убить князя – соблазнителя своей дочери, но зато убивающего ее самое. Здесь обнаруживается хотя и умеренный, но все же «тираноборческий» пафос. Убийство отцом родной дочери – это будто и делает пьесу «трагедией».
По-иному подходит к Одоардо В.Г. Стадников. Не отрицая того, что в его поведении сказывается, хотя и бессильный, протест против разнузданного беззакония, исследователь видит в отце сложный характер – своего рода домашнего тирана, отстаивающего незыблемую власть строгих религиозных норм, власть закоснелого патриархального уклада. Одоардо, говорит Стадников, хотел бы подчинить свою дочь издавна и навсегда установленным принципам, хотя наступает время, когда в человеке дают себя чувствовать и заявляют свои права новые потребности – естественные и человечные.
Многие авторы
считают поведение Эмилии в финале
пьесы неожиданным и