Религиозно-символическое начало в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Фёдор Михайлович Достоевский – «величайший русский писатель, реалист, психолог-ясновидец, страстный обличитель социального зла и вместе с тем бесконечно искренний и гуманный человек, учащий искать искру добра в каждом» [5.6]. Сколько бы ни было сказано и написано о писателе, его творчество остается неисчерпаемым источником для понимания мира и места человека в нем.

Личность и творчество Ф.М. Достоевского всегда привлекает многих отечественных и зарубежных исследователей. «Для одних он был прежде всего предстателем за "униженных и оскорбленных", для других - "жестоким талантом", для третьих - пророком нового христианства» [6.38].

Содержание

Введение 3
Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского в литературоведческих и научных работах 5
Глава 2. Религиозно- символическое начало в романе «Подросток» 12
§ 1 «Два отца» главного героя : божественное и дьявольское начало. 12
§ 2. Три искушения Аркадия Долгорукого 21
Заключение 24
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1) - копия.docx

— 65.11 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Пермский государственный  национальный исследовательский университет»

Кафедра русской литературы 

 

 

 

 

 

Религиозно-символическое  начало в романе Ф.М. Достоевского

«Подросток»

Курсовая работа

 

 

 

Выполнила: Емельянова Д.И.,

Студентка 2 курса д/о

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Четина Е.М.

 

 

Пермь, 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Художественный мир Ф.М. Достоевского в литературоведческих и научных работах 5

Глава 2. Религиозно- символическое начало в романе «Подросток» 12

§ 1 «Два отца» главного героя : божественное и дьявольское начало. 12

§ 2.  Три искушения Аркадия Долгорукого 21

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фёдор Михайлович Достоевский  – «величайший русский писатель, реалист, психолог-ясновидец, страстный обличитель социального зла и вместе с тем бесконечно искренний и гуманный человек, учащий искать искру добра в каждом» [5.6]. Сколько бы ни было сказано и написано о писателе, его творчество остается неисчерпаемым источником для понимания мира и места человека в нем.

 

Личность и творчество Ф.М. Достоевского всегда привлекает многих отечественных и зарубежных исследователей. «Для одних он был прежде всего предстателем за "униженных и оскорбленных",  для других - "жестоким талантом", для третьих - пророком нового христианства» [6.38]. 

Ю.Ф. Карякин, в книге «  Достоевский и Апокалипсис» анализирует  стихию чувств и мыслей писателя, просвещает "знаковую систему" гения  [24].

О. А. Мурашова раскрывает тему греха и наказания в романе «Преступление и наказание» [16] ,  Г. Г. Ермилова сопоставляет главного героя  романа «Идиот» с «русским Христом» [10].  Мотивы библейского Иова в романе «Братья Карамазовы» выявляет  Н.Л. Ефимова [11].

 

Данная работа предлагает анализ четвертого из знаменитого Пятикнижия автора романа  «Подросток». Это  произведение носит в большей  степени социально направленный характер, нежели предыдущие романы Ф.М. Достоевского. «Разложение общества, нравов» - главные, по словам автора, мысли романа [5.158].  Мы рассматриваем произведение с точки зрения религиозного начала. На наш взгляд, духовная сторона романа «Подросток» анализировалась недостаточно подробно.

 

 

 

 

Задачи исследования:

  1. Определить, каким образом сопоставляются между собой «отцы» главного героя, выявить символы в их изображении в романе;
  2. Проследить взаимодействие образа главного героя с евангельскими мотивами;
  3. На основе проведенных исследований выявить, как христианское начало отображается в художественном мире произведения.

 

Таким образом, цель исследования – обозначить элементы религиозного начала в романе.

При написании курсовой работы был использован историко-типологический метод исследования.

Наиболее значимыми для  нас являются работы Г. В. Фроловского о религиозных темах в творчестве Ф.М. Достоевского [22],  книга А. С. Долинина, повествующая о том, как создавались романы «Подросток» и «Братья Карамазовы»[9], работа С.В. Белова [5], Ю.Г. Кудрявцева [12].

 

Курсовая работа состоит из четырех частей: введение, в котором обозначаются задачи, цель и актуальность исследования; глава, посвященная исследованиям художественного мира Ф.М. Достоевского; глава, где рассматривается божественное и дьявольское начало в героях и духовный путь Аркадия; заключение, содержащее вывод о решении поставленных задач.

Глава 1.  Художественный мир Ф.М. Достоевского в литературоведческих и научных работах

 

Исследование известного достоевсковеда С. В. Белова представляет творческий путь и художественней мир писателя в разных аспектах. Книга «Федор Михайлович Достоевский» заключает в себе повествование о жизненных этапах писателя, анализ духовной и творческой эволюции на примере художественных произведений, дневниковых записей, эпистолярного наследия.

С.В. Белов выделяет следующие этапы духовной эволюции писателя: «детство в патриархальном семействе»[5,24], соблюдающем пост и заповеди, которое заложило в сердце юного Ф.М. Достоевского первое впечатление о Боге, затем связь с петрашевцами и желание воплотить религиозные и социальные идеи. Следующим этапом является, так называемая, «смерть старого человека»[5.70]. В день казни петрашевцев смертный приговор заменили каторгой.  Это произвело неизгладимое впечатление на писателя : «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — это дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья» [5.76]. Последним этапом автор обозначает каторгу. Именно в неволе на протяжении четырех лет писатель читает Евангелие. После этого религиозная тема становится центральной в его творчестве.

«Эшафот и каторга –  некие круги человеческого ада, которые Федор Достоевский воспроизводит  в своем творчестве. И в этих условиях художник и человек обращается к Библии»[5.76]. Это была книга, подаренная ему женами декабристов в Тобольске по пути в острог и единственная, разрешенная ему для чтения.

Писатель сравнивал окружающую жизнь пореформенной России с  болезнью общества. По его мнению, ушло старое патриархальное «благообразие», капитализм принес распад, всюду царил беспорядок. Анализируемый  в данной работе роман в черновых записях назывался именно «Беспорядок» [5.158]. Этапы духовных скитаний Ф. М. Достоевского предопределили идейное содержание его произведений, в том числе и романа «Подросток».

 

Изображение внутреннего  мира писателя в его романах анализирует

В. И. Кулешов. В своей книге «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» он связывает период связи писателя с петрашевцами с изображением кружка Дергачева в произведении «Подросток». Так же «Подросток» был написал в период супружеской жизни писателя с Анной Сниткиной. «Анна,  в прошлом помощница по работе, а затем женщина, подарившая  писателю детей, уют, некую семейную почву и духовное успокоение. Поэтому это единственный роман из Пятикнижия без трагического конца» [13.157].

В. Кулешов размышляет о  структуре и главной идее романа: «В начале избрана душа как чистый лист бумаги, и жизнь пишет на ней свои письмена»[13.151].

Условно, автор биографии  разделяет роман на три части: «первая – теза» [13.153], где происходит знакомство с героем, обозначение его противоречивой натуры. Герой предстает в светлом образе, его волнуют  чистые помыслы выяснить тайны отца, и не то чтобы желание стать Ротшильдом, а мысль «отгородить себя от других Ротшильдов». [12.78] «Вторая- Антитеза. Герой становится «как они». Поддается искушению. Увлекается рулеткой, думает шантажировать Катерину Ивановну  документом» [13.154]. 

«Третья- Синтез. В этой части  происходит соединение с отцом и матерью. Отдельная роль отводится Макару Долгорукому в этом всеспасительном акте» [13.154].

Об особенностях изобразительных  средств в творчестве Ф.М. Достоевского пишет С.М Соловьев.  Исследователь подчеркивает дисгармоничность героев Достоевского. «Необязательна согласованность внешности и внутреннего мира героя» [20.42].

Эту идею Ф.М. Достоевский  развил и в самом романе «Подросток».

Версилов объясняет Аркадию : «Заметь, — сказал он, — фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным» [1.431].

Герои, согласно книге С.М. Соловьева,  «раздвоены, поливарианты» [20.43]. У Ф.М. Достоевского скудны описания пейзажей. Но символическая насыщенность этих пейзажей чрезвычайно велика, что отмечает и сам С.М. Соловьев. «Через закат, например, Ф. Достоевский передает эгоцентрическую отчужденность подростка» [20.168]:

« <…> Час? Не знаю. Я закат  не люблю» [1.67]

Изображение религиозных  идей  можно интерпретировать с  помощью цветовой палитры, используемой в романах.

«Белый - очищение, божественность» , красный- злость или веселость, эмоциональность и т.п. [20.214]

Многие  исследователи  творчества Ф. М. Достоевского склонялись к тому, что «Подросток» - «роман слабый по отношению  к другим четырем  книгам, что основная его идея стремится лишь к нравственному благообразию. (например, Г. Померанц). Почти совсем нет крупных работ, посвященных этому тексту» [17.гл.1] . Во всех вышеперечисленных книгах анализ романа «Подросток» производится лишь «вскользь», давая простор для разбора «Преступления и Наказания», «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых». Непосредственно самим  «Подростком» занимались И. Н. Невшупа, Е. С. Семенов. Но они рассматривали роман не со стороны религиозного начала.

 

И. Н. Невшупа, кандидат филологических наук, анализирует «Подростка» с точки зрения типов и архетипов. «Произведение можно сравнить с каноническим жанром воспитания, т.к. есть его тень из-за стадиального развития личности» [17.гл.1]. Хронотоп, по мнению  И.Н. Невшупа спиралевидный. Исследователь так же классифицирует всех героев романов Ф. М. Достоевского: «Антиномический тип – Раскольников, Карамазов Иван, Версилов» [17. гл.2] .Семантика образов определяется мотивами гордыни, бесовства, идеи человекобога и т.п.

«Смиренный тип- князь  Мышкин, Макар Долгорукий, Карамазов  Алексей» [17. гл.2]. Это и есть архетип  Христа. Этим героям свойственны мотивы детскости, благообразия. Уже на этом уровне мы может выделить противопоставление дьявольского начала Андрея Версилова  и непорочности Макара Долгорукова. Двух важнейших людей в жизни  подростка.

 

В работе Е.С. Семенова анализируется структура романа, производится анализ действующих героев. Автор исследует отличие идеи Ротшильда от идеологических построений других героев Достоевского, состоящее в ее „локальности“, ограниченности преимущественно сословными рамками: идея Подростка не затрагивает всеобщих принципов бытия, лишена общезначимости, которая свойственна, например, идеям Раскольникова и Ивана Карамазова. Организующий фактор сюжета исследователь видит в столкновении стремления героя утвердить себя в мире (т. е. стремление реализовать идею) с его нравственными исканиями.

 

Анализ религиозной направленности  романов Ф.М.  Достоевского представлен в работах Ю. Г. Кудрявцева, Д.А. Григорьева, А. Е. Кунильского.

«Все герои «Подростка»  ищущие что-то и только Макар Долгорукий – нашедший» [14.44]. В диссертации  Д. А. Григорьева «Достоевский и церковь»,  исследователь приводит интересную цитату о писателе, принадлежащую Иоанну Яхонтову, которая помогает глубже понять цели Ф.М. Достоевского:

«Для человека и для  целого народа основанием жизни должно быть христианство. Без него и жить нельзя существу разумно-нравственному. Христианство воплотилось в православии, православие сроднилось, срослось с  русским народом и что великая  будущность предстоит русскому государству, русской церкви, русскому народу- деятельность просветительская и примирительная.» [8.25]

Ю. Г. Кудрявцев в своей  работе «Бунт или Религия» замечает, что эти два начала (то бишь мятежность и религиозность) всегда имели место в столь противоречивой личности Ф. М. Достоевского. Роман «Подросток» в его интерпретации это, скорее, порыв бунта. «Мечта героя - быть свободным. В обществе человек не может быть свободен. Появляется задача - выйти из общества и жить, замкнувшись в себе, стать Ротшильдом, чтобы спастись от других» [12.78]. Но христианские мотивы все же прослеживаются в этом пути накопления миллиона: свободу можно получить только через страдания и лишения. Юный герой не смог пройти мимо чужих бед. Он расходует накопленные деньги: берет себе  в дом подкидыша, дает небольшую сумму больной матери. «В буржуазном мире только путем игнорирования несчастий других можно достать миллион»[12.80].

Религия и бунт переплетаются. И находят отклики друг  в  друге.

 

По мнению Г. В. Фроловского, замысел Ф. М. Достоевского во многом раздваивается. «Писатель ждет и жаждет Царства Божия на земле, надеется, что государство преобразится в Церковь, но своих утопических идеалов никогда не видит. Никогда перед ним не развертывалось светлое видение "Святой Руси" и "русского социализма".  Видел он не братство, но святых и праведных. Мечтал Достоевский о "русском социализме", а видел "русского инока". И вот что важно: этот инок и не думал, и не хотел строить ни братства, ни социализма. Ни Макар Иванович, ни старец Зосима, ни Тихон Задонский не были историческими деятелями и строителями. Но именно они, в восприятии Достоевского, осуществляли и любовь, и свободу, и братство до конца. Так у Достоевского прозрение расходилось с мечтою» [22].

 

Кратко проанализировав  работы, посвященные как особенностям творчества Достоевского, так и его  духовному мировоззрению, можно  заявить об их тесной связи, но не тождественности. И. С. Тургенев говорил, «что все герои  романов Достоевского больны, а его  творчество кислятина» [5.39]. Творчество Ф.М. Достоевского- это отображение  всего того, что происходило  в  России, внутренних переживаний писателя и идей о преобразовании мира. Может, эта едкая смесь и кислая, но все же правдивая и искренняя. От следования автора своей мечте о совершенном мире и попытках воплотить таких же «идейных людей» в романах, многие герои произведений и некоторые сюжетные линии инварианты [17.гл.2] . Но все же произведение Ф.М. Достоевского- это не произведения одной идеи, это взрывы со множеством оттенков и подтекстов. Самым дисгармоничным называют «Подросток»[17.гл.1.], именно этот роман достаточно подробно не рассматривался прежде с точки зрения религиозного начала.

Информация о работе Религиозно-символическое начало в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»