Постмодернизм в повести Е.Попова "Душа патриота"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

В XX веке происходит усложнение искусства, возникает особая его форма, которая начинает мыслить себя как вторую реальность, «конкурирует с действительностью».
Целью литературы становится не копирование жизни, а моделирование мира по своему образу и подобию, создание принципиально новой модели литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Постмодернизм как литературное направление……………………………...4
2. Евгений Попов – биографические сведения………………………………….8
3. Повесть Е.Попова «Душа патриота, или различные послания к Ферфичкину» и постмодернизм………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контр. работа пов. Е.Попова Душа патриота.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Постмодернизм как литературное  направление……………………………...4

2. Евгений Попов – биографические  сведения………………………………….8

3. Повесть Е.Попова «Душа патриота, или различные послания к Ферфичкину»  и постмодернизм………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………..19

 

 

Введение

 

В XX веке происходит усложнение искусства, возникает особая его форма, которая начинает мыслить себя как вторую реальность, «конкурирует с действительностью».

Целью литературы становится не копирование жизни, а моделирование мира по своему образу и подобию, создание принципиально новой модели литературы.

Основной принцип такой литературы - разрушение жизнеподобия, размывание, разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв причинно-следственных связей, нарушение логики.

Эстетическая система нового искусства строится на активном использовании форм художественной условности, гиперболизации, трансформации метафор, системе аллегорий, игре контрастов, форм абсурда, гротеска, фантастики, усложнении философско-образного ряда. Активно включаются механизмы игры, причем игровая стихия проявляется на всех уровнях: игра со смыслом, сюжетом, идеями, аксиологическими категориями.

Меняются и функции литературы: познавательная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-этическая, эстетическая. Традиционно искусство было призвано расширять представления о мире и человеке, позитивно воздействовать на человеческую природу, способствовать изменению мира и личности в лучшую сторону, облагораживать душу, развивать эстетическое чувс.тво. Искусство нового времени утрачивает эти способности познания и изменения жизни, оно становится особым игровым способом существования художника.

В современной науке постмодернистский поиск иногда оценивается как эстетическая контрреволюция, как переходное явление, болезнь роста, кризис, как искусство для искусства, бунт ради бунта, игра ради игры.

Определенное  место в постмодернистской литературе занимает и творчество Е.Попова.

 

1. Постмодернизм как литературное  направление

 

Постмодернизм как литературное направление новой культурно-исторической эпохи - постмодерна - сформировался  в 60-е годы XX столетия на Западе. Кризисное  состояние современного мира, с присущими ему тенденциями распада целостности, исчерпанностью идеи прогресса, философией отчаяния и пессимизма и одновременно с потребностью преодоления этого состояния через поиски новых ценностей и нового языка, породило сложную культуру. В ее основе лежат идеи нового гуманизма. Культура, которую называют постмодерном, констатирует самим фактом своего существования переход «от классического антропологического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему в свою орбиту не только все человечество, но и все живое, природу в целом, космос, Вселенную».

Культура постмодерна  складывалась через сомнения во всех позитивных истинах. Для нее характерны разрушение позитивистских представлений  о природе человеческих знаний, размывание границ между различными областями знаний: она отвергает претензии рационализма на понимание и обоснование феномена действительности. Постмодерн провозглашает принцип множественности интерпретаций, полагая, что бесконечность мира имеет как естественное следствие бесконечное число толкований.

Множественность интерпретаций  обусловливает и «двухадресность» произведений искусства постмодернизма. Они обращены и к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, претворенных в данном произведении, и к массовому читателю, которому окажется доступным лишь один, лежащий на поверхности культурный код, но и он, тем не менее, дает почву для интерпретации, одной из бесконечного множества.

Культура постмодерна  возникла в эпоху активного развития массовых коммуникаций (телевидение, компьютерная техника), в конце концов приведших к рождению виртуальной реальности. Уже в силу этого такая культура настроена не на отражение реальности средствами искусства, а на ее моделирование через эстетический или технологический эксперимент (а начался этот процесс не в искусстве, а в коммуникативной и социальной сфере усиления роли рекламы в современном мире, с разработки технологии и эстетики видеоклипов, с компьютерных игр и компьютерной графики, претендующих в наши дни называться новым видом искусства и оказывающих немалое влияние на традиционное искусство). Постмодернизм утверждает также свою слиянность с философией. Постмодернизм осознанно или на иррациональном уровне следует важнейшим установкам Ф. Ницше. Именно от него пришла в культуру современности идея бытия как становления, мировой игры; именно он дал импульс «переоценке ценностей». Философские корни постмодерна нельзя игнорировать, они могут помочь осознать этот феномен современной культуры.

Постмодернизм как литературное направление не мог сформироваться в отечественной культуре советской эпохи в силу торжествовавшего там принципа философского и эстетического монизма, получившего воплощение в теории и практике социализма. Постмодернизм как направление оформился на Западе. Сам термин «постмодернизм» применительно к литературе впервые употребил американский ученый Ихаб Хассан в 1971 году. Ему же принадлежит интереснейшая и убедительная классификация признаков постмодернизма, да еще и в сравнении с признаками предшествующего ему в историческом развитии литературы модернизма. А в вышедшей в 1979 году работе французского ученого Ж.Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние» раскрываются философские предпосылки возникновения постмодернизма и его основополагающие черты [7, c. 24].

Если суммировать признаки постмодернистской художественной парадигмы, свойства, качества, характеристики, выявленные в процессе изучения этого явления как зарубежными (Ихаб Хассан, Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жиль Делез), так и отечественными исследователями (М.Эпштейн, Н.Лейдерман, М.Липовецкий, М.Золотоносов, С.Чупринин, В.Курицын, А.Якимович и др.), то окажется, что постмодернизм обладает определенными типологическими характеристиками, которые можно «развести» по разным уровням:

1. На уровне содержания.

Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, намеков, ситуация «лабиринта смыслов», «мерцание смыслов».

2. На уровне аксиологии.

Деканонизация, борьба с  традиционными ценностными центрами (сакральное в культуре человек, этнос, Логос, авторский приоритет), размытость или разрушение оппозиций добро-зло, любовь-ненависть, смех-ужас, прекрасное- безобразное, жизнь-смерть. В этом плане постмодернизм в какой-то степени представляет собой философскую «химеру», антисистему.

3. На уровне композиции.

Фрагментарность и принцип произвольного монтажа, сочетание несочетаемого, использование вещей не по назначению, несоразмерность, нарушение пропорций, дисгармоничность, произвольное оформление аморфности, торжество деконструктивистского принципа: разрушение и установление новых связей в хаосе.

4. На уровне жанра.

а) Маргинальность как  следствие разрушения традиционных жанров, создание форм «промежуточной словесности» - по выражению Л. Гинзбурга (литература, теория, философия, история, культурология, искусствоведение равно наличествуют в рамках одной жанрово-видовой модификации); жанровый синкретизм.

б) Смешение высоких и  низких жанров, что проявляется, с  одной стороны, в беллетризации  литературы, в отходе, декларированном  отказе от назидательности, серьезности, добродетельности в сторону занимательности, авантюрности, с другой - в жанровой диффузии.

в) Политекстуальность, интертекстуальность, насыщенность текста внетекстовыми  аллюзиями, реминисценциями, наличие  широкого культурологического контекста.

5. На уровне человека, личности, героя, персонажа и автора.

Представление о человеке с точки  зрения антропологического пессимизма, примат трагического над идеальным. Торжество иррационального начала, апокалиптического мироощущения, эсхатологического  мировоззрения.

6. На уровне эстетики.

Подчеркнутая антиэстетичность, шок, эпатаж, вызов, брутальность, жестокость зрения, тяга к патологии, антинормативность, протест против классических форм прекрасного, традиционных представлений о гармоничности  и соразмерности;

7. На уровне художественных принципов и приемов.

а) Инверсия (принцип переворачивания, «перелицовывания»).

б) Ирония, утверждающая плюралистичность мира и человека.

в) Знаковый характер, отказ  от изобразительного начала, разрушение знаковой системы как обозначения торжества хаоса в реальности;

г) Поверхностный характер, отсутствие психологической и символической  глубины.

д) Игра как способ существования  в реальности и искусстве, форма  взаимодействия литературы и действительности, возможность сокрытия подлинных  мыслей и чувств, разрушение пафоса [2, c. 14].

Разумеется, все эти  характеристики не являются безусловными и исключительными, характеризующими литературу именно данного направления. Более того, они могут присутствовать в творчестве современных писателей  в разной мере и степени, но несомненно, что подобные  тенденции носят в русской литературе последней трети XX века все более объемный характер.

Постмодернизм как художественная структура до конца не классифицирован, не типологизирован. Отсюда и разброс  в определении составляющих этой структуры, даже если эти составляющие имеют общие, схожие свойства и признаки.

А.Генис и П.Вайль  в литературе этого типа и направления  выделяют только «чернуху» и «авангард»; Ивор Северин - концептуальную, бестенденциозную и неканонически-тенденциозную литературу; М.Золотоносов - «шокинг-прозу с установкой на брутальность» и литературу эстетического и формалистического эксперимента (что, по классификации А.Гениса и П.Вайля, соответствует «чернухе» и «авангарду»); Н.Иванова выделяет «исторический натурализм»; В.Ерофеев - социально-исторический  натурализм (В.Астафьев, Ф.Горенштейн, Л.Петрушевская), оппортунистическую литературу (Ю.Мамлеев, Саша Соколов, С.Довлатов), направление литературных циников (Э.Лимонов), группу «юродствующих писателей» (Вен.Ерофеев, Вяч.Пьецух, Е.Попов), стилизаторов (А.Синявский, В.Сорокин), женскую прозу (Т.Толстая), гей-культуру (Евг.Харитонов) [7, c. 12].

Постмодернизм в русской  литературе конца XX века не вымысел  теоретиков, а живая литературная практика. Диапазон постмодернистских поисков широк и неоднозначен. Свое определенное место в современном литературном процессе прочно занял Е.Попов.

 

2. Евгений Попов – биографические сведения

 

Попов Евгений Анатольевич родился 05.01.1946г. в г.Красноярск прозаик.

Отец - офицер внутренних войск, «майор и несостоявшийся полковник». Среднее образование Попов завершил в Красноярске. Он дважды предпринимал неудачную попытку поступить в Литературный институт им. М.Горького (1963 и 1974).

В 1968 окончил Геологоразведочный институт им. Орджоникидзе и несколько лет работал по специальности в Сибири.

С 1975 по 1978 Попов живет  в подмосковном городе Дмитрове, с 1978 - в Москве.

В журнале «Новый мир» (1976, №4) опубликована подборка рассказов Попова со вступительной заметкой В.М.Шукшина (среди них известные рассказы «Жду любви не вероломной», «Барабанщик и его жена, барабанщица»). До этого были публикации в «Литературной России», «Сибирских огнях», «Енисее» и других изданиях. В октябре 1978 года Попов был принят в Союз писателей, но через несколько месяцев вместе с Виктором Ерофеевым был исключен за участие в сборнике «Метрополь», инициатором которого был В.П.Аксенов. В «Метрополе» Попов был представлен «чертовой дюжиной рассказов».

В 1988 году Попов Е.А. был восстановлен в Союзе писателей. Попов является членом русского ПЕН-центра с момента его образования. В 1992-94 Попов - вице-президент, с 1994 - член исполкома ПЕН-центра. Ближайшие друзья Попова - В.Аксенов, В.Ерофеев, Д.Пригов, их имена нередки на страницах его произведений.

В 1989 был опубликован сборник рассказов «Жду любви не вероломной», несколько позднее - «Самолет на Кельн».

Итогом активного 10-летнего  участия Попова в литературной жизни  России стала публикация романа-комментария  «Подлинная история зеленых музыкантов»  в 1999. К роману приложены комментарии, намного превосходящие по объему основную его часть. Критики уже отметили некоторую близость композиции романа к «Хазарскому словарю» М.Павича. Комментарии сопровождают если не каждую фразу, то уж каждый абзац, выполняют примерно ту же роль, что и газетные тексты в «Прекрасности жизни».

В ответах на анкету журнала  «Иностранная литература» (1999. №2) Попов  назвал имена писателей и их героев, которые для него предпочтительно  важны; среди них Гашек с его  Швейком, Свифт с Гулливером, Филдинг с Томом Джонсом. Особо выделен Джойс. Предпочтение писатель отдает русской литературе, особо подчеркивает значимость для литературы XX в. А.Платонова.

Творчество Попова прочно связано с русскими литературными традициями, в частности, с «русским балагурством» - эта верная мысль высказана Н.Л.Лейдерманом и М.Н.Липовецким [6, c.102].

Произведения Попова изданы на английском, французском, немецком и других языках. Попов удостоен двух литературных премий - премии журнала «Волга» (1989) и премии журнала «Знамя» (1999).

 

 

3. Повесть Е.Попова «Душа патриота, или различные послания к Ферфичкину» и постмодернизм

 

Попов активно осваивает  постмодернистскую поэтику, увлекаясь  игровым началом. Его программное  произведение «Душа патриота, или  Различные послания к Ферфичкину» (написано в 1982-1983 годах, опубликовано в 1989) написано в полном соответствии с установками постмодернизма. Пародийно и интертекстуально двойное заглавие повести: оно явно заимствовано из эпохи Просвещения. Фамилия Ферфичкин вызывает ассоциации с гоголевским «другом Тряпичкиным». Жанровая природа повести пародийно-эклектична: в повести Попова очевидны черты жанров «путешествия», «хроники», «послания», «исповеди сына века». Две части повествования объединены травестированным образом автора. Но писатель стремится отдалить от себя автора-персонажа, играя в графоманство: «Что ты думаешь по этому поводу, - мне все равно, Ферфичкин, но только, а вдруг то новая какая-нибудь Волна? Или НОВЫЙ какой РОМАН о? Да знаю, что не „волна“, знаю, что не „роман“... „Ново-ново, как фамилия Попова“, слышал уже, знаю и все равно пишу, практически не кривляясь, хоть и очень охота».

Информация о работе Постмодернизм в повести Е.Попова "Душа патриота"