Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:22, курсовая работа
Образ морской стихии, многогранно воплотившийся в русской поэзии, восходит к одному из ключевых архетипов мировой культуры – архетипу воды.
Вода издавна воспринималась как «универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни», но одновременно с этим в фольклоре закрепилось и древнее архетипическое значение воды как переходного состояния.
Введение ----------------------------------------------------------------- 3
1. Особенности восприятия и изображения
природы в литературе романтизма ---------------------------------- 6
2. О психофизиологических основах
«поэтического» комплекса моря (по В.Н.Топорову) ------------ 8
3. Смысловое наполнение и художественное
воплощение образа морской стихии у В.А. Жуковского -------- 11
4. Идейно-художественное своеобразие
образа моря в лирике А.Пушкина------------------------------------ 16
5. Особенности художественной реализации
образа моря в стихотворениях Н.М. Языкова -------------------- 20
Заключение ------------------------------------------------------------------ 24
Список использованной литературы --------------------------------- 26
Образ «свободной стихии» - психологический символ, тонко передающий внутренний мир поэта. Он размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море – «друг»», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Искренний лирический тон обращения к морю делает стихотворение близким к жанру элегического послания: поэт делится с морем, как с другом, самым сокровенными думами и чувствами. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
Элегия «К морю» - это философское раздумье лирического героя о мире и человеческих судьбах.
«Однако Пушкин южного периода не только воспевает свободу, но и сомневается в свободе, мучается теми проблемами, которые свобода ставит перед человеком, перед людьми и народами. В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. Слово «свобода», вызывая у Пушкина сильный порыв и высокий энтузиазм, не менее того вызывало его и на трудные размышления. Проблемность темы свободы, ее внутренняя трагедийность связаны были для Пушкина больше всего с постепенно укреплявшимся в нем сознанием неспособности людей и народов современного ему мира не только бороться за свободу, но и принять ее… Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ограничивается одним или двумя стихотворениями. Она намечает особую и достаточно устойчивую линию в пушкинской лирике южного периода, она находит в стихах все новое развитие и заострение» [13,24].
Для Пушкина важно противопоставление земли, берега, как статичной, твердой поверхности и свободного, все время меняющегося, движущегося моря. Оно безбрежно, и уже этим оно противостоит скучному, неподвижному берегу.
«Океаническое чувство» Пушкина зачастую представлено не столько на лексическом уровне, сколько на «языке» таких категорий, как пространство, ритм, фоника.
Одним из самых значимых мотивов в «морских» стихотворениях Пушкина является мотив плавания, архетипически связанный с мотивами жизни, смерти, творчества, вдохновения.
5. Особенности художественной реализации образа моря в стихотворениях Н.М. Языкова.
Изображение природы у Языкова совершенно иное, чем у Жуковского и Пушкина. В поэзии Языкова в стилистическом отношении всегда разграничены главные предметы изображения и предметы «фона».
Плавание, купание, ныряние, прямое телесное соприкосновение с упругими волнами, заражающее бодростью и весельем, - наиболее характерный мотив, разрушающий прежнюю статичность водного пейзажа. (например, в "Морском купанье", 1840:"И громом и пеной пучинная сила, // Холодная, бурно меня обхватила, // Кружит и бросает, и душит, и бьет..."). Особенно дорог кипучему дару Языкова образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии, с которой мерится силой его лирический герой ("Будет буря: мы поспорим // И помужествуем с ней". - "Пловец", 1829).
Жажда свободы в стихах Языкова — проявление мощного и гордого человеческого естества; она подобна «природному» свободолюбию птицы и стихии.[16, 215]. В отличие от рассмотренных выше элегий Жуковского и Пушкина, в стихотворениях «Пловец» («Ещё разыгрывались воды») и «Нелюдимо наше море» Языков силе стихии противопоставляет мужество, волю, твердость духа людей, спорящих со стихией.
Видя в природе черты осуществленного идеала, Языков и людей, близких к природе, наделяет "природными" качествами в этом смысле, воспевая простых людей-тружеников, психологически цельных и лишенных разъедающей рефлексии, мирно живущих на лоне природы, в стороне от зла городской цивилизации.
Свойством человеческой натуры является у Языкова и свободолюбие. Языков был близок здесь не к традиции Байрона, а к Денису Давыдову. Давыдов и Языков — в этом их оригинальность — рисуют не общеромантический тип «исключительной» личности, а «национальный характер», овеянный романтикой удали и сильных страстей. Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства «натуры» подаются в его стихах как свойства русского национального характера. Отсюда — фольклорный колорит языковского «героя», своего рода «доброго молодца».
Одна из наиболее характерных особенностей стиля Языкова — сочетание литературных, «книжных» приемов с фольклорными. Повтор — один из наиболее существенных фольклорных признаков языковской поэзии.[17,с.215]
Н. Языков - непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека. Этой теме посвящена почти половина всех пейзажных стихотворений Н. Языкова (около 20:"Пловец" - три одноименных стихотворения; "Морское купанье", "Водопад", "Ручей", "Море", "Песня Балтийским водам" и др.).
Осенью 1829 года, в Симбирске, был создан его знаменитый «Пловец» («Нелюдимо наше море», уточним, что стихотворений с названием «Пловец» у Языкова три) - стихи о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе над невзгодами жизни, о победе человека над судьбой.
В стихотворении «Нелюдимо наше море» появляются мотив морского дна («в роковом его просторе /много бед погребено»), мотив паруса/ корабля («быстрокрылая ладья»). Символический образ корабля, преодолевающего бурю, стихию, важен для мировосприятия Н. Языкова этого периода. Реальный пейзаж в этом стихотворении совмещён с символической картиной – за противоборством человеческой воли и морской стихии он приоткрывает нам идеальный мир:
Там, за далью непогоды / Есть блаженная страна… -
Эта устремленность из настоящего в ожидаемое блаженное будущее характерно для романтического «двоемирия». Однако, если для Жуковского и Пушкина это блаженное будущее недостижимо в земной жизни, то Языков призывает:
Но туда выносят волны / Только сильного душой!..
Смело, братья, бурей полный / Прям и крепок парус мой!
Троекратность повторения фразы «Смело, братья…» усиливает экспрессию, темпераментность. Это стихотворение легло в основу песни, ставшей в России поистине народной.
Совершенства можно достичь ценой личных волевых усилий – вот главная мысль стихотворения. Пафос его – в укреплении воли человека среди роковой непогоды, в стремлении поддержать его порыв к свободе, поэтому Языков рисует картину идеального мира только в самых общих чертах, не развертывая, а только приоткрывая его.
Читая стихотворение «Морское купание», мы живо представляем себе чудную картину: опять же борьба с волной, «белоглавой» «громадой кристалла», но каким восторгом исполнена эта борьба:
…И громом, и пеной пучинная сила,
Холодная, бурно меня обхватила,
Кружит, и бросает, и душит, и бьёт…
Нас словно захватывает водоворот, настолько мастерски Языков оживляет в читателе его собственное воображение, выражая в своем стихе живой восторг перед чувственной прелестью жизни, вырисовывая отдельные детали, сами по себе выразительные и живописные. Поэту важно передать состояние, поэтому на первый план выдвигаются эмоциональные признаки.
И вот в середине стихотворения ритм ломается, борьба закончена. Кажется, вся «пучинная сила» сила перелилась в купальщика, наполнила здоровьем,
заставила забыть все горести ( вспомним, что стихотворение было написано в 1840-м году, когда Языков был серьезно болен):
И стихла. Мне любо. Из грома, из пены
И холода – лёгок и свеж выхожу…
Мне чудится, словно прошло моё горе,
И юность такая ж, как прежде была,
Во мне встрепенулась, и жизнь моя снова
Гулять, распевать, красоваться готова
Свободно, беспечно, - резва, удала.
Особенности поэтики Языкова – это звучная торжественность, динамичность, живописность языка, стремительность речи. В описании им морской стихии преобладают вполне конкретные субъективные ощущения;
объект описания является для поэта стимулом для выражения богатства и тонкости личных ощущений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате исследования можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к раскрытию морской темы.
Тема моря по-разному раскрывается в произведениях Пушкина, Жуковского и Языкова. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: "и блещешь гордою красой"—"и радостно блещешь звездами его"; "ты катишь волны голубые"—"лазурное море"; "бездны глас"—"над бездной твоей" и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы.
И всё же эти стихотворения различны по своей идее, проблематике. В элегии Жуковского море оказывается символом жизни – свободной в своих проявлениях, изменчивой, таинственной, недоступной пониманию человека: ответов на вопросы, обращенные к стихии, лирический герой не получает. Возможно, море – это еще и человеческая душа, которую «из земныя неволи» «тянет» к себе небо, но она заключена в рамку берегов, как в плен, тоскуя по свободному небу. Изображение моря в романтической поэзии Жуковского отличается элегической созерцательностью.
Для Пушкина важно противопоставление земли, берега, как статичной, твердой поверхности и свободного, все время меняющегося, движущегося моря. Оно безбрежно, и уже этим оно противостоит скучному, неподвижному берегу. Лирический герой Пушкина настолько погружен в свои мысли, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависимость от воли морской бездны.
Если у Жуковского мы наблюдаем отождествление чувствующего субъекта с природой, одушевление природы субъективными эмоциями поэта, то в романтической поэзии Пушкина (как и в стихотворениях Языкова) проявляется глубоко субъективное отношение к пейзажу.
Лирический герой Жуковского выражает себя явно только в начале стихотворения («Стою…», «Открой мне…»), в последующих строках мы лишь чувствуем незримое присутствие автора через его частые обращения к морю; много раз повторяющееся местоимение «ты» создаёт ощущение беседы. Пушкин же выделяет личность самого автора.
В творчестве Н.М. Языкова, в его описании морской стихии, в стилистическом отношении всегда разграничены главные предметы изображения и предметы «фона». Именно у Языкова впервые в отечественной поэзии запечатлен прямой осязательный контакт человека с природой - не видение или слышание, а прикосновение, объятие, телесная близость и слияние.
В отличие от элегий Жуковского и Пушкина, в стихотворениях Языкова силе стихии противопоставляется мужество, воля, твердость духа людей, спорящих со стихией. В стиле Языкова мы также наблюдаем отличия от стихотворений двух других авторов – прежде всего, в сочетании «книжных» элементов с фольклорными.
В лирических «морских» произведениях Пушкина, как и в стихотворениях Языкова, часто присутствует мотив корабля/плавания, чего нет у Жуковского.
Таким образом,
мы выяснили, что в русской
романтической лирике, в частности,
в стихотворениях В.А.Жуковского,
А.С.Пушкина, Н.М. Языкова, встречаются
самые разнообразные водные
Использованная литература:
Информация о работе Особенности восприятия и изображения природы в литературе романтизма