История изучения былин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Каждый назовет былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Но далее каждый ли продолжит этот счет, расширит круг действующих лиц еще на пять-десять имен? А сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных?.. Такого сколько-нибудь полного поименного списка героев русских былин нет, хотя когда-то он, по всей видимости, существовал. Причем в самих же былинах. Вспомним традиционный былинный зачин: в стольном Киеве-граде, у ласкова князя Владимира, на его пированье – почестен пир соезжаются и собираются все сильные, могучие богатыри и непременно – поляницы удалые. В двух случаях: при описании таких почестных пиров и богатырской заставы у сказителя была возможность собрать вместе всех богатырей, развернуть полную экспозицию былинных героев.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач маленький.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Увидев эту сцену, князь  сказал: «Сможешь бороться!» 

Печенеги начали звать: «Где ваш богатырь? Наш доспел». Владимир приказал воинам надеть вооружение, и обе стороны сошлись. Печенеги вывели своего богатыря, а русские своего, вызвавшего смех печенегов – средний телом. Тем временем между войсками размерили место для поединка и пустили богатырей.

О самом поединке сообщается, что русский богатырь удави печенега в руки до смерти. И ударил им о землю.

Раздался крик. Это  печенеги бежали, преследуемые русскими полками.

Так завершился этот богатырский  поединок, вошедший в «Повесть временных  лет» как одно из самых значительных событий начальной русской истории.

Но заметим – имени  богатыря в летописи не названо. Мы узнаем лишь, что в честь поединка на броде том, где встретились  русские полки с печенежскими, князь Владимир заложил город, названный  Переяславлем – зане перея славу отрока то. Говорится также, что того отрока и его отца князь Владимир створи великими мужьями. Но как звали этого отрока, переявшего славу у печенегов, летопись не сообщает.

Это уже в народных преданиях и легендах он получил  имя, в народной памяти сохранилось оно – Никита Кожемяка. Потому что в народном эпосе, в былинах, песнях, преданиях, легендах безымянных героев нет. Каждого из них народ веками знал и помнил по имени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В известной и программной  статье 1909 года «Разрушение личности» Алексей Максимович Горький дал, пожалуй, наиболее точное определение значения народного творчества и образов, созданных гением народа: «Только при условии сплошного мышления всего народа возможно создать столь широкие обобщения, гениальные символы, каковы Прометей, Сатана, Геракл, Святогор, Илья, Микула и сотни других гигантских обобщений жизненного опыта народа. Мощь коллективного творчества всего ярче доказывается тем, что на протяжении сотен веков индивидуальное творчество не создало ничего равного «Илиаде» или «Калевале» и что индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в корне коего не лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа, который не существовал бы ранее в народных сказках и легендах».

 

И далее продолжает свою мысль: «Лучшие произведения великих поэтов всех стран почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа, где уже издревле даны все поэтические обобщения, все прославленные образы и типы».

 

Заканчивает же свое рассуждение  А. М. Горький словами: «Искусство – во власти индивидуума, к творчеству способен только коллектив. Зевса создал народ, Фидий воплотил его в мрамор».

 

Эта же мысль о первичности  народного творчества по отношению  ко всем другим формам и видам искусства  не менее четко выражена в высказываниях многих других выдающихся деятелей литературы в искусства. Вспомним признание М.И. Глинки: «Создает музыку народ, композитор ее только аранжирует»; слова Л.Н. Толстого: «Залог возрождения в народности»; дневниковую запись М.М. Пришвина: «Любимые мной в русской литературе вещи всегда казались письменной реализацией безграничных запасов устной словесности».

 

 




Информация о работе История изучения былин