Готские письменные памятники. Правила чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Готский язык – древнейший из письменно зафиксированных германских языков, который дает уникальный материал для изучения комплекса историко-лингвистических дисциплин, связанных с германском языком и остается важнейшим инструментом образования для филолога-германиста. Близость готского языка к общегерманской основе, его архаичность и единство письменной фиксации позволяют реконструировать прагерманские формы и прослеживать их изменения, получившие позднее развитие в различных ареалах. Изучение взаимоотношений готского и других древнегерманских языков позволяет правильно толковать сложные генетические связи этих языков, определять характер их развития и взаимовлияния после распада прагерманской общности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Исторические сведения о готах, готском языке и письменности …………..7
2. Христианизация готов и их язык.
Готская графика и письменная традиция ......………………………………….11
3. Фонетическая система готского языка ……………………………………...15
3.1. Готский консонантизм ………………………………………………15
3.2. Обозначение согласных на письме …………………………………16
3.3.Ударение и слогоделение ……………………………………………17
3.4. Диалектные фонетические различия ……………………………….18
4. Особенности грамматического строя ……………………………………….18
4.1. Существительное ………………………………………………….21
4.2. Прилагательное ……………………………………………………21
4.3. Глагол. Именные и личные формы глагола ……………………..22
4.4. Числительное ………………………………………………………25
4.5. Местоимение ……………………………………………………….26
4.6. Служебные слова …………………………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………………...28
Библиография ………………………………….………………………………...34
Приложение ……………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ. Готские письменные памятники. Правила чтения..doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Слогоделение в готском осуществляется по морфемному признаку: urruns "восход" (от *us-runs), а также по фонетическому (гласный в основе слога): ban-di "оковы", brun-jo "оружие" и т. п.

3.4. Диалектные фонетические различия

По мнению многих исследователей, для остготского наречия, в отличие от вестготского, было характерно сужение долгих гласных среднего подъема /ē/ > /ī/ и /ō/ > /ū/ в разных позициях, что отражается в колебаниях в написании в текстах библии некоторых слов (qens / qeins [kvins] «жена», auhtedun [ohteθun] / uhtedun «боялись», widowo / widuwo «вдова», faheþ /faheid [fahiθ] «радость»). Это отмечается также в крымско-готском говоре (mine < гот. mena «луна», goltz < гот. gulþ “золото” и др.). Однако датировка и обусловленность этого явления остаются спорными.

 

4.      Особенности грамматического строя.

 

Готский принадлежит к языкам с преобладанием элементов синтетического строя со многими архаичными чертами и некоторыми новообразованиями. Его морфологическая система отличается значительной разветвленностью, а отношения между словами выражаются их формами. Однако в виду ограниченности готского языкового (текстового) материала, его переводного характера (наличие кáлек) отдельные грамматические формы и структуры готского языка имеют уникальное употребление, не засвидетельствованы (неполные парадигмы), или реконструируются.

В готском языке представлены следующие лексико-грамматические разряды слов (части речи): знаменательные части речи (имена: существительные, прилагательные и числительные; местоимение; глагол; наречие) и служебные (предлоги; союзы; междометия).

Особенность готского проявляется в разнообразии структурных моделей слова – главной языковой единицы. Готский язык сохраняет архаичную трехморфемную структуру слова и обнаруживает тенденцию к образованию двуморфемной и одноморфемной структур, что неодинаково проявляется в различных частях речи, находя отражение в противопоставлении систем имени (существительное, прилагательное) и глагола.

Готские существительные имеют следующие структуры:

а) Трехморфемная: корень + основообразующий суффикс + окончание (cp. dag-a-m "дням", qin-о-m "женщинам", gast-i-m "гостям", hand-u-m "рукам"). Основообразующие суффиксы прослеживаются в готском лишь в отдельных словоизменительных формах, являясь по происхождению словообразовательным элементом с особой семантикой. Однако в готском они являются лишь показателями словоизменительных классов. Примечательно, что готский язык сохранил чередование гласной по аблауту в основообразующем суффиксе слабого склонения -in- /- an-: gum-in-s "мужа" род. п. ед. ч., но gum-an-e "мужей" род. п. мн. ч., также такое чередование наблюдается в послекорневом гласном различных падежных форм существительных сильного склонения: dagis "дня" (poд. п. ед. ч.) / dagans "дни" (вин.п. мн. ч.), sunau "сыну" (дат. п., ед. ч. ) / sunjus "сыновья" (им. п., ед. ч.), в то время как чередование второй ступени и «нулевой» ступени аблаута прослеживается у существительных корневых основ: broþar "брат" (им. п.ед. ч.) / broþr "брату" (ед. ч. дат. п.).

б) Двуморфемная структура: корень + окончание (ср. dag-s “день”, gast-s "гость", baurg-s "город"). Генетически некоторые окончания являются старым основообразующим суффиксом: gib-a, где а - основообразующий суффикс (а <*ō, ср. герм. *ʒebō "дар" или gibai "дару" < герм. *ʒebai, где *-a восходит к основообразующему суффиксу, в то время как -*i является падежным окончанием. Часть существительных исконно не имела основообразующего суффикса в своей структуре (т. н. корневое склонение, ср. baurg-s "город", man-s "мужчины" (род. п. ед. ч.).

в) Одноморфемная, т. н. "чистая основа" (ср. dag "день" вин. п. ед. ч., mann "мужчина" дат. п. ед. ч., broþr "брату" дат. п. ед. ч.). Данный тип представлен лишь в отдельных падежных формах существительных.

Готские прилагательные, поскольку их склонение строится по типу существительных, имеют аналогичные структурные модели (трехморфемная: blind-in-s "слепого", двуморфемная: blind-s "слепой", одноморфемная blind "слепое").

Отличительной особенностью структуры глагольных форм является то, что у них преобладает двуморфемный и одноморфемный состав:

а) двуморфемный тип: основа + личное окончание (nimi-s "ты берешь", nimais "ты взял бы");

б) одноморфемный тип: nam "брал", nimai "он взял бы".

Именные формы глагола, словоизменение которых строится по типу прилагательных, имеют трехморфемную структуру (причастие I nima-nd-s "берущий").

Особо следует отметить глаголы, у которых основа осложнена формообразующими элементами (показателями времени и наклонения – т. н. тематическими гласным). Основа настоящего времени всех сильных и слабых глаголов имеет тематический гласный, причем основы настоящего времени всех сильных и IV класса слабых глаголов имеют тематический гласный i / a, чередующийся по аблауту, который, однако, не является основообразующей морфемой (ср. [nim-i]-s "ты берешь", [nim-a]-m "мы берем", [fulln-i]-s "ты наполняешь”).

Лишь у небольшой группы сильных глаголов и слабых глаголов 1 класса в готском языке наблюдается четкая трехморфемная структура:

корень + основообразующий суффикс (с тематическим элементом) + окончание: haf-ji-s "ты поднимаешь", fraih-na-n "спрашивать", nas-ji-s "спасаешь".

Однако у слабых глаголов 1 класса трехморфемная структура не устойчива, поскольку в некоторых из них происходит стяжение: wandei-s < *wand-ji-s "поворачиваешь". Слабые глаголы II класса имеют трехморфемную структуру, в которой основообразующий суффикс не осложнен тематическим элементом: salb-ō-n "мазать", salb-ō-ma "мы мажем". У слабых глаголов III класса в трехморфемной структуре тематически не осложненный вариант в разных формах чередуется с тематически осложненным: hab-a-n "иметь" - hab-ai-da "я (он) имел".

4.1. Существительное

Готское существительное характеризуется наличием грамматических категорий рода, числа и падежа. Склонение готских существительных достаточно разветвленное и разделяется на типы в зависимости от словообразующего суффикса.

В соответствии с этим выделяются:

1) склонение существительных с основой на гласный;

2) склонение существительных с согласными основами; 

3) группа корневых существительных без словообразующего суффикса.

К одному и тому же типу склонения могли принадлежать имена существительные разных родов.

Падежная система имени в готском в основном четырехчленная (именительный, родительный, дательный и винительный), поскольку звательный падеж сохранился лишь в единственном числе отдельных типов склонения. При частой омонимии форм именительного и винительного падежа системы флексий отдельных классов имели значительные расхождения.

4.2. Прилагательное

Готское прилагательное также имело категории рода, числа и падежа, формальное выражение которых было взаимосвязано; кроме того, оно характеризовалось степенями сравнения. Склонение прилагательных подразделялось на два типа: сильное и слабое. Готские прилагательные и существительные сохраняли тесную связь в отношении формообразования, хотя их синтаксические функции в предложении были различны.

Парадигма сильного склонения имеет смешанный характер, включая как именные (в Им. и Р. п.), так и местоименные (в Д. п. и В. п.) формы, и сохраняет деление на классы склонения в зависимости от словообразующего суффикса. Оно обозначается также как местоименное и складывалось уже в общегерманский период. Слабое склонение обозначается иногда как именное.

Сильная форма употреблялась, если прилагательное: 1) являлось именной частью сказуемого при глаголах wisan ‘становиться’ и wairþan ‘становиться’; 2) выполняло функцию обособленного предикативного определения; 3) выполняло функцию определения и перед ним отсутствовало артиклеобразное указательное местоимение sa, þata, so; 4) употреблено как субстантивированная форма.

Слабая форма употреблялась, если: 1) прилагательное выступало в атрибутивной функции в сочетании с артиклеобразным местоимением; 2) оно субстантивировалось в сочетании с артиклеобразным словом; 3) имело место фразеологическое сочетание (часто при обращении: atta weiha ‘отец святой’; в сочетаниях, где прилагательное является постоянным эпитетом в религиозных понятиях: libans weiha ‘вечная жизнь’, balwein aiweinon ‘вечное мучение’).

Однако, в отношении использования слaбой или сильной форм в случае субстантивации твердых норм не существовало.

4.3. Глагол. Именные и личные формы глагола

У готского глагола выделялись две системы форм, различавшиеся морфологическими показателями и словоизменительными категориями - именные (неличные) и личные (спрягаемые) формы. Именные формы включали инфинитив, причастие первое и причастие второе.

Инфинитив – неопределенная, неизменяемая глагольная форма, не имевшая видовременных и залоговых противопоставлений. Он образовывался от основы настоящего времени посредством суффикса -n: nima-n "брать", hrainja-n «очищать».

Причастие I образовывалось от основы настоящего времени при помощи суффикса -nd-: ср. nim-a-nds "берущий" (nim - корень, а - соединительный гласный, -nd - суффикс причастия, -s - падежное окончание им. п. ед. ч. муж. род).

Причастие II имело два разных суффикса у сильных и слабых глаголов (у сильных -n-, у слабых –þ-): ср. num-а-n-s "взятый“ от сильного глагола niman "брать", balw-i-þ-s "мучимый" от слабого глагола balwjan "мучить“.

Личные глагольные формы выражали следующие морфологические категории:

1. Категория лица, передаваемая посредством личных окончаний; по этой причине личное местоимение не всегда сопровождает личную глагольную форму в готских текстах: amen auk qiþa izwis - "истинно говорю вам", qaþ izwis þatei ik im - "сказал (я) вам, что это я".

2. Категория числа выражалась теми же личными окончаниями что и лицо. В системе готского глагола различалось три числа: единственное, двойственное, множественное. Архаичные формы двойственного числа представлены только в первом и втором лице.

3. Категория времени была представлена двумя синтетическими временными формами: настоящим (презенсом) и прошедшим (претеритом).

Специальная форма будущего времени в готском, как и в других древних германских языках, отсутствовала. Значение будущего в основном, выражалось формой настоящего времени и контекстом, например: ik qimands gahailja ina - "я, придя, исцелю его". Нередко греческие формы будущего времени передавались в готских текстах описательно (парафразы) бивербальными конструкциями: wairþan + Part. I, duginnan / haban + Inf., что напоминает современные аналитические формы в германских языках.

4. Категория наклонения представлена формами изъявительного, повелительного, сослагательного наклонения (индикатив, императив, оптатив).

5. Категория залога в готском языке представлена оппозицией "действительный залог - медиопассив". Архаичные формы медиопассива имелись в готском только в настоящем времени и не фиксируются в других древнегерманских языках. В прошедшем времени значение пассивности передавалось сочетанием служебных глаголов wisan "быть" и wairþan "становиться" + причастие II (прообраз аналитических форы пассива в современном английском и немецком языках). В сочетаниях причастия II с формами глаголов wisan и wairþan носителем залогового значения было причастие; формы служебных глаголов вносили модификации преимущественно видовременного характера. В структурном отношении эти словосочетания представляли собой составное именное сказуемое, где причастие выполняло функцию предикатива и согласовалось в роде, числе и падеже подлежащим: личные формы глаголов wisan, wairþan выполняли связующую функцию.

6. Категория вида не являлась собственно морфологической категорией в готском языке. Оппозиция "совершенный - несовершенный вид" носила скорее лексический характер и выражалась противопоставлением глаголов, имеющих приставку "gа-" бесприставочным глаголам: gahailjan "исцелить" - hailjan "лечить", gagaggan "уходить" – gaggan "идти", gahausjan "услышать" - hausjan "слышать". Однако приставка ga- не была регулярным средством выражения совершенного вида, поскольку в ряде случаев она могла передавать и другие значения; совместности действия (qiman "приходить" - gaqiman "собираться"); взаимности действия (gawadjon "обручить", gasibjon "помириться").

7. Категория переходности и непереходности. В готском противопоставление "переходный глагол - непереходный глагол" имело лексический характер. Оно выражалось при помощи следующих словообразовательных средств:

а) образование переходных глаголов посредством суффикса –ja-, а непереходных - при помощи суффикса -nа: fulljan "наполнять" - fullnan "наполняться" от прилагательного fulls "полный";

б) образование переходных глаголов посредством аблаута от непереходных: переходный глагол со ступенью -а-, непереходный – со ступенью -i-: lagjan "класть" - ligan "лежать", dragkjan "поить" - drigkan "пить";

в) важным средством дифференциации переходных и непереходных глаголов являлось употребление возвратного местоимения sik. При этом переходный глагол без возвратного местоимения противопоставлялся непереходному глаголу с возвратным местоимением; laisjan "учить" – laisjan sik "учиться", ushafjan "поднимать"- ushafjan sik "возноситься".

Личные формы глагола имели следующие формальные средства выражения словоизменительных категорий:

1. Личные окончания

2. Суффиксы

3. Чередования гласных в корне

4. Редупликация (удвоение) начального согласного корня

5. Супплетивность, т. е. полное изменение корня.

Морфологические типы глаголов в готском, как и в других древнегерманских языках, выделяются в зависимости от способа образования временных форм и причастия II. Наиболее продуктивным морфологическими типами является сильные и слабые глаголы, отличающиеся способом образования претерита и причастия II. Претеритопрезентные и неправильные глаголы, отличающиеся индивидуальными особенностями, представляли собой численно и деривационно ограниченные группы.

4.4. Числительное

В готском языке представлены два разряда числительных - количественные и порядковые. Числительные имели морфологические категории рода и падежа. Образование количественных числительных отражало следы трех систем исчисления:

Информация о работе Готские письменные памятники. Правила чтения