Украинский народный фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Украина.docx

— 48.68 Кб (Скачать документ)

О близости С. и Д. в той  или иной степени писали в разные годы П. А. Кулиш, Вл. Антонович и М. Драгоманов, П. И. Житецкий, В. Ягич, Н. П. Дашкевич, Н. Д. Квашнин-Самарин, Ю. Тиховский, Ф. Е. Корш, А. И. Никифоров и др. Кулиш, считавший рифму обязательной принадлежностью Думы, предполагал, что «Слово…» — единственная из сохранившихся дружинных дум, «но и та дошла до нас в искаженном виде». По мнению исследователя, большая часть рифм в С. могла утратиться при переписке памятника и редактуре в целях приближения его к летописной форме.

Издатели «Исторических  песен малорусского народа» Антонович  и Драгоманов, полагавшие, что «дума  украинская по своему более мерно-прозаическому, чем стихотворному, изложению сходна со „Словом о полку Игореве“», считали возможным назвать С. «южнорусскою думою XII в., не имевшею только рифмы новейшей украинской думы». Другим объединяющим признаком исследователи считали тематическую близость памятников: как Думу именовали «невольницкою псальмою», так и «Слово о полку Игореве»- «Есть на добрую долю сказание о неволе братьев Игоря и Всеволода у половцев».

Житецкий в ходе подробного и всестороннего исследования украинской Думы  как жанра, дал тщательный анализ соотношения их со «Словом о полку Игореве», сопоставив форму и содержание. По наблюдениям ученого, родство С. с Д. выражается в следующих общих признаках:

1) предметом С. и Д.  являются «трудные повести» о  борьбе со Степью;    2) «лирический, страстный» тон повествования;

3) подвижность и изменчивость  размера;

4) преобладание глагольной  рифмы и др.

 

Житецкий считал С. переделкой самого автора в летописную заметку, утратившую бо́льшую часть первоначальных рифм. На некоторую близость С. и украинской Думы  указывал Дашкевич, считавший, что С. напоминает древние южнорусские песни-былины, приемы которых сохранились в Думе. Большую близость размера С. укр. Д., чем былинам, утверждал Квашнин-Самарин.

Наиболее значительным исследованием проблемы соотношения С. и украинской Думы является статья Тиховского «Прозою или стихами написано „Слово о полку Игореве“?». Автор дает критический обзор существующих по теме работ, утверждает «стихотворный характер» С., близость его размера размерам украинской Д., приводит аналогии размеру С. в Д., считая наиболее продуктивной точку зрения Антоновича и Драгоманова.

В структуре думы является более или менее выраженные три  части: запев («заплачка», как называли кобзари), основной рассказ, окончание. Стихосложение думы неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой», а завершаться «гей-гей».

Своей стихотворной и музыкальной  формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого  ранее в причитаниях, из которых  думы переняли некоторые мотивы и  поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят  в плавные, меняющеися формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец рецитации в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую рецитует все думы своего репертуара.

Пение дум требует особого  таланта и певческой техники (поэтому  думы сохранились только среди профессиональных певцов). Доминантный элемент думы — словесный, а не музыкальный, и  формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические.

Рифмы в Думе преимущественно глагольные. В поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля христианская, тихие воды, ясные звезды, мир крещеный, каторга басурманская, тяжкая неволя), тавтологичные высказывания (хлеб-соль, медвяно, январь-мать, пьет-гуляет, богатеи-сребреники, волки-сироманки, турки-янычары), коренословные (пеший-пехотинец, стонет-проквиляе, жить-проживать), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора т.д.), традиционные эпические числа (3,7,40 и др.). Стиль Дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов (златоглавом, глас, аще, рече, ноге, руке). Эпичность и торжественность Дум усиливается ретардациями — замедлением рассказа через повторение фраз-формул Дум — это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы с турками, татарами, поляками и др.

У думы, в отличие от баллад и эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о Думах есть в хронике («Анналы», 1587) польского историка С. Сарницкого, древнейший текст Д, найденный в краковском архиве М. Возняком в 20-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) «Козак Голота». В научную терминологию название Дума ввел М. Максимович, который, как и М. Цертелева, П. Лукашевич, А. Метли.

Музыкально-стилистические признаки дум.

Напевы дум состоят  из:

- речитатива на одном звуке в пределах кварты;

- мелодичного речитатива или семантично-однозначних речитативних напевов;

- различной длительности  мелодичных каденций в конце тирады или её отрезков, т. н. формул окончаний;

- вступительной мелодичной формулы со слова «гей!», т. н. «заплачки»:

Речитативные напевы, начальные  и финальные мелодичные формулы приукрашены, обычно, мелизмами. Ладовую основу большинства дум составляет дорийский лад с повышением IV ступени, с нижним вступительным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вступительного тона в доминанте, вследствие чего V ступень выполняет функцию временной тоники. Увеличенное опевание, которое образовалось между ІІІ и IV ступенями, образует специфично «восточный» колорит или передает чувства страданий (по мнению кобзарей «придает чувство жалости»).

Основными темами дум являлись:

Турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова»)

Рыцарская смерть козака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана»)

Освобождения из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем»)

Казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере»)

Освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Корсунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»)

Семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»

 

Инструментальный фольклор и народные инструменты

  Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Существует несколько  теорий относительно происхождения  украинской бандуры. Вероятно её происхождение связано с кобзой, а не с гуслями. Древнерусские гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине. Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большее количество струн, нежели более древние крыловидные, от 14 и до 20. Они и могли стать праматерью бандуры, на стыке русской и европейской культуры. Кстати, как не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством (1321 г.) ориентация русинских земель была направлена ​​на западную культуру. Культурная ассимиляция с Россией началась с конца XVIII в., когда многострунный украинский музыкальный инструмент «бандура» уже сформировался и бытовал (1740 г.). В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты:

В XIX в. бандуры были симметричны, что присуще лютнеподобным инструментам;

Основные струны расположены  на корпусе бандур зовутся «приструнки», то есть как часть струн ПРИ основных струнах на грифе;

Функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где  сохранились на бандурах;

Общность традиционного  репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов;

Конструктивные неудобства для исполнения на приструнках бандуры «думового порядка» в сравнении с абсолютным удобством его игры на грифе кобзы. Появление бандуры как инструмента гомофонно-гармонической музыкальной формации не могло произойти раньше появления и формирования самой системы в европейской музыке.

Кобза-Бандура родственна пандуре или Мандору. Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда. Изображение кобзы-бандуры известны с 12 в.  Ещё в 15 в. украинских кобзарей приглашали в королевский двор Польши, а в 18-19 века — в российский императорский двор. Крупнейшие давние кобзари — Т. Билоградський (известный лютнист, 18 в), А. Шут (19 в), О. Вересай (19 в) и другие. В начале 19 веке  старосветская бандура вытеснила кобзу. В разное время бандура имела от 7-9 до 20-30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров — исторические, думы, псалмы, канты и т. д. Происходит название бандуры — из латинского (пандура) через старопольскую (Barduny, ie Лютня).

В XVII веке была популярна на Украине, Ко́бза́ — лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Имя «кобза», «кобоз», «кобуз» и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других странах: «kopuz» — Турция, «kopus» — Хорватия, «koboz» — Венгрия, «kobuz» - Азербайджан, «cobza» — Румыния, и т. п. Несомненно, что кобза была занесена в Украину тюркскими племенами, но вероятней всего что в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.

Классик украинской литературы Тарас Шевченко увековечил в своём  творчестве образ кобзаря — народного  сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Кобзу не стоит  путать с современной бандурой, принадлежащей  к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале XIX века. Кобза-бандура, в конечном счете, становится любимым инструментом украинских казаков и широко распространяется среди сельского населения земель польских королей и русских царей, где он играл роль лютни Западной Европы. К несчастью, кобза, подобно лютне, постепенно вышла из употребления после 1850 года и была заменена современной бандурой, гитарой и мандолиной. Украинская кобза - неотъемлемый атрибут казака Мамая, персонажа Вертепа.

Около 1700 года некоторые  украинские кобзы-лютни приобретают  дополнительные струны. Такие инструменты  сохранились только на рисунках. Неизвестно, было ли усовершенствование локальным  изобретением или же пришло из Европы, но несомненно то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана.

В конечном счете, существовало три типа инструмента:

1. кобза с ладами 

2. кобза с ладами и  приструнками

3. кобза без ладов, но  с приструнками.

  Следует, однако, заметить, что отсутствие ладов спорно, так как лады изготавливались из кишок, завязывались на грифе и могли просто потеряться с течением времени.

Торба́н — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (30 — 40 струн), из семейства лютневых, родственен теорбе и бандуре, от которой отличается наличием навязных ладов. Внешне торбан очень напоминает немецкую теорбу и ангелику, но имеет большее количество струн, как у бандуры, которые помещаются на корпусе. Чтобы добыть звук определённой величины, торбанист и прижимает укорачиваемые струны к грифу, и выборочно добывает звуки щипком на неукорачиваемых струнах.

Торбан был распространён  с первой половины XVIII до начала XX века в Польше, на Украине, а позже в  России. Торбан был изобретен польским монахом-паулином из Ясной Горы Тулигловским, но получил распространение главным образом на Украине. Торбан был дорог в изготовлении, требовал сложных приёмов игры, и был доступным лишь для аристократических салонов, казацкой старшины, хотя большинство исполнителей-торбанистов были «низкого» происхождения. Возможно, это было главной причиной того, что этот инструмент, который часто называли «панской бандурой», в начале XX столетия был удален из обихода как недостаточно пролетарский.

Тремби́та — народный духовой мундштучный музыкальный инструмент, род обернутой берестой деревянной трубы без вентилей и клапанов. Трембита представляет собой деревянную трубу длиной до четырёх метров и диаметром около 30 мм, расширяющуюся в раструбе. Не имеет вентилей и клапанов. В узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик), от величины которого зависит высота звукового ряда. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Основная сложность изготовления состоит в точном серединном разрезе ствола и последующем аккуратном выдалбливании древесины, пораженной молнией, чтобы оставить 3-7 мм по краю ствола для корпуса будущего инструмента. Карпатские трембиты изготавливаются из Ели европейской (смереки) и половинки инструмента скрепляются без клея плотными кольцами из еловых ветвей. Мелодию исполняют преимущественно в среднем и верхнем регистре.

Информация о работе Украинский народный фольклор