Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:18, реферат
Одной из наиболее влиятельных глобальных идеологий на протяжении последних полутора-двух столетий является либерализм (от лат. – свободный). Его идейно-теоретические истоки восходят к периоду буржуазных революций ХУП-ХУШ вв., сформулированы в работах Дж. Локка (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), Б. Франклина (1706-1790), Т. Джефферсона (1743-1826), А. Токвиля (1805-1859). Мировоззренческие, политические, экономические, социальные основы либерализма были сформулированы в XIX в. в трудах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера.
Отвергая перспективы
Консерваторы отрицают не саму по
себе идею социального равенства, а
концепцию осуществления
Стабильность политического
На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма. Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С.Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющими американскую политику» и обеспечивающими ее «поворот вправо». В основном они экслибералы, обеспокоенные закатом традиционной власти и «избытком демократии», волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов, упадком традиционных ценностей индустриальной цивилизации.
Существуют две основные трактовки неоконсерватизма:
1) как современного
2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.
Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изменение курса во время шторма это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что «современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной». Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов.
Одна из наиболее существенных особенностей неоконсерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.
Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П.Стейнфельса, «...неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов». Поэтому, убежден П. Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов».
Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.
Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы снизу», а неспешными изменениями, проводимыми «сверху».
Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.
Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.
Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.
Социализм ( от лат. общественный) сложный комплекс социально-философских, общественно-политических концепций, идеологических доктрин и установок, обосновывающих идеалы общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ. При всей своей многовариантности социализм имеет единые теоретико-философские и политические истоки. Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи, сформулированные еще в античной Греции в «Государстве» Платона {427–347 до н.э.), а затем в «Утопии» Т. Мора (1478-1535) и в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639). Существенное значение для его становления имели сформулированные Ж.-Ж. Руссо идеи о частной собственности как причине социального неравенства, о необходимости построения гражданского общества, основанного на общественном договоре и равенстве людей.
Само понятие «социализм» как противоположное термину «индивидуализм» было введено в научный оборот французским мыслителем Пьером Леру в его работе «Об индивидуализме и социализме» (1834). К этому времени получили достаточно широкое распространение сочинения Р. Оуэна (1771-1858) в Англии, А. Сен-Симона (1760-1825) и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции. Первый из них обличал недостатки капитализма и считал, что новые производительные силы, созданные индивидуализмом, могут служить не кучке богачей, а использоваться на благо всех людей, если будет уничтожена конкуренция и установлен кооперативный контроль над промышленностью.
А. Сен-Симон считал, что современное ему общество страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, может и должно быть преобразовано развитием науки и техники, которое приведет к обществу, управляемому высокообразованными и компетентными экспертами. Такое общество обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в нем положение, соответствующее его способностям. На основе искоренения источников общественного беспорядка в таком обществе можно будет ликвидировать государство как принудительный социальный институт.
Решительным противником капиталистической системы был Ш. Фурье, который выступал за создание плана экономической организации общества, опирающейся на мелкое товарное производство в так называемых «фалангах» первичных общественных ячейках, основанных на социальном равенстве, оптимальном сочетании талантов, страстей и вкусов и включающих в себя 1600 человек. Хотя взгляды названных теоретиков утопического социализма значительно различались по многим вопросам, но все они утверждали, что в обществе существуют реальные возможности для немедленного реформирования его на условиях искоренения эксплуатации, неравенства, индивидуализма, пороков, бедности и осуществления социальной справедливости, уничтожения противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Наиболее существенный вклад в развитие социалистической идеологии в XIX в. внесли К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) основатели марксизма, ставшего синонимом коммунистической идеологии. Они разработали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, согласно которой социализм это не утопия и не заманчивая мечта, а неизбежная и закономерная фаза исторического становления более отдаленного этапа развития общества коммунизма, представляющего подлинную цель прогресса человечества. В их понимании, капитализм в процессе своего развития сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму.
Согласно учению К. Маркса, рабочие, т.е. люди, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства являются производительными силами общества, т.е. теми его силами, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные блага. Но трудящиеся люди объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельца этих средств, их собственника, который нанимает работающих людей, предоставляет им работу и тем самым соединяет их с орудиями труда. Именно собственность на средства производства выступает в качестве основы социальных отношений, которые возникают между работниками, а также между работниками и владельцами средств производства капиталистами. Эти отношения, складывающиеся в процессе производства, называются производственными отношениями.
Способ производства материальных благ, состоящий, согласно К. Марксу, из двух неразрывно связанных сторон производительных сил и производственных отношений, не остается раз навсегда данным, неизменным, напротив, он находится в процессе постоянного изменения и развития. Революционизирующим элементом развития способа производства, вызывающим его изменения, являются трудящиеся люди и орудия труда, которые изменяются быстрее, чем базирующиеся на собственности производственные отношения. Вследствие этого на определенной ступени своего развития материальные производительные силы приходят в противоречие, в состояние конфликта с существующими производственными отношениями, прежде всего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. При рассмотрении таких переворотов необходимо отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, философских, короче, от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
По мере развития капиталистического производства, считал К. Маркс, происходит не только обострение противоречия, конфликта между производительными силами и производственными отношениями, что составляет экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируется субъект такого ниспровержения, могильщик капитализма рабочий класс.
К. Маркс устанавливает, что основное средство получения капиталистической прибыли «безграничное развитие общественных производительных сил» вступает в постоянный конфликт с ограниченной целью «увеличением стоимости существующего капитала». Поэтому капиталистический способ производства внутренне противоречив, а создаваемые им же самим производительные силы и прежде всего главная из них рабочий класс находятся в постоянном, неуклонно воспроизводящемся противоречии со свойственными данному способу производства общественными отношениями. По мере нарастания данного противоречия и осознания своих коренных интересов рабочий класс постепенно от частичных конфликтов доходит до понимания неизбежности своего всеобщего конфликта с буржуазией в рамках существующего буржуазного общества и необходимости революционного ниспровержения последнего.
Отсюда следует, что, в марксовом понимании, социальный конфликт является не только повсеместно распространенным, но и неизбежным свойством антагонистической социальной системы, вследствие чего он должен стать одним из основных объектов ее социального анализа. Более того, такие конфликты имеют тенденцию к возрастанию и обострению, а высшим их средоточением и воплощением становится социальная революция, которая разрешает все антагонистические противоречия и конфликты и представляет собой главное социально-политическое орудие перехода к новому социальному устройству. Такой переход, по мысли К. Маркса, совершится очень нескоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию. В этом процессе свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы предпосылки для устранения социальных антагонизмов и эксплуатации из жизни общества.
Одновременно с революционным направлением в социалистической идеологии, основным и наиболее влиятельным воплощением которого стал большевизм, реализованный в деятельности Коммунистической партии Советского Союза, в лоне этой мировоззренческой политической доктрины сформировалось и другое, существенно отличное от него направление, которое тоже опирается на марксизм, но истолкованный совершенно иначе. Важнейший вклад в развитие этого направления, которое в последствии, уже в XX в. получило название социал-демократического, внесли Э. Бернштейн (1850-1932), К. Каутский (1854-1938), О. Бауэр (1882-1938), Ф. Адлер (18791960), а во второй половине XX в. В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.