Шаманизм народов Северной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия шаманство практически прекратило свое существование. Атрибуты обрядов, описания действий и жизни шаманов – все это практически отошло в область истории и представляет интерес не столько в религиозном, сколько в культурологическом и этнографическом плане. Тем не менее, изучение особенностей шаманства позволяет глубже понять культуру, религиозные убеждения и мировоззрение древних народов. Это обуславливает актуальность данной темы.
Цель контрольной работы - рассмотреть особенности шаманизма народов Северной Азии. Мы охарактеризуем специфические черты воззрений шаманов, обрядов и ритуальных атрибутов на пример алтайского шаманизма.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)


Введение.

Шаманизм является одной из древних  форм религиозного культа, основанной на особом видении мира и отношениях человека с природой. Шаманские техники  зародились в глубокой древности - по данным археологии они уже существовали 20 000 лет назад.

Мир шамана обладал набором определенных элементов, так же как и физическая материя. Ученые-физики доказали неоднородность строения плотной материи, состоящей из атомов, которые в свою очередь образуются в основном из пустоты. Подобное внутреннее пространство вполне доступно для восприятия и исследования. Царство шамана, во многом напоминающее строение материи, изучало не отдаленные тела внешнего космоса, а духовное существование миров.

В последние десятилетия  шаманство практически прекратило свое существование. Атрибуты обрядов, описания действий и жизни шаманов – все это практически отошло в область истории и представляет интерес не столько в религиозном, сколько в культурологическом и этнографическом плане. Тем  не менее, изучение особенностей шаманства позволяет глубже понять культуру, религиозные убеждения и мировоззрение древних народов. Это обуславливает актуальность данной темы.

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности шаманизма народов Северной Азии. Мы охарактеризуем специфические черты воззрений шаманов, обрядов и ритуальных атрибутов на пример алтайского шаманизма.

При написании контрольной  мы опирались на работы таких авторов, как А.В. Анохин, В.Г. Богораз, О. Дубровская, Л.П. Потапов и др.

 

 

 

 

 

1. Основные черты шаманизма.

Ученые, занимающиеся изучением национальных традиций, убедительно доказали, что древние шаманские культы возникли на основе религиозных традиций народов Северной и Центральной Азии. Духовное состояние общины тогда контролировали племенные шаманы, обладавшие непререкаемым авторитетом благодаря способности управлять таинственными силами природы.

Общее значение слова  «шаман» в переводе с языка  тунгусов Северо-Восточной Сибири означает «работа с теплом, огнем» или «нагревать, сжигать». Применительно к человеку это понятие можно разъяснить как «преобразователь огня» [2;5]. Такое определение вполне объяснимо, если учесть способность шамана к преображению как физическому, так и духовному. В толковых словарях шаманом называется «мудрый человек», «тот,  кто познал экстаз». Находясь в трансе, шаман получал зашифрованную информацию, благодаря которой он мог оказывать помощь больным и давать конкретные советы по лечению. Подобные врачеватели могли накапливать и физически чувствовать собственную силу, ощущать связь с внутренней сущностью предметов и событий.

В отличие от людей, непосвященных  в тайны скрытых миров, шаман  воспринимал невидимые предметы и явления. Он легко раздвигал  границы своего сознания, соприкасаясь с реальностью, выходящей за рамки  примитивного мира физических явлений. В царстве мистической реальности движение происходило по законам, в корне отличающимся от научных представлений. Шаманы утверждали, что внутреннее время непостоянно: оно может сжиматься и растягиваться, словно резина. Пребывая в этом измерении, разум шамана преодолевал значительные препятствия, которые невозможно объяснить логически.

Шаман иначе воспринимал  окружающую его действительность, не признавая действия химических и физических законов. Понимая разнообразие жизненных форм, он знал множество способов ее восприятия, причем обычные человеческие ощущения считались лишь одним из них. Не секрет, что насекомые, животные, птицы, рыбы, деревья воспринимают окружающее пространство и явления, происходящие в нем, в собственном представлении. Глубоко постигая мир, шаман уважительно относился ко всему живому. Маги и заклинатели много лет отдавали постижению жизни в любом ее проявлении.

Шаманские воззрения  на природу внутреннего космоса  очень сильно отличались от материалистических взглядов некоторый ученых, утверждавших, что мир вокруг нас существовал отдельно и независимо от остального. Шаман жил в придуманной сети, где все соединено нитями энергии, словно артериями и капиллярами, разносящими кровь к каждой клетке живого организма.

По научному определению  термин «шаманизм» означает изучение принципов и методов эзотерического культа [3;27]. Используя связь между человеческим сознанием и сущностью всего живого, от людей до небесных тел, шаман соединял личность с природой и другими уровнями бытия. Однако он не стремился к манипуляции, контролю или эксплуатации. Основными его методами являлись добровольное сотрудничество и активная поддержка всех форм жизни. Таким образом, шаманизм был сугубо индивидуальным занятием, не имевшим ничего общего со сверхъестественными явлениями.

2. Особенности  шаманизма в Азии.

В следующих  параграфах мы рассмотрим особенности шаманизма в Азии на примере алтайского шаманизма.

У алтайских шаманистов олицетворение  природы покоилось на основе древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания. Согласно их представлениям, у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то гора или река, дерево или камень, птица или зверь, гром или дождь и т. д., имелся свой хозяин, который в воображении шаманистов был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Этот хозяин не только обладал разумом, как у человека, но и выделялся своим обликом (воображаемым), нередко антропоморфным (например, у горы или реки, озера) или зооморфным (у птиц, зверей и др.).

Дуалистическое представление  у алтайцев распространялось и на предметы домашнего и хозяйственного быта. По мнению Л.П. Потапова,  обычай хоронить с умершим кое-какие  предметы домашнего обихода, часто сломанные, отражал дуалистическое представление и имел целью освободить владельца погребаемой в землю вещи с тем, чтобы при перекочевке его в «другую землю» эти вещи и предметы могли бы служить умершему,  поскольку хозяева   вещей не  оставались  в могиле  вместе с трупом [5;28].

Среди алтайских шаманов была распространена вера в двойника. Можно сказать, что  понятие двойника тождественно понятию  души. Двойник обладал способностью отделяться от тела во время сна  в виде маленького огонька, бродить  по разным местам и возвращаться при пробуждении человека. Случаи невозвращения двойника во время сна считались нередкими. Шаманы обычно при совершении специального обряда находили невернувшихся двойников, легко узнавая их по индивидуальным признакам и чертам заболевшего, ловили, забирали в бубен и «вбивали» (сильным ударом по бубну) в правое ухо больному. Обыкновенный человек мог видеть двойников людей, в том числе родных и знакомых, только во сне, но шаманы и «ясновидцы» - и воочию. Особенно хорошо их видел шаман, причем при содействии собственного двойника, которого мог отделить от себя по своей воле, разумеется, во время камлания. Этим, как и некоторыми другими признаками и свойствами, двойник шамана отличался от двойника рядового человека.

Нельзя  считать типичным для алтайского шаманизма и представление о соединении зон Вселенной по оси через мировое дерево или гору. Мифологический сюжет о мировом дереве и космической горе широко распространен у различных народов. У алтайских шаманистов он зафиксирован в ритуале некоторых молений, когда по ходу действия шаман (кам) отправлялся в небесную зону. Он делал это, подымаясь сначала якобы по ступеням - зарубкам, обозначенным на березе, до ее вершины, символически связанной с небом. Береза выступала в шаманском культе как священное дерево и изображалась рисунком на шаманском бубне. Отражением же представления о космической горе у алтайских шаманов было почитание не одной общей для всех космической горы, а конкретных гор, вершины которых достигают облаков и часто ими окутаны. Профессиональную судьбу шаманы  связывали, как правило, именно с такими горами, считая их, точнее,  хозяев этих гор, своими властелинами и покровителями, наставниками и подателями своего долголетия.

Для своих горных покровителей шаманы устраивали специальные моления - камлания, обращаясь к ним с различными просьбами: дать благополучие их роду или отдельным людям, прибегнувшим к помощи шамана, и т. д. Однако было бы ошибочно относить их к категории только помощников шамана. Они являлись его покровителями и только в этом смысле оказывали ему помощь, и то при условии, если шаман почитал их, приносил им жертвы и беспрекословно выполнял их повеления. Они иногда даже наказывали шаманов за те или какие-либо нарушения в камлании, отступления от запретов и т. д. [5;24].

Культ шаманов-предков составлял  у алтайцев основу шаманского преемства. Он характеризовал и механизм становления шаманов   в   качестве   служителей   религии,   обставленный   различными обрядами и церемониями. Но культ шаманов-предков в алтайском шаманизме достиг той степени развития, при которой отдельные шаманы были возведены в ранг местных духов или божеств и канонизированы. Им устраивали моления-камлания, приносили в жертву домашних животных. Делали их символические изображения в виде маленьких моделей бубна и пучков цветных ленточек и т. п.

Умершие шаманы-предки приводили кама в состояние возбуждения перед камланием. Призванные по зову шамана (ударами в бубен) духи-помощники, и прежде всего предки-шаманы, вселялись в него. Они высвобождали двойника шамана и составляли его «охрану» во время камлания, размещаясь на голове и плечах, руках и ногах, обвивая ста и как бы образуя панцирь, броню, они служили шаману чем-то вроде доспеха.

Традиция культа предков-шаманов, являющихся основными духами-помощниками, передаваемая изустно из поколения в поколение, нашла и свое вещественное выражение в алтайском шаманизме. Когда появлялся новый кам, то его бубен и костюм должны были повторять те черты и особенности, которые были свойственны бубну и облачению предка, избравшего кама своим преемником. Данная традиция объясняет сохранение общих черт и особенностей главных профессиональных священных предметов - бубна и ритуального облачения шамана, - которые он воспроизводит при изготовлении их по указанию предка-шамана, выясняя это путем особого, индивидуального камлания.

3. Обрядовые  инструменты алтайских шаманов.

Орудия, которыми пользовались шаманы, являясь предметами силы, были призваны связывать сознание с глубинными уровнями творческого потенциала, а также с природными и космическими силами.

Одним из важнейших инструментов кама был бубен. Значение бубна в  культовой практике было столь велико, что без  преувеличения можно  утверждать: все основные культовые действия шамана во время различных камланий были связаны с его использованием. В небольшом и портативном священном предмете умещалось своего рода оборудование молельни: это и бубен в целом и его отдельные части, детали, рисунки, подвески и т. д.

Бубен представлял собой  нечто более сложное, чем просто священный ритуальный инструмент. Он был основным специфическим и  ярким предметом шаманского культа, синтезировавшим ритуальный реквизит небольшой походной молельни через  символику своей формы и конструкции, а также различных частей и деталей устройства, воплощал в себе предметно и зримо концептуальные положения алтайского шаманизма.

Распространенным среди алтайских шаманов было представление о бубне как луке, при помощи которого кам сражался со злыми духами, с враждебными шаманами. Бубен мог играть роль лодки, когда шаман, путешествуя по тем или иным местам во время камлания, встречал море или реку. Колотушка бубна служила веслом. Символикой обладали и другие части бубна, и прежде всего его вертикальная перекладина с круглым перехватом для держания бубна рукой во время камлания.

Часто на шаманских бубнах можно встретить совокупность рисунков, символизирующих Вселенную с  ее трехчленной структурой, т.е. небесной, земной и подземной сферами. Каждой из этих сфер были присущи соответствующие рисунки, хотя количество их и сюжеты варьировали, отражая конкретные индивидуальные возможности и религиозный культовый потенциал шамана. Среди этих рисунков преобладают иконографические изображения духов - помощников шамана, которые у разных камов были различными, создавая тем самым разнообразие этой категории рисунков на бубнах камов даже у одной и той же народности.

Кроме  бубна необходимой  принадлежностью большинства алтайских  шаманов было специальное ритуальное облачение, в котором проводилось камлание и которое мог надевать только шаман. Как и бубен, это облачение являлось священным предметом индивидуального назначения и пользования, изготовлялось только для шамана, уже обладавшего бубном. У алтайцев и тувинцев такое облачение в виде кафтана или куртки называлось маньяк.

Изготовление облачения  кама происходило по указанию или  внушению его духов - покровителей и помощников вовремя специального камлания с бубном. В первую очередь шаман обращался к умершему предку, который заставил его стать камом. От него он получал подробное указание о внешнем оформлении ритуального кафтана и шапки.

Для маньяка как профессионального  ритуального облачения шамана было характерно сложное внешнее оформление. Оно включало в себя множество жгутов, сотни различных подвесок, небольшие куски ткани в виде платков, ленты, бахрому, шкурки зверей, птиц и их отдельные части (когти, перья, клювы, крылья и др.), тряпичные антропоморфные изображения в виде куколок, змей, чудовищ и т. п., иногда - миниатюрные предметы быта (кисеты, игольники и др.). Жгуты изготовлялись обычно из самодельной конопляной веревки, обшитой цветным ситцем разной длины и толщины. Подвески делались преимущественно из железа (кольца, бляшки), но были и медные колокольчики, бубенцы. Все это прикреплялось к короткополой, доходящей до колен, распашной куртке с рукавами (из овчины или кожи марала) так, что самой куртки не было видно. Она служила как бы конструктивной основой для размещения на ней всей массы деталей, имеющих то или иное символическое значение.

Информация о работе Шаманизм народов Северной Азии