Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

период последней трети XIX в. и начало ХХ в. Качественные
изменения и углубление конфликтности отношений в российском обществе,
кризис патриархально-дворянской и монархической государственной
системы, возросшая активность рабочего класса обусловили качественный
скачок в самосознании основных слоев общества. К сожалению,
национальное сознание оказалось ориентированным в основном на
деструкцию

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Принято различать «старших» и «младших» символистов, «Старшие» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З.Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манерой испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910г. «символизм закончил свой круг  развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращению ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонности к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «… они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем не все свои постулаты  акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствуют психологизм первых сборников А.А. Ахматовой (1889 – 1966 ), лиризм раннего О.З. Мандельштама (1981 - 1938). По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев. Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы – новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников.)

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусства, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиция в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого, с Парохода современности» (манифест «Пощечина общественному вкусу», 1972.)

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно  отнести к определенному течению – М. Волошин  (1877-1932), М. Цветаева  (1892-1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Орешин). Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединения религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам в «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных, по его мнению, русских поэтов (наряду с Блоком, Ахматовой, Кузминым) назовет Н.А. Клюева (1887 – 1937), в десятые годы получившего известность (сборник «Сосен перезвон», 1912), в двадцатые затравленного и в конце тридцатых убитого, по существу, за глубинную связь его поэзии с истоками русской культуры – фольклоризм и некоторую патриархальность. «Клюев – пришелец с величавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоится на эллинской важности и простоте. Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин (1895 – 1925), соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства (сборник «Радуница», 1916 и др.).

 

5. ТЕАТР И МУЗЫКА

 

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К.С. Станиславским (1863 – 1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858 – 1943). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой (газета «Новое время»), а также представителями символизма – с критической статьей «Ненужная правда» в журнале «Мир искусства» выступил В. Брюсов. Ему, стороннику эстетики условного символистического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда – родоначальника метафорического театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864 – 1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова (1883 – 1922) отмечено поисками новых форм, его постановки 1911 – 12 гг. носят радостный, зрелищный характер («Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др.). В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Одним из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра (1914) А.Я. Таиров (1885 – 1950) стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с Петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873 – 1938), Л.В. Собинов (1872 – 1934), Н.В. Нежданова (1873 – 1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880 – 1942) и балерина А.П. Павлова (1881 – 1931). Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909 – 12).

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже ХХ в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С.В. Рахманинова (1873 – 1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы «Алеко», 1892; «Франческа да Римини», 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72 – 1915; «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня», 1910) и др; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (1882 – 1971; балеты «Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913 и др.).

 

6. АРХИТЕКТУРА

 

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX – XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.

В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859 – 1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А.А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900 – 02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, ассиметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894 – 96; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899 – 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев (1873 – 1949) – здание Казанского вокзала в Москве (1913 – 24), В.М. Васнецов – здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1904 – 06) и др. В петербурге же модерн испытывал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911 – 13, архитектор И.А. Фомин).

По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей. 

 

7. СКУЛЬПТУРА

 

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866 – 1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Гротескное, практически сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня – «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности, Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873 – 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864 – 1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль», 1904; «Старая», 1911 и др.).

Импрессионизм мало затронул творчество С.Т. Коненкова (1874 – 1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллергический «Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический портрет «Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора – «Нике», 1906, мрамор; «Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников – «Нищая братия», 1917, дерево, ГТГ).

 

8. ЖИВОПИСЬ

 

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале ХХ в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поисках новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру», 1893, ГТГ), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901, ГТГ) и революционные события 1905 года (С.В. Иванов, «Расстрел», 1905, Гос. муз. рев., Москва). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А.П. Рябушкина (1871 – 1924), а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Свадебный поезд в Москве XVII века», 1901; «Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века», 1901; «Московская девушка XVII века», 1903 и др. ГТГ). Историческая живопись Рябушкина – это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной ему жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.

В исторических полотнах А.В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862 – 1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, черех который передана высокая духовность героев («Великий постриг», 1898, ГРМ).

Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860 – 1900), блестяще владевший эффектами пленэрного в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1882 –89) и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895, ГТГ; «Озеро», 1900, ГРМ) до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1894, ГТГ).

Информация о работе Серебряный век русской культуры