Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:34, реферат
Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.
Содержание
1. Введение (с.3)
2. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом (с.4-8)
3. Общение врача и пациента (с.8-15)
4. Выводы(с.16)
5. Список литературы(с.17)
В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.
Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.
Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику
Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.
В данном
контексте особое значение приобретает
первая встреча врача с пациентом,
результат которой зависит от
ее установки на достижение взаимопонимания.
Именно принятый врачом при первой встрече
стиль общения в дальнейшем определит
конструктивность общения в целом.
Общение
врача и пациента.
Существенным преимуществом здравоохранения в России является то, что по сей день оно государственное и в своей основе бесплатное. И если за рубежом медицинское образование относится к числу самых дорогих и индивидуально оплачиваемых, то у нас и подготовка врачей до недавнего времени осуществлялась за счет государства. В бесплатной медицине, естественно, есть минусы: длительное ожидание на прием к врачу и ограниченное время у врача на прием больного, низкая зарплата медперсонала, плохое питание в больницах, переполненные палаты, недостаток лекарств и т.д. Но существует и серьезный плюс.
Уже в дореволюционной России в отечественной медицине укоренились гуманистические и демократические принципы, внимание к "маленькому человеку". Демократичной всегда являлась и профессия врача. Дворяне в естественники не шли, и земский врач был человеком уважаемым, но в то же время доступным. Престиж врача являлся в Советском Союзе, и в сегодняшней России является очень высоким, намного более высоким, чем, скажем, инженера.
Исторически сложилось так, что, в отличие от дореволюционной России, сегодня в нашей стране медицинские работники в подавляющем большинстве - женщины. В этом, наверное, есть высокий смысл: женщина и забота - неразделимы. При всех плюсах такого положения дел, здесь, как представляется, существует и минус: отношение к врачу-мужчине, особенно со стороны пациентов-женщин, несколько иное, чем к врачу-женщине.
Отметим, что наш гражданин был уверен в праве на медицинскую помощь: знал, что если заболеет, то ее всегда окажут независимо от его материального положения, и он может рассчитывать на недорогие или бесплатные лекарства.
Ситуация изменилась. Сегодня резко увеличилось количество платных медицинских услуг при отсутствии страховой медицины, позволяющей рядовому гражданину оплатить их.
И если организации в какой-то мере выручают своих сотрудников, то пенсионеры, инвалиды и некоторые другие категории граждан оказались в бедственном положении.
Россия
не настолько привыкли к определенному
образу жизни, что им трудно представить,
что такой, казалось бы, акт гуманности,
как медицинская помощь человеку, может
рассматриваться в совершенно ином ключе,
например, как обычные товарно-денежные
отношения. И средства массовой информации
пытаются убедить людей считать подобное
положение нормой. Определенная вероятность
повсеместного внедрения таких норм существует.
В этой связи представляется интересным
рассмотреть, как трактуются взаимоотношения,
возникающие в процессе контакта врача
и пациента в западных странах.
Факторы
взаимодействия врача и пациента
Цель у врача и больного в западных странах, в конечном счете, общая (один хочет вылечить, другой - вылечиться), но ее достижение невозможно без доверительных отношений между ними, установления с больным полного контакта в течение ограниченного времени приема (при отсутствии информации об условиях его жизни), учета его состояния.
Больной со своей стороны также должен попытаться найти общий язык с врачом, не скрывать даже неприятных для себя моментов. Однако отмечается, что хотя врач и пациент - партнеры, но партнеры неравноправные. И это несколько неожиданно, хотя бы потому, что расходится с постулатом "клиент всегда прав".
Отношения врача с больным в значительной мере определяются престижностью врачебной профессии, ее спецификой и положением врача в контакте с больным. Врач - единственная мирная профессия, представители которой дают клятву. Специальная одежда, латынь, инструменты непонятного назначения, способность излечить больного (врач
властен над жизнью и смертью, он стоит у постели роженицы и умирающего) - все это таинство, завораживающее обывателя, отдающее мистикой, способствующее кастовости врачебного сословия. Это отдаляет врача от больного, создает первому ореол непогрешимости. Приходя к врачу, пациент отдает себя в его власть.
Взаимодействие осложняется отсутствием четких правил выстраивания отношений врача и пациента. Если принципы отношений врача с пациентом в какой-то мере намечены (клятва врача, должностные инструкции, традиции и т.д.), то права, обязанности, ответственность и нормы поведения пациента не определены вообще, и он вынужден строить отношения с врачом по ходу дела, интуитивно, полагаясь на свой жизненный опыт в условиях, психологически для него непростых, и находясь не в лучшем физическом и душевном состоянии.
В отношениях с пациентом многое зависит от умения врача выбрать правильный стиль поведения. Учитывая важность сообщаемых больным сведений для постановки диагноза, можно считать, что умение выслушать больного - необходимое условие успешного лечения.
Хотя при этом врач может сомневаться в правдивости рассказа пациента. Довольно типичной является ситуация: больной утверждает, что неукоснительно следовал указания врача, но лечение не помогло. Трудности при контакте создают и врач, и пациент. Первый не всегда старается войти в положение больного, хотя в роли пациента ему, как правило, приходилось бывать. Зачастую в медицинской практике недостаточно учитывается психология больного. На это есть ряд причин. Подготовка медицинских работников основана на изучении анатомии, патологии, химии, физики, в то время как на изучение психологии обращается явно недостаточное внимание. Хотя, казалось бы, специфика врачебной профессии должна предполагать у поступающих в медицинские вузы кроме способности сдать обычные экзамены и наличие определенных черт характера и душевных качеств. Имеет значение и традиционная недооценка психической стороны соматического заболевания как медиками, так и пациентами, и переоценка технических возможностей медицины, особенно - в последнее время. С другой стороны, больному трудно понять ситуацию, в которой находится врач, больной не думает о том, что врач ограничен во времени, должен оперативно представить анамнез. Пациент не представляет себе последствий врачебной ошибки и зачастую не осознает того обстоятельства, что врач не всегда может проконсультироваться, часто должен принимать ответственное решение на свой страх и риск (на Западе, в частности, в США против врачей возбуждается большое количество судебных исков).
Ряд исследователей отмечает влияние гендерных различий на отношения врача и пациента. Количество женщин-врачей за рубежом непрерывно возрастает. Так, в США они сегодня составляют треть от общего количества врачей. Возможно, "мужские" традиции в зарубежной медицинской практике со временем изменятся.
Трудности при контакте врача и больного в существенной мере зависят от состояния последнего в лечебном учреждении. Представляется, что его индивидуальные особенности в данной ситуации как бы отходят на второй план. При входе в лечебное учреждение у любого человека может возникнуть чувство страха, беспокойства, тревоги, неуверенности.
Испытывая физические страдания, он иногда сталкивается с недоброжелательным отношением, с необходимостью длительного ожидания приема. Его может волновать болезненность процедур, он не знает ни причин, ни тяжести своего заболевания, ему нужно как-то сформулировать причины посещения и т.д. Больной может бояться огласки, испытывать чувство стыда. Иногда пациенту хочется скрыть некоторые подробности. У него могут остаться неприятные воспоминания о предыдущих посещениях лечебного учреждения.
Больного
смущает медицинская
Естественно, в такой ситуации он желает, чтобы его внимательно выслушали, успокоили.
Как правило,
больной лишен возможности
Таким
образом, спросить или попросить
что-либо для больного проблематично.
В особенности это относится к пациентам,
зависящим от помощи других, испытывающим
страдания, имеющим физические недостатки
и т.д. Вероятность принятия ими неприемлемых
ситуаций намного выше. Следует специально
отметить отличающуюся тяжестью ситуацию,
когда в ожидании болезненной процедуры
больной не получает помощи от психолога
или психиатра лечебного учреждения,
который в это время сидит в своем кабинете.
В несколько лучшем положении находятся
больные, имеющие опыт пребывания в
лечебных учреждениях, а также с высоким
социальным статусом. Кроме того,
к данной категории можно отнести больных,
имеющих постоянного врача. Кстати,
"бывалые" больные склонны преувеличивать
сложность и болезненность процедур при
обследованиях и лечении. Кроме того,
начинаются пересуды о квалификации врачебного
и сестринского персонала и т.д. Поэтому
контакт с пациентами, как в ожидании
приема у врача, так и при лечении в
стационаре, может оказаться крайне
негативным для психики больного, особенно
мнительного.
Контакт
врача и пациента
В беседе
врача с пациентом можно
В амбулаториях существует вероятность, что врачи будут работать автоматически. Кратковременность амбулаторного приема также не способствует созданию контакта.
Иногда происходит как бы подмена рассказа пациента - живого человека - о своем заболевании профессиональными понятиями. Так, больной подробно рассказывает врачу о своем заболевании. Врач, выслушав его, заключает рассказ пациента одним словом - диагнозом. При этом теряется главное - больной и причина заболевания. Г. Ниджхоф, описывая подобные моменты, дает свое видение причин данного явления. Пациент эмоционально рассказывает о своем заболевании. Врач, определяя происшедшее с пациентом одним медицинским термином, просто констатирует факт заболевания. Пациент ведет речь о своем самочувствии, а врач произносит только слово "колики". В результате первый как бы теряет всякую связь с тем, о чем он говорит, и превращается в стороннего наблюдателя'. Такое присвоение действию имени имеет определенный смысл. Когда врач "превращает" рассказ больного в диагноз, он как бы переносит вопрос в чисто профессиональное пространство. Перед больным уже не просто врач, а вся медицина. Давая название тому, что сообщил в своем рассказе больной, врач также сразу подводит пациента к следующему этапу - к определению метода лечения. И диагноз и метод лечения (его следствие) исходят, таким образом, из профессиональной области, и их трудно подвергать сомнению.