Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:01, реферат
Я считаю, что тема «Культура и быт России XVII в.» актуальна и представляет научный интерес потому, что культура XVII века явила множество новшеств во всех своих направлениях. Часть этих новых явлений была вызвана эволюционным движением, другая – бурными событиями Смуты; третья – иностранным влиянием, в первую очередь, западноевропейским, проводником которого была для России Украины и Польша.
Введение………………………………………………………………………….2
Новые тенденции в культурной жизни страны………………………………..3
Просвещение……………………………………………………………………..5
Научные знания………………………………………………………………….8
Славяно-греко-латинская академия…………………………………………...11
Архитектура и живопись………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..18
Список изученной литературы………………………………………………..20
Со своей стороны, С. Ушаков написал «Слово к люботщателям иконного писания» (1667), где решительно встал на защиту реалистических тенденций, подчёркивая, что живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы. Художником должно руководить стремление к красоте, произведение так должно воздействовать, чтобы изображённое на нём было понятно зрителю. Теоретические взгляды С. Ушакова и его сподвижников воплотились в художественных произведениях
Черты нового стиля в живописи – отход от старых канонов к реалистической действительности, к бытовому жанру – отчётливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С. Ушаков и И. Владимиров.
Реалистические тенденции
в станковой живописи ярче всего
проявлялись в работах С. Ушакова.
Центральной темой его
К числу высоких достижений живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Сивиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные мифы, сюжеты «священной истории» они используют лишь, как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всём её многообразии.
Чем шире распространялись реалистические тенденции и чем глубже они укоренялись в церковной живописи, тем решительнее выступали против них ревнители старины, которые отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое ни иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освященные традиции иконописи. По их представлении, лица святых должны быть написаны «не по плотскому умыслу», не похожими на лица обыкновенных людей. Вот как обличал новшества в искусстве протопоп Аввакум: «Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, так же и у ног бёдры толстые, и весь ярко Немчин брюхат и толст учинён, лишь сабли той при бедре не писано. А то всё писано по плотскому умыслу…» И хотя Аввакум упрекал своего противника в том, что «все то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живые писать», на самом деле позиция официальной церкви здесь ничем не отличалась от позиции раскольников. Сам Никон выступал ярым гонителем новых веяний в искусстве, устраивал даже публичные расправы над иконами нового письма. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образцы церковной живописи.
В 1668 г. появилась грамота трёх патриархов – Паисия Александрийского, Макария Антиохийского, находившихся тогда в Москве по случаю суда над Никоном, и Иоасафа Московского. В ней рекомендовалось установить контроль нал иконописью. В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых иконописных традиций и объявлявший о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений живописи.
С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной («парсуной») живописи – первого собственно светского жанра. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике – на доске, яичными красками. Во второй половине столетия изображение стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х – начала 80-х годов и царя Фёдора Алексеевича 1686 г.
Живописцы стали писать портреты по западному образцу – масляной краской на холсте. Так, в конце XVII в. написаны портреты князя Б. И. Репина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина и многих других.
Русская живопись успешно развивавшаяся в VII в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского народов, а также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья. Русские мастера приезжали для росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию. В 1641-1642 гг. по просьбе молдавского господаря русские живописцы Сидор Поспеев и Яков Гаврилов с товарищами были направлены В Яссы для росписи храма Трёх святителей. Обращались с просьбами о присылке художников и грузинские цари. С конца XVI в. почти с каждым посольством в Грузию отправлялись и иконописцы, многие из которых оставались там навсегда. Во многих местах Грузии занимались иконописью и живописью московские художники, особенно известен алавердский Егорьевский монастырь – там работало наибольшее их число. Установились связи и с Арменией. В России нашёл себе вторую родину армян Иван Салтанов, зачисленный в Оружейную палату и ставший одним из крупнейших русских художников второй половины XVII в.
На протяжении XVII столетия русская культура сделала большой шаг вперёд в своём развитии. В ней отчётливо проявились принципиально новые явления, утверждавшиеся в борьбе с религиозным мировоззрением. Однако эти новые, прогрессивные веяния были ещё не так сильны, чтобы радикально изменить направление культурного процесса. Но их развитие создало предпосылки этого перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.
XVII век — время активного освоения сибирских земель, продвижения русских вглубь незнакомого сурового края, поэтому именно тогда большое значение приобрели символические аспекты в обживании новых территорий, в принципах внутренней организации поселений и в самих сооружениях. Особенно ярко роль символики проявилась в культовом зодчестве — деревянных церквях Тобольска, Томска, Илимска, создавая традиционную и одновременно неповторимую взаимосвязь с их обликом и образным строем.
В смысловой триаде морфологии, феноменологии и символики деревянных церквей Сибири XVII в. в полной мере проявилась дихотомические ряды «божественное — мирское», «мужское — женское», «традиция — новация», «старое — новое», «общее — уникальное», «движение — стабильность». Полнота поддержания каждого составляющего обеспечивала равновесное развитие деревянного зодчества. Утрата той или иной части, например, традиций, закономерно рассматривается как угроза воспроизводству всей системы, что справедливо и в современности.
Мировоззренческая доктрина замечательных православных храмов, среди которых можно назвать и собор Софии Премудрости Слова Божия, церкви Похвалы Богородицы, Троицы Живоначальной, Казанской Божьей Матери, показывает единство понимания божественного и мирского, через их непрерывное взаимовлияние. Такое сочетание оказалось удивительно гармоничным, жизнеспособным в течение многих веков.
В христианской идее «Бог — земная Церковь» явственно угадываются древние мотивы единства и противоположности «мужского — женского», что проявляется на всех смысловых уровнях, начиная с посвящения храмов. Так, каждая церковь воздвигается во славу Бога, но имеет и конкретное поименование. Конечно, посвящение далеко не всех церквей связано с женскими божественными образами (Софией, Богоматерью, Троицей), это было слишком примитивно и прямолинейно. Однако женская знаковость может проявляться, как было показано, и в числовой символике, и в самой канонической трактовке роли Церкви, как земной посреднице между людьми и Богом.
Строители церквей следовали
традиционным для русского зодчества
канонам, которые являлись основой
для обеспечения
Русская деревянная церковная архитектура — неотъемлемая часть своеобразной культуры, созданной народом, формой жизни которого является непрерывное движение, перемещение, освоение, преобразование. Отсюда приверженность к строительству именно к деревянных зданий, которые прекрасно поддаются переделкам, усовершенствованиям, изменениям, без значительного ущерба для эстетических достоинств. Каждое поколение в новом сооружении имело возможность проявить свой художественный вкус, показать свое прочтение известных канонов, трактовать традиционные формы в духе своей мировоззренческой системы. А при необходимости и без сожаления, а с надеждой смириться с утратой здания, погибшего, например, в пожаре, поскольку всегда существовала уверенность в возможности возведения нового, одновременно и несущего элементы преемственности, и отвечающего потребностям времени.
Сибирские деревянные церкви XVII в., создававшиеся людьми и для людей, явились отражением всей мировоззренческой системы эпохи. Неудивительно, что многие из них продолжают оставаться загадкой для наших современников. Хотя усилиями исследователей завеса тайны уже приподнята, главные открытия еще впереди.
Информация о работе Новые тенденции в культурной жизни страны