Начало человеческой культуры: культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Особый интерес в данной связи представляет взаимообусловленный процесс поступательного развития материальной культуры и ее переплетения с духовной культурой на всех этапах эволюции первобытного общества. Представляется, что на данном периоде истории человечества материально-вещественные и духовно-нравственные составляющие социального процесса являлись взаимодополняющими и равнозначными. Неразвитые формы хозяйствования рождали примитивные анимистические верования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Эволюционная теория первобытной культуры Э. Тайлора ………..……...4
2. Учение о периодизации первобытного общества Л. Моргана ……………9
3. Материальная культура первобытного общества …………………………10
4. Духовная культура первобытного общества ………………………………15
Заключение …………………………………………………………..…………20
Список использованной литературы ……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Начало человеческой культуры.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я       Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Начало человеческой культуры:

культура первобытного общества»

 

 

Санкт-Петербург,

2014 г.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Эволюционная теория первобытной культуры Э. Тайлора ………..……...4

2. Учение о периодизации первобытного общества Л. Моргана ……………9

3. Материальная культура первобытного общества …………………………10

4. Духовная культура первобытного общества ………………………………15

Заключение …………………………………………………………..…………20

Список использованной литературы ……………………………..….……….21

Приложения – изображения………………………………………..….………22

 

Введение

 

Целью данной работы является представление основных характерных особенностей культуры первобытного общества как закономерного «стартового» этапа человеческой цивилизации. Реализации данной цели способствует решение ряда задач. Речь идет, прежде всего, об эволюционной теории культуры первобытного общества родоначальниками которой являются Льюис Генри Морган и Эдуард Бернетт Тайлор [1; 2].                Помимо сугубо познавательной роли знакомства с особенностями культуры первобытного общества, цивилизационный интерес представляет, несомненно, определяющие тенденции социальности, которые были эволюционно сформированы на заре человеческой истории.

Убедительной демонстрацией, выше означенной эволюционной теории первобытной культуры, избраны две неразрывные его составляющие: материальная и духовная культура, сущностные характеристики которой                  в сжатом виде представлены в содержании контрольной работы.                      Особый интерес в данной связи представляет взаимообусловленный процесс поступательного развития материальной культуры и ее переплетения                        с духовной культурой на всех этапах эволюции первобытного общества. Представляется, что на данном периоде истории человечества материально-вещественные и духовно-нравственные составляющие социального процесса являлись взаимодополняющими и равнозначными. Неразвитые формы хозяйствования рождали примитивные анимистические верования.                        И только последовавшая затем радикальная трансформация религиозного сознания от политеизма-многобожия к монотеизму – единобожию,                   привела к такому уникальному цивилизационному феномену, коим является детерминация определенной части социальной динамики духовно-нравственными и социально-этическими смысловыми конструктами. Имеется в виду, прежде всего та социокультурная динамика,                          которая обуславливается, не потребностями жизнеобеспечения,                               а мировоззрением, нравственными убеждениями и ментальными образованиями. В качестве последних можно с полным правом указать                     на огромное влияние религии на искусство, литературу, архитектуру,                          и в целом на направленность и характер цивилизационного процесса.

 

1. Эволюционная теория  первобытной культуры Э. Тайлора

 

Одним из крупнейших специалистов по первобытной культуре                     был Э.Тайлор. Особый интерес представляют его мысли по первобытной мифологии и религии. Им была разработана теория первобытного анимизма, предполагающая наличие трансцендентальных сущностей в сознании субъекта, которые он называл минимальными составляющими любой религии. Способность последних покидать временно или навсегда бренное тело привела, в дальнейшем, к формированию понятий о самостоятельных духовных сущностях, представлявших своего рода энергетические прототипы как природных феноменов, так животного и в целом органического мира. Эволюция представлений о развитии религии,                         как феномена общественного сознания, восходит к политеизму, то есть, многобожию, олицетворявшему многообразные природные энергетизмы, трансформировавшие, в конце концов, в монотеистического универсального Бога. Свою эволюционную теорию первобытной культуры Э.Тайлор аргументировал большим фактическим материалом, который черпал                       из этнографии и истории. В русле своей основной эволюционной концепции первобытной культуры им приведено большое количество научных фактов, убедительно подтверждающих взаимосвязь анимизма с иными формами первобытного религиозного сознания. Речь идет, прежде всего, о фетишизме, представляющим собой слепую веру в трансцендентальные свойства определенного класса объектов неорганического мира и тотемизме, представляющем веру в неразрывную связь членов рода с определенным животным, растением или даже неорганическим предметом.

Безусловной заслугой данного ученого является рассмотрение этих форм религиозности во взаимосвязи и в историческом развитии. Кроме всего прочего, данное открытие Э.Тайлора убедительно опровергало точку   зрения некоторых видных христианских богословов о, якобы, единой                      и всегдашней вере людей в универсального Бога.

Эволюционная теория Э.Тайлора, убедительно продемонстрировавшая неразрывную связь политеистических верований первобытных людей эпохи дикости, с последующей их трансформацией в единого Бога, радикально расходились с ортодоксальным учением католической ветви христианства.            С другой стороны, они помогали бороться с многочисленными духовными практиками иррационалистического и мистического толка, «подрывающими» и поныне фундаментальные идеологические основы традиционной доктрины христианства.

В данной связи возникает закономерный вопрос о цели                                     и предназначении изучения подрастающими поколениями истории первобытного общества. Бытует мнение, что данный период жизни человечеств настолько далеко ушел в прошлое, что не представляет никакой практической ценности для современных социальных процессов.               Однако, именно Э.Тайлор одним из первых аргументировано показал,               что адекватное понимание закономерностей развития современного общества невозможно без глубокого познания сущности первобытной истории: «Изучение истоков и первоначального развития цивилизации заслуживает ревностной работы не только как предмет любопытства, но и как весьма важное практическое руководство для понимания настоящего и заключения о будущем» [2, с. 45]. Богатая феноменология культуры различных человеческих общностей, как считал Э.Тайлор, является благодатным социокультурным научным материалом для выявления и фиксации закономерностей развития общественного сознания и совершенствования социальной практики.

Глубинная сущность эволюционной теории Э.Тайлора основывается                          на его, безусловно, правильном положении о том, что различные способы коллективной жизнедеятельности локальных человеческих общностей, являются всего лишь определенными стадиями универсальной человеческой культуры. Познание действительных движущих сил мирового социального процесса невозможно без выявления сущностных характеристик мировой культуры как основополагающего феномена человечества.

Данным ученным было осуществлено крупномасштабное сравнительное исследование первобытных и прогрессивных с общепринятой точки зрения этнокультур. Самое же главное в данной проблеме заключается, безусловно, в огромном познавательном потенциале предстоящих этапов развития цивилизации. Эволюционная теория Э.Тайлора утверждает неразрывное единство человеческой истории и динамики природы. Безусловно, сугубо материалистическая интерпретация роли и значения религиозного сознания в социокультурной динамике роднит Э.Тайлора                  с учением о сущности христианства его современника – немецкого философа Л. Фейербаха, который полагал, что не Бог создал человека и мир,                                а наоборот, человек создал Бога, как универсальное психотерапевтическое средство от неизбывного ужаса этого несовершенного мира. В то же время Э.Тайлор трезво отдает себе отчет в том, что до познания универсальных законов истории еще очень далеко, поскольку охватить всю многообразную феноменологию социокультурной динамики силами одного ученного                  или даже научного коллектива, пока не представляется возможным.

Надо отдать должное научному таланту Э.Тайлора, который не только успешно решал поставленные задачи, но и ставил перед будущими поколениями представителей социогуманитарного знания поистине громадные по значимости методологические и социально-практические задачи. В первую очередь, речь, конечно же, идет о сущностной направленности и качественной определенности исторического процесса.                 С одной стороны, совокупная мировая социокультурная динамика демонстрирует огромное разнообразие культур четырех тысяч этнонациональных общностей, сгруппированных почти в полторы сотни государственных образований, а с другой, все более явственно проявляется «однообразие и постоянство явлений», позволяющее судить обо всем мире, зная только одну страну. Э.Тайлор вполне справедливо видел   определяющие обстоятельства и условия такого рода универсального единства человечества в единства человеческих сущностных сил всех                  рас и народностей, а также безусловном единстве природно-климатических зон Земли. Однако в плане научного исследования рассматриваемой проблемы, представляется оправданным дифференциально-аналитический подход к изучению закономерностей развития культуры человечества: «Первым шагом при изучении цивилизации должно быть расчленение                  ее на составные части и классифицирование этих последних.                           Так, рассматривая оружие, мы можем различать копья, палицы, пращи, луки, стрелы и т. д. Между ткацкими изделиями мы найдем плетенья, вязанья             и различные способы пряденья и тканья нитей. Мифы могут быть разделены на мифы солнечного восхода и заката, затмений, землетрясений, на местные мифы, объясняющие названия местностей какой-нибудь фантастической сказкой на эпонимические мифы, объясняющие название племени                 как имя какого-то воображаемого предка, положившего начало роду или племени» [2, с. 79].

 

    2. Учение о периодизации первобытного общества Л.Моргана

Аналогичных с Э.Тайлором взглядов на сущность исторического процесса придерживался автор теорий первобытного общества и социального эволюционизма Л.Морган. В работе данного ученого «Древнее общество   или исследование линий человеческого процесса от дикости через варварство к цивилизации» была разработана теория становления и развития семейно брачных отношений, а также периодизация мирового процесса, включавшая дикость, варварство, цивилизацию, последовательно менявшие одна другую. Культура первобытного общества – сложносоставной историко-культурный феномен. Данным историком и этнографом была осуществлена реконструкция целостного исторического процесса первобытного общества. Согласно учению Л.Моргана этапу дикости соответствуют такие способы жизнеобеспечения как собирательство, рыболовство, охота. Первобытный коммунизм и социальное равенство. Соответственно эпохе варварства присуще скотоводство и земледелие, появляется частная собственность                                        на средства производства и зарождается социальная дифференциация. Государство, города, крупное промышленное производство, письменность                 и классовое общество, определяющее характеристики третьей – цивилизационной стадии исторического процесса.

Сущностной характеристикой и системой критериальных координат, положенных Л.Морганом в основу разделения доклассовых                                      и цивилизационных обществ является, выдвинутое им, фундаментальное положение, относительно того, что первобытнообщинный тип общества                 был основан преимущественно на индивидуальных субъектах и присущих им способах родового взаимодействия, а второй, держащийся                                  на территориальной общности, частной собственности и государственном социальном устройстве. В общем и целом эволюционная теория Л.Моргана оказала заметное воздействие на научное изучение глобальных закономерностей исторического процесса прогрессивной направленности социокультурной динамики.

 

3. Материальная культура первобытного общества

 

История первобытного общества включает такие органичные этапы                 как каменный век, длившийся от использования каменных орудий до начала использования в хозяйственной деятельности орудий из металлов – бронзы, меди. Во времена палеолита появляется неандерталец – человекоподобное существо. Эпоху неолита знаменуется переходом от потребительско-присваивающих способов ведения хозяйства – охота, собирательство, рыболовство – к воспроизводящим: оседлое земледелие и скотоводство.            В данный промежуток появляется человек разумный, научившийся использовать глиняную посуду. Применение в хозяйственном обиходе данного природного материала повлекло за собой расширение репертуара умений и навыков в его обработке – пиление, шлифование, сверление (Изображение 1).

Развитие скотоводческой и рыболовно-охотничьих культур привело                    к появлению первых стоянок древнего человека и укрепленных поселений. Энеолит, начавшийся около 5 тысяч лет до нашей эры, знаменуется активным использованием металлических орудий, украшений.                            Некоторое время артефакты из металла использовались наряду                               с предметами из кости, рогов и камней [3].

Около четырех тысяч лет до нашей эры началось активное использование в хозяйственной деятельности лошадей. Следующим этапом развития древнего мира был период включения в хозяйственный оборот инструментов и приспособлений из бронзы (Изображение 5, 6).

Появление бронзы свидетельствовало о существенном росте интеллектуальных возможностей древнего человека, поскольку                           для ее изготовления требовалось смешения меди с оловом, свинцом                        и цинком. Развитие орудийных видов хозяйственной деятельности обусловило необходимость профессиональной специализации определенных частей первобытного социума, а также привело к отделению ремесел                        от земледелия и скотоводства. Совокупно данные процессы привели                              к бурному техническому процессу – появлению колесных телег и гужевого транспорта. Такого рода хозяйственная деятельность закономерно привела                    к первоначальному разделению труда и зачаточным формам торговли. Дальнейшее развитие получили и транспортные средства. Речь идет,              прежде всего, о переходе от весельных лодок к парусным кораблям, использовавшим силу ветра.

Массовое развитие ремесел привело к появлению постоянных мест проживания мастеров-ремесленников. Именно данным обстоятельством было обусловлено появление первых городов, а последствии и государств. Сущностными характеристиками железного века, на протяжении которого активно добывалась и использовалась железная руда для изготовления орудий труда и оружия, были резкое увеличение производительности труда         и прогрессивное развитие способностей древнего человека, а также обогащение материальной культуры новыми артефактами (Изображение 2).

Одной из сущностных особенностей исторического процесса является его гетерохронность – совмещения эволюционно разнородных порядков социально-экономического устройства. Организационные формы жизнедеятельности на данном историческом этапе органично совмещали рабовладельческий строй – Индия, Китай. Египет, Месопотамия, Средняя Азия; и первобытнообщинный – Америка, Океания, Австралия.          Развитые формы разделения труда привели к бурному развитию торговли между различными этнорегионами, что в свою очередь способствовало появлению частной собственности и первых форм политических отношений.

Информация о работе Начало человеческой культуры: культура первобытного общества