Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:04, реферат
С давних времен люди подразделялись на бедных и богатых. Всегда будет кто-то носить меха и бриллианты, а кто-то поношенную одежду. Придется принять этот суровый постулат жизни, как бы не хотелось думать иначе. Конечно, вряд ли народу нечем будет прикрыть своё бренное тело - слишком много одежды произвело человечество в последнее время. Даже самым последним нищим найдётся, во что приодеться, и это о многом говорит. Более того, при желании они смогут одеться стильно, даже если начнут подбирать себе наряды на свалках, особенно на свалках развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Обычай и мода………………………………………………………...….5-7
Возникновение и эволюция моды……………………………………..7-10
Мода и социальные институты общества…………………………....10-13
Социальные функции моды………………………………..…………13-17
Мода и стратификация………………………………………………..17-18
Мода и социальная иерархия……………………………………..…..18-20
Сопротивление моде…………………………………………………..20-21
Заключение…………………………………………………..…………………..22
Список используемой литературы……………………………………………...23
|
|
специальность Юриспруденция
дисциплина Культурология
Реферат
Студента Захаровой Ирины Вячеславовны
на тему: Мода как социальный феномен.
Санкт-Петербург 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Мода
в жизни каждого человека
С давних
времен люди подразделялись на бедных
и богатых. Всегда будет кто-то носить
меха и бриллианты, а кто-то поношенную
одежду. Придется принять этот суровый
постулат жизни, как бы не хотелось
думать иначе. Конечно, вряд ли народу
нечем будет прикрыть своё бренное
тело - слишком много одежды произвело
человечество в последнее время.
Даже самым последним нищим
Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.
Каждый тип общества порождает соответствующие ему формы социальной регуляции, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию его базовых черт. Обычай в традиционных обществах — универсальная форма социальной регуляции. В динамичных же и открытых (т.е. современных) обществах эту роль играет мода. До возникновения моды некоторые социально-культурные функции моды выполнял и обеспечивал обычай.
Исторически мода выросла из обычая. Обычай и мода - это средства и формы подражания, которые обеспечивают культурную преемственность в обществе. Обычай представляет собой социально унаследованный стереотипный способ поведения, который постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе.
Обычай и мода имеют ряд сходных черт, но также и ряд существенных различий. Сходными между ними являются то, что и обычай, и мода выполняют роль механизма социальной регуляции поведения. с одной стороны, желаемые (социальные ценности), с другой - обязательные (социальные нормы). И обычай, и мода охватывают всех членов группы (хотя не все члены группы способны следовать моде); а также мода, как и обычай, порождает стандартный, стереотипный характер культурных образцов. Существенные различия между ними заключаются в следующем: мода непостоянна, с течением времени в моде постоянно меняются культурные образцы, обычаю же присущ консерватизм, часто обычай сохраняется неизменным на протяжении длительного времени.
Носителями обычая главным образом являются представители старшего поколения, в то время, как моде в основном следует поколение молодое, более восприимчивое ко всему новому. Кроме того, обычай замкнут в определенном социальном и культурном слое, а мода универсальна.
Наибольшее значение сравнительному анализу моды и обычая придавал французский социолог и социальный психолог Габриель Тард (1843—1904), высказавший ряд замечаний относительно соотношения этих двух явлений.
В теории Тарда не подражание составляет механизм усвоения и распространения обычая и моды, а наоборот, обычай и мода представляются сменяющими друг друга средствами и формами подражания.
Объясняется это тем, что французский ученый считал подражание основным социальным процессом, имеющим универсальное значение. Тард видел в подражании основу развития общества - в частности, главный механизм распространения практически всех инноваций и прогресса как такового. Он утверждал, что социальная динамика определяется именно подражанием, непрерывным повторением на уровне массового поведения, новых образцов чего бы там ни было. Тард был убеждён в том, что подражание имеет тенденцию к бесконечному распространению: развитие идёт от внутреннего подражания к внешнему, всё более очевидному; от одностороннего - к взаимному и всеобщему. Мода является фактором, имеющим прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества, это многозначное явление, касающееся ряда сфер жизни общества, это явление надо рассматривать как целостный феномен с особым местом в системе социальных и культурных норм существования общества.
Мода присуща не всем социальным обществам. Мода отсутствует в обществах статичных, закрытых, со строго ограниченным набором благ и культурных образцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться свободный обмен индивидами и культурными образцами.
Мода может существовать там, где общество неоднородно в социальном отношении, где оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Члены этих групп могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения). Соответственно, члены этих групп и являются носителями моды.
Возникновение моды, как и любого масштабного социального явления, нельзя датировать аналогично историческим событиям. Возникновение и социальное утверждение моды является процессом, который в течение длительного времени постепенно развивается внутри старых форм и из старых социальных форм. Некоторые из этих форм составляют постоянный и повсеместный социокультурный фон, на котором мода может возникнуть, а может и не возникнуть. К ним относятся те же ценности общества и демонстративное проявление разных явлений, которые присутствуют всегда и везде, при любых видах общества Другие формы, предшествующие возникновению собственно моды, составляют результат исторического развития.
В эпоху Древней Греции и Древнего Рима общества были нацелены на сохранение традиций предков, которым часто приписывался канонический характер. В этих обществах идея прогресса заменялась идеей регресса, то есть на смену «идеальному» прошлому приходило реальное настоящее и неизвестное, часто мрачное, будущее. Это нашло свое отражение даже в названии эпох того времени: эпоху Золотого века сменяет эпоха Серебряного, а ее, в свою очередь, Бронзового века, за которым следует Железный. Великим предкам приписывались божественные черты, гигантский рост, отсутствие болезней и так далее.
В эпоху
Средневековья обычай распространялся
буквально на все сферы общественной
жизни, на все этапы жизни человека
от его рождения до смерти, на все
сферы взаимоотношений в
А в ХХ и в ХХI веке мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально развитых и в определенной степени развивающихся стран. Индустриализация стимулирует переселение людей в города (урбанизацию), что делает жизнь людей более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом не перестает быть одиноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, которых он не знает, и которые не знают его. В этой ситуации лишь через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше, чем деревенские жители.
Демонстративное потребление не ограничено небольшой группой богатых. Основная масса людей не богаты и не бедны, но хотели бы походить на богатых. Поэтому механизм показного потребления движет в первую очередь ими.
К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев относится не только одежда, но и средства передвижения (в былые века — кареты, лошади, сейчас — автомобили). Автомобиль для многих людей — это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека. Чем выше слой, тем выше нормы. В результате парадокс, который можно наблюдать во все века: и бедные, и богатые выбиваются из сил, стремясь поддерживать "приличный уровень" потребления. Вся мировая литература прошлых веков полна историями о помещиках, чиновниках, буржуа, которые вязли в долгах, но организовывали балы, содержали большие экипажи, покупали дорогую одежду, жили в больших домах и держали много неэффективно используемых слуг. Наше время не является исключением.
Показное потребление — это не болезнь отдельных людей, это норма культуры, которая давит, диктует иррациональное по своей сути поведение. В такой культуре быть скромным, прислушиваться только к своим естественным потребностям неприлично. Не участвующий в гонке рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам. Показное потребление не всегда является просто средством утолить тщеславие. Суть рациональности показного потребления может состоять в том, что символическое потребление обозначает реальный потенциал, который стоит за индивидом или фирмой. Поскольку в бизнесе нередко очень важно внушить партнерам доверие к своему финансовому благополучию, то покупка на последние деньги престижного автомобиля премиум-класса не всегда является экономически иррациональной. Это же касается и огромных особняков, часто в дальних странах, где жить не придется. Подобный демонстрируемый уровень порою является залогом для получения кредитов.